Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75619
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в законодательство РФ четких правил, регулирующих деятельность охранников, не являющихся частными или государственными, и использование в охранной деятельности данных и частных охранников средств охраны

Существует необходимость введения в законодательство РФ четких правил, регулирующих деятельность сторожей, контролеров торгового зала и других лиц, выполняющих функции охранников, и использование в охранной деятельности данных охранников (индивидуальных охранников) и частных охранников досмотровых комнат, металлоискателей, противокражных систем, рентгеновских установок для досмотра и других средств для проведения досмотра, задержания или силовых действий, ограничивающих вход или выход с охраняемого объекта или перемещение по его территории, или запрета их использования в частной и индивидуальной охранной деятельности, учитывая наличие запретов на производство личного и иного досмотра частными или индивидуальными охранниками, задержание ими на любые сроки и на содержание ими задержанных в каких-либо помещениях до приезда полиции, а также на применение данной охраной физической силы в случаях, когда оно допускается законом для полиции, но не допускается для частных охранников в отношении указанных лиц, поскольку частной и индивидуальной охраной охраняется большинство общественных мест и различных учреждений, но права частной охраны на задержание, применение физической силы и специальных средств, осмотры предметов, транспорта и людей, ношение оружия и т.п. сильно ограничены законом, а индивидуальная охрана не имеет специальных прав охраны, предусмотренных законом, и четкого правового статуса, закрепленного в законодательстве. При этом случаи превышения охранниками полномочий имеют широкое распространение.
Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности установлен запрет на занятие частной охранной деятельностью лицами, не являющимися частными охранниками, а в ст. 20.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оказание охранных услуг лицами, не являющимися частными охранниками.
Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности установлен запрет на использование охранниками методов сыска, при наличии права на осмотр премещаемых на объект охраны, на котором установлен пропускной режим, или с него предметов, и въезжающих на него (выезжающих с него) транспортных средств. Предусмотрено право на задержание лиц, посягающих на объект охраны, либо нарушающих пропускной и (или) внутриобъектовый режимы охраняемого объекта, с незамедлительной их передачей полиции. Применение физической силы разрешено только при наличии права на применение специальных средств и огнестрельного оружия, которое разрешено только в случаях опасного нападения на любых лиц, находящихся на охраняемом объекте, или оказании физического сопротивления лицами, совершившими преступление против охраняемого имущества.
Частные охранники имеют право на использование специальных средств и оружия, разрешенных для использования ими, но не на использование служебных собак.
Сторожа и иные лица, охраняющие объекты, не отнесенные к частным охранникам или государственным охранным структурам, не могут заниматься видами охранной деятельности, предусмотренными Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности и не имеют специальных прав на любые методы сыска, осмотр предметов, задержание, ношение и использование специальных средств и оружия, использование служебных собак и применение физической силы, специальных средств или оружия, а также не обязаны сообщать о преступлениях, совершенных на охраняемых объектах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Поэтому данные охранники не имеют права досматривать и осматривать транспорт, вещи и людей, применять другие методы сыска, задерживать лиц, не являющихся лицами, совершившими преступление, которых имеют право задерживать любые лица с соблюдением положений ст. 38 УК РФ, носить и использовать специальные средства и оружие, за исключением случаев наличие права на их ношение и использование, разрешенного или допускаемого ФЗ Об оружии или другим подобным законодательством РФ для их владельцев или других лиц, использовать служебных собак, за исключением случаев, когда оно разрешено законодательством для их владельцев или других лиц, применять физическую силу, специальные средства и оружие, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37, 38 и 39 УК РФ, ФЗ Об оружии и другими подобными ФЗ для любых лиц или лиц, указанных в конкретных ФЗ (например, владельцев оружия).
Таким образом, индивидуальные охранники не имеют больших законных прав, чем любые другие лица, но их права и обязанности не указаны в законодательстве, а специальная уголовная ответственность за превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение законных прав граждан и законных интересов организаций, общества или государства, предусмотрена только для частных охранников, к которым отнесены лица, имеющие удостоверение частных охранников (ст. 203 УК РФ).
Частные детективы и охранники несут более строгую административную ответственность за незаконное ношение форменной одежды представителей власти и другие нарушения, влекущие для них повышенную ответственность в случаях, предусмотренных КоАП РФ.
Частный охранник имеет правовой статус, определенный положениями Закона РФ О частной детективной и охранной деятельности, согласно которому частным охранником может быть только совершеннолетний гражданин РФ, не имеющий медицинских противопоказаний к частной охранной деятельности, непогашенных и неснятых судимостей или статуса лица, в отношении которого ведется расследование по уголовному делу и не решен вопрос о виновности в совершении преступления, либо привлечений к административной ответственности за совершение определенных административных правонарушений в течение года, и прошедший профессиональную подготовку, дающую право на получение удостоверения частного охранника.
Деятельность иностранных юридических лиц, осуществляющих охранную деятельность, и иностранных частных охранников на территории РФ регулируется международными договорами РФ.
Для индивидуальных охранников каких-либо специальных ограничений на их трудоустройство и деятельность законодательством не установлено, поэтому ими могут быть любые лица, которые могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с ТК РФ и иным законодательством РФ, включая лиц, имеющих судимости за любые преступления и психические и иные заболевания, препятствующие частной охранной деятельности, не прошедшие профессиональной подготовки.
Частные охранники обязаны предъявлять удостоверение частного охранника по требованию любых граждан, но для индивидуальных охранников законом не установлено как требования предъявления каких-либо документов, так и видов документов, указывающих на их деятельность.
Поэтому деятельность индивидуальных охранников необходимо законодательно урегулировать, а ее неурегулированность делает бессмысленным правовое регулирование частной охранной деятельности и все расходы бюджетов на него. Задержание на срок до трех часов предусмотрено нормами КоАП РФ как административное задержание и нормами ФЗ О полиции, О войсках национальной гвардии, О статусе военнослужащих и рядом других законов, как задержание, производимое сотрудниками полиции, росгвардии и ряда других структур в отношении лиц, незаконно проникших или пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, нарушающих определенные правила на объектах, охраняемых полицией, росгвардией и рядом других подобных структур, или лиц, задерживаемых сотрудниками росгвардии за совершение преступлений в целях их передачи полиции, а также военнослужащих, совершивших многие дисциплинарные и административные правонарушения.
Поэтому необходимо введение в законодательство РФ четких критериев сроков задержания с незамедлительной передачей полиции и задержания лиц, совершивших различные преступления, лицами, не являющимися уполномоченными на задержания представителями власти, в целях передачи задержанных органам власти.
Пропускной и внутриобъектовый режимы охраняемого объекта должны соответствовать положениям Конституции РФ и законодательства РФ.
На практике, имеют широкое распространение случаи ношения частными и индивидуальными охранниками ручных металлоискателей для досмотров, установки на охраняемых данными охранниками объектах рамок металлоискателей и противокражных систем, незаконных досмотров охранниками транспорта, вещей и лиц, задержания (в том числе с применением физической силы) лиц, подозреваемых в совершении хищений и других правонарушений, проводимые как на охраняемом объекте, так и за его территорией, и доставления нарушителей в специальные помещения охраны, досмотровые комнаты или подсобные помещения, а также содержания там в течение нескольких часов до приезда полиции или без ее вызова. Вход в досмотровые комнаты и другие данные помещения многим лицам, как правило, запрещен и они могут запираться, но какие либо удобства в них отсутствуют и выход из них задержанных по любой необходимости запрещен, что делает режим содержания в них более строгим, чем режим содержания в любом законном помещении для содержания задержанных лиц, и создает условия для фабрикации обвинений в преступлениях и административных правонарушениях в отношении задержанных охраной лиц и для совершения в отношении задержанных других противоправных действий.
Учитывая вышеизложенное, необходимы введение правового статуса и правил деятельности индивидуальных охранников, ограничение перечня объектов, охраняемых частной или индивидуальной охраной, введение четких правил, регулирующих соблюдение в частной и индивидуальной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра охранниками, задержание ими на любые сроки и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые законом, и использование ими средств досмотра, задержания и силового воздействия, или введение правил, обязывающих охранять объекты частной или индивидуальной охраной, дежурящей вместе с полицией, росгвардией или иной охраной, являющейся государственной, либо запрещающих использование частными и индивидуальными охранниками средств досмотра, задержания и силового воздействия.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, усиление противодействия коррупции, насильственным и другим преступлениям, представляющим большую опасность для людей, и упорядочивание норм законодательства об охранной деятельности и иного законодательства.

Решение

Необходимы введение правового статуса и правил деятельности индивидуальных охранников, ограничение перечня объектов, охраняемых частной или индивидуальной охраной, введение четких правил, регулирующих соблюдение в частной и индивидуальной охранной деятельности запретов на производство личного и иного досмотра охранниками, задержание ими на любые сроки и содержание ими задержанных в более строгих условиях, чем допускаемые законом, и использование ими средств досмотра, задержания и силового воздействия, или введение правил, обязывающих охранять объекты частной или индивидуальной охраной, дежурящей вместе с полицией, росгвардией или иной охраной, являющейся государственной, либо запрещающих использование частными и индивидуальными охранниками средств досмотра, задержания и силового воздействия на любых лиц.

К началу списка инициатив