Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф71095
Уровень инициативы:
Федеральный

Инициатива запрета по умолчанию подключения технической возможности оформления кредита или страховки без участия сотрудника банка

Технологии развиваются высокими темпами. А вместе с ними в России развиваются мошеннические преступные группировки. Банки не так давно стали предоставлять клиентам возможность приобретать кредиты и страховки дистанционно, без посещения отделений банка, взаимодействия с его сотрудниками и физической подписи. Удобное новшество стало возможностью для мошенников, используя приемы социальной инженерии, взломы и кражи данных, приобретать кредиты на имена третьих лиц.
На момент 18.07.2020 крупнейший банк России ПАО «Сбербанк» не предоставляет своим клиентам возможности отключить функцию дистанционного оформления кредита. Большей части клиентов банков: пенсионерам, людям с низким уровнем финансовой грамотности, да и просто тем, кто не планирует брать кредит, - данная функция не нужна и они ею никогда не воспользуются. Но именно для них высок риск, что за них это сделают мошенники.
Чем больше сила, тем больше и ответственность. Сила прогресса крепнет с каждым днем, а, значит, должны крепнуть и меры ответственности за безопасность от угроз, открываемых этим прогрессом. Кредит, доступный в несколько кликов – это очень удобный финансовый инструмент, но в первую очередь – это соблазнительная услуга, которую банк продает клиенту. У самих банков нет заинтересованности в том, чтобы удлинять своим клиентам путь для получения кредитов или оформления страховок. Поэтому обязательность добавления этапа, обеспечивающего большую безопасность клиентов при обращении с техническими средствами управления финансами, необходимо установить законодательно.

Практический результат

1. Банки должны будут больше усилий прилагать к тому, чтобы посвящать своих клиентов в детали работы своих программных продуктов.
2. У клиентов появится возможность опционально настраивать список дистанционных технических функций, доступный им без участия сотрудников банков (например, возможность отключить функцию восстановления доступа к онлайн-кабинету по номеру банковской карты и коду из sms, которая используется очень часто на фишинговых сайтах и телефонными мошенниками).
3. Как результат, уменьшится количество преступлений, совершаемых путем дистанционного мошенничества.
4. Принятие данного закона положит начало законотворческому процессу по разработке большого дополнения к закону "О защите прав потребителя", согласно которому будет регулироваться ответственность производителей программных продуктов за безопасность для клиентов тех или иных функций этих продуктов для клиента.

Решение

В связи с этим мы предлагаем разработать и принять законопроект, согласно которому:
1. Банки будут обязаны предоставлять своим клиентам возможность отказа от таких технических функций, как:
- оформление кредита без личного посещения банка, или без участия сотрудника банка, или без физической подписи клиента;
- оформление страховки без личного посещения банка, или без участия сотрудника банка, или без физической подписи клиента.
2. По умолчанию данные функции в виртуальном личном кабинете клиента банка должны быть отключены.
3. Для включения данных функций необходимо личное обращение клиента банка, которое должно быть обработано сотрудником банка.
4. При включении данных технических функций клиент должен быть обязательно ознакомлен с информацией о возможных рисках, что должен заверить личной подписью, а также осведомлен о наиболее распространенных на момент обращения мошеннических схемах и угрозах безопасности.

К началу списка инициатив