Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75593
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в законодательство РФ четких правил или запрета использования в частной охранной деятельности досмотровых комнат, металлоискателей, противокражных систем и других средств досмотра, задержания или сдерживания

Существует необходимость введения в законодательство РФ четких правил, регулирующих использование в частной охранной деятельности досмотровых комнат, металлоискателей, противокражных систем, рентгеновский установок для досмотра и других средств для проведения досмотра, задержания или силовых действий, ограничивающих вход или выход с охраняемого объекта или перемещение по его территории, или запрета их использования в частной охранной деятельности, учитывая наличие запретов на производство личного и иного досмотра частными охранниками, задержание ими на любые сроки (даже на сроки менее трех часов) и на содержание ими задержанных в каких-либо помещениях до приезда полиции и, тем более, без ее вызова, а также на применение частной охраной физической силы в случаях, когда оно допускается законодательством РФ для полиции в отношении лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, но не допускается законом О частной детективной и охранной деятельности для частных охранников в отношении указанных лиц, поскольку частной охраной охраняется большинство общественных мест и различных учреждений (парки, вузы, школы, судебные участки мировых судей, магазины, трц и др.), но права частной охраны на задержание, применение физической силы и специальных средств, осмотры предметов, транспорта и людей, ношение оружия и т.п. сильно ограничены законом, а случаи превышения охранниками полномочий имеют широкое распространение.
Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности установлен запрет на использование охранниками методов сыска, при наличии права на осмотр вносимых (ввозимых) на объект охраны, на котором установлен пропускной режим, или выносимых (вывозимых) с него предметов, и въезжающих на него (выезжающих с него) транспортных средств. Предусмотрено право на задержание охранниками лиц, посягающих на охраняемое имущество или объект охраны, либо нарушающих пропускной и (или) внутриобъектовый режимы охраняемого объекта, с незамедлительной передачей задержанных полиции. Применение физической силы разрешено только при наличии права на применение специальных средств и огнестрельного оружия, которое разрешено только в случаях нападения на охранников или других лиц, находящихся на охраняемом объекте, или оказании сопротивления лицами, совершившими преступное посягательство на охраняемое имущество. При этом частные охранники обязаны сообщать о преступлениях, совершенных на охраняемых объектах, руководству и в полицию, а также оказывать содействие органам внутренних дел и не препятствовать их деятельности.
Частные охранники имеют право на ношение специальных средств (наручников, резиновых палок и т.п.), газового и огнестрельного оружия, отнесенного к гражданскому и служебному оружию, но ношение и использование данных видов газового и огнестрельного оружия охранниками ограничено законом по видам охранной деятельности и другим предусмотренным законодательством РФ критериям, а ношение и использование в охранной деятельности пневматического, холодного и метательного оружия запрещено. С 2015 года запрещено использование в частной охранной деятельности служебных собак. Поэтому полномочия частной охраны сильно ограничены по сравнению с полномочиями полиции и других силовых структур.
Задержание на срок до трех часов предусмотрено нормами КоАП РФ как административное задержание за многие виды административных правонарушений и нормами ФЗ О полиции, О войсках национальной гвардии, О статусе военнослужащих и рядом других законов, как задержание, производимое сотрудниками полиции, росгвардии и ряда других структур в отношении лиц, незаконно проникших или пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, нарушающих определенные правила на объектах, охраняемых полицией, росгвардией и рядом других подобных структур, или лиц, задерживаемых сотрудниками росгвардии за совершение преступлений в целях их передачи полиции, а также военнослужащих, совершивших многие дисциплинарные и административные правонарушения. Задержание на срок более трех часов (на срок до сорока восьми часов) предусмотрено нормами УПК РФ в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишение свободы, нормами КоАП РФ в отношении лиц, совершивших определенные административные правонарушения, включая административные правонарушения, за которые предусмотрено наказание в виде административного ареста, ФЗ О статусе военнослужащих в отношении военнослужащих, совершивших определенные административные и дисциплинарные правонарушения, включая указанные правонарушения, за которые возможно назначение дисциплинарного ареста, и рядом других ФЗ в отдельных случаях.
Сроки административного задержания и задержания военнослужащего за административные или дисциплинарные правонарушения исчисляется с момента доставления лица или времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения. Доставление лица может быть применено и без его дальнейшего административного задержания или задержания военнослужащего, совершившего административные или дисциплинарные правонарушения, и должно быть произведено в возможно короткий срок.
Срок вытрезвления лица и общий срок его административного задержания или вышеуказанного задержания военнослужащего на превышать сорока восьми часов.
Сроки других видов задержания, включая задержание по подозрению в совершении преступления, исчисляются только с момента фактического задержания лица в соответствии с нормами УПК РФ, ФЗ О полиции и других ФЗ.
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, не может быть задержано по подозрению в его совершении, при отсутствии других оснований для его задержания, предусмотренных законодательством РФ.
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, не может быть задержано по подозрению в его совершении, при отсутствии оснований для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, предусмотренных нормами УПК РФ, и других оснований для его задержания, предусмотренных законодательством РФ. При этом лицо, в отношении которого основания, исключающие применение к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, или другие основания, запрещающие применение к нему задержания по подозрению в совершении преступления, установлены во время применения к нему данного задержания, подлежит немедленному освобождению.
По данным причинам, задержание охранником на срок до трех часов или на любой меньший срок нельзя признать задержанием охранником с незамедлительной передачей лица полиции.
Поэтому необходимо введение в законодательство РФ четких критериев сроков задержания с незамедлительной передачей полиции.
Наличие права частной охраны на задержание за нарушение пропускного и внутриобъектового режимов или посягательства на охраняемое имущество или иной охраняемый объект, при отсутствии права на применение физической силы, кроме случаев нападения или сопротивления лиц, совершающих преступления именно в отношении охраняемого имущества, означает отсутствие права на задержание многих лиц, совершивших деяния, не отнесенные к преступлениям, поскольку большинство нарушений пропускного или внутриобъектового режимов не являются преступлениями или административными правонарушениями. При этом многие административные правонарушения и преступления, совершаемые на охраняемых объектах, не связаны с нападением или сопротивлением и охранники не обязаны сообщать в полицию о совершении на охраняемом объекте административных правонарушений.
Согласно определениям, указанным в Законе РФ О частной детективной и охранной деятельности, пропускной и внутриобъектовый режимы охраняемого объекта должны соответствовать положениям Конституции РФ и законодательства РФ, что не допускает установления таких режимов, устанавливающих правила, позволяющие нарушать конституционные права человека.
На практике, имеют широкое распространение случаи ношения частными охранниками ручных металлоискателей для досмотров, установки на охраняемых частными охранниками объектах рамок металлоискателей и противокражных систем, незаконных досмотров охранниками транспорта, вещей и лиц, задержания (в том числе с применением физической силы) лиц, подозреваемых в совершении хищений и других правонарушений, проводимые как на охраняемом объекте, так и за его территорией, и доставления нарушителей в специальные помещения охраны, досмотровые комнаты или подсобные помещения, а также содержания там в течение нескольких часов до приезда полиции или без ее вызова. Вход в досмотровые комнаты и другие данные помещения многим лицам, как правило, запрещен и они могут запираться электронными замками, но какие либо удобства в них отсутствуют и выход из них задержанных по любой необходимости запрещен, что делает режим содержания в них более строгим, чем режим содержания в любом законном помещении для содержания задержанных лиц, и создает условия для фабрикации обвинений в преступлениях и административных правонарушениях в отношении задержанных охраной лиц путем подбрасывания им предметов, провокаций оскорблений или применения насилия, ложных обвинений в них и т.п., а также для совершения в отношении задержанных других противоправных действий.
Встречаются случаи использования частными охранниками служебных собак (в частности, использование служебных собак по договору с частным охранным предприятием для охраны территории Минспорта РФ в городе Москве на улице Казакова, повлекшее по неосторожности нападение собак на человека и причинение смерти человеку) и ношения охранниками пневматических пистолетов, как не отнесенных, так и отнесенных к оружию ФЗ Об оружии, и других предметов, не отнесенных к оружию и спецсредствам, разрешенным к использованию в частной охранной деятельности, гражданскому оружию самообороны или служебному оружию (в частности, ношение частными охранниками ресторана Макдоналдс в городе Москве у станции метро Пушкинская примерно до 2010 в кобурах открытого ношения с форменной одеждой пневматических пистолетов, копирующих пистолет Макарова, которые не могут быть отнесены к оружию, если их дульная энергия не превышает 3 Дж, и могут быть отнесены к пневматическому оружию, являющемуся только гражданским спортивным или охотничьим оружием, приобретаемому гражданами РФ и иностранными гражданами без лицензии и не подлежащему регистрации, если их дульная энергия составляет более 3, но не более 7,5 Дж).
Учитывая вышеизложенное, необходимы ограничение перечня объектов, охраняемых частной охраной, введение четких правил, регулирующих соблюдение в частной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра частными охранниками, задержание ими на любые сроки и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые законом и использование ими средств досмотра, задержания и силового воздействия, или введение правил, обязывающих охранять объекты частной охраной, дежурящей вместе с полицией, росгвардией или иной охраной, являющейся государственной, либо запрещающих использование частными охранниками средств досмотра, задержания и силового воздействия.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, усиление противодействия коррупции, насильственным и другим преступлениям, представляющим большую опасность для людей, и упорядочивание норм законодательства об охранной деятельности и иного законодательства.

Решение

Необходимы ограничение перечня объектов, охраняемых частной охраной, введение четких правил, регулирующих соблюдение в частной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра частными охранниками, задержание ими на любые сроки и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые законом и использование ими средств досмотра, задержания и силового воздействия, или введение правил, обязывающих охранять объекты частной охраной, дежурящей вместе с полицией, росгвардией или иной охраной, являющейся государственной, либо запрещающих использование частными охранниками средств досмотра, задержания и силового воздействия.

К началу списка инициатив