Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф75659
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в законодательство РФ четких правил, регулирующих охрану различными лицами и службами дворов и подъездов многоквартирных жилых домов, парковок и других людных мест

Существует необходимость введения в законодательство РФ четких правил, регулирующих охрану различными лицами и службами дворов (придомовых территорий) и подъездов многоквартирных жилых домов (мкд), парковок и других мест, в которых бывает произвольное или большое число людей, поскольку охрана дворов и подъездов мкд, парковок и других подобных мест любыми лицами, как относящимися к частным охранникам, жильцам, охраняемых домов, сотрудникам организаций, обслуживающих дома, полиции или других структур, наделенными законом охранными полномочиями, так и не относящихся к ним, стала массовым и произвольным явлением в городе Москве и других субъектах РФ, что требует введения на законодательном уровне РФ видов охраны данных объектов и правил деятельности по их охране, учитывая возможное усиление криминогенной обстановки на территориях мкд, парковок и других подобных мест и увеличение расходов многих лиц и федерального бюджета на обеспечение деятельности частной или иной охраны.
Охраняемые и огороженные территории полностью закрытых и иных дворов мкд и охраняемые различными лицами их подъезды часто распределены произвольно, что может сохранять свободу передвижения людей в одних кварталах и районах города, полностью ограничивая ее в других. При этом часто встречаются дворы мкд, в которых будка охраны расположена только у одного входа и выход с другой стороны двора может быть менее удобным и более долгим, и подъезды мкд, имеющие будку или иное помещение для консьержей, в которых нет постоянного дежурства кожей или иной охраны, либо охраняемые консьержами, сторожами или иными лицами, не отнесенными к частным охранникам, либо частными охранниками. Многие огороженные дворы мкд охраняются (как законно, так и не законно) сторожами (индивидуальной охраной) или частной охраной или не охраняются (могут охраняться жильцами или нанимаемыми ими лицами). Редко могут встречаться дворы и подъезды мкд, охраняемые полицией или росгвардией. При этом по наличию и видам охраны дворы мкд распределены произвольно даже в центре Москвы. Примерами дворов мкд в городе Москве, огороженных с созданием затруднений в перемещениях по ним или по кварталам, являются дворы ряда домов у станции метро Шаболовская, в которых имеется только один пост охраны и электронный замок только у ворот одного входа, а другой вход запирается на обычный замок, и дворы домов 12, 16 - 30 по Ленинскому проспекту, огороженные полностью. При этом только у дома 12 есть будки охраны у обоих входов во двор, у домов 26 и 28 есть только одна будка охраны на оба их двора, а домов 16 - 22 и 30 имеется по одной будке охраны на каждый двор.
Дворы домов 12, 16 и 20, 24 и 26, 28 и 30 разделены другими территориями, но дворы домов 20, 22 и 24 разделены только ограждениями дворов, а дворы домов 26 и 28 не разделены и будка охраны расположена между данными домами, что ставит и жителей домов 20, 22 и 24 в неравное положение с жителями домов 26 и 28, необоснованно лишая их возможности беспрепятственного и быстрого прохода в соседние дворы и прогулочной зоны на время закрытия ЦПКиО им. Горького, и предоставляя более широкие возможности передвижения жителям домов 26 и 28, что требует решения вопроса о соединении дворов домов 20 - 24.
Парковочные зоны во дворах домов 12, 16 - 30 оборудованы не только для жильцов и их гостей, но и для посетителей магазинов и других заведений, расположенных в данных домах или их дворах, при отсутствии возможности обеспечения парковочными местами даже всех жильцов указанных домов и платности для жильцов оказания услуг по парковке и охране их транспорта.
Охраняются дворы многих данных домов сторожами, а целый ряд других огороженных дворов мкд не охраняются отдельной охраной. При этом данные дворы мкд на Кутузовском проспекте и целом ряде других улиц города Москвы охраняются частной охраной, а полицией и росгвардией могут охраняться любые дворы, если с ними заключены договоры об их охране, но часто охраняются именно дворы специальных мкд или территории различных учреждений
Подъезды многих мкд в городе Москве не охраняются или охраняются произвольно жильцами, консьержами, сторожами или частной охраной В части подъездов установлено постоянное дежурство консьержей, сторожей, частной охраны, полиции или росгвардии.
Парковки в различных дворах мкд и в других местах не охраняются постоянно либо охраняются жильцами мкд, парковщиками, сторожами и иными лицами, не отнесенными к частной охране, или частной охраной.
Все вышеизложенное требует введения четких правил охраны дворов и подъездов мкд, парковок и других подобных мест, огораживания дворов мкд, их полного закрытия для свободного прохода, установки ворот и других ограждений, распределения парковочных зон и видов охраны дворов, а также оплаты ее услуг и условий бесплатного ее предоставления.
Аналогичная ситуация с огораживанием и охраной дворов мкд имеет место и в других субъектах РФ, что требует принятия правил их огораживания и охраны на федеральном уровне.
Права частной охраны на задержание, применение физической силы и специальных средств, осмотры предметов, транспорта и людей, ношение оружия и т.п. сильно ограничены законом, а индивидуальная охрана не имеет специальных прав охраны, предусмотренных законом, и четкого правового статуса, закрепленного в законодательстве. При этом случаи превышения охранниками полномочий имеют широкое распространение.
Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности установлен запрет на занятие частной охранной деятельностью лицами, не являющимися частными охранниками, а в ст. 20.16 КоАП РФ с апреля 2020 года установлена административная ответственность за оказание охранных услуг лицами, не являющимися частными охранниками.
Огораживание дворов мкд, парковок и многих других мест, их охрана, ограничение доступа в подъезды мкд и их охрана и иные подобные меры по охране имущества не подкреплены законодательно какими-либо мерами, устанавливающими правила их применения и ответственность за их нарушения, поскольку отдельная ответственность за проникновение на любые огороженные территории и в подъезды мкд в УК и КоАП РФ, ином федеральном законодательстве, в КоАП г. Москвы и ином законодательстве города Москвы и других субъектов РФ не предусмотрена, поскольку преступлением является только незаконное проникновение в жилище (ст. 139 УК РФ) а административным правонарушением - самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект (ст. 20.17 КоАП РФ). При этом дворы и подъезды мкд не являются жилищем, а проникновение на охраняемый объект наказуемо только в случае наличия законной его охраны уполномоченными лицами. Встречаются мнения о том, что наличие только индивидуальной охраны на объекте (сторожей, парковщиков, консьержей и т.п.) исключает ответственность за самовольное проникновение на него по ст. 20.17 КоАП РФ. Подобные мнения встречаются в комментариях к КоАП РФ и в других источниках и в отношении объектов, охраняемых частной охраной, т.к. в них указывается на необходимость наличия государственной охраны объектов (ведомственной охраны, полиции, росгвардии и т.п.) для квалификации самовольного проникновения по ст. 20.17 КоАП РФ. Это требует введения четкого правового статуса всех видов охраны всех объектов и правил их охраны различными лицами, учитывая необходимость соблюдения положений Конституции РФ о высшей ценности человека, его прав и свобод, равенстве всех перед законом и судом, равной охране всех форм собственности и др.
Введение строгих правил охраны любых объектов и какой-либо отдельной ответственности за их нарушения, ответственности за приготовление к противоправным деяниям и нарушение режимов работы охраняемых объектов или охраны, а также расширение прав частной и индивидуальной охраны или собственников объектов на применение ограничительных мер либо полная отмена функций полиции и росгвардии по охране собственности физических и юридических лиц и их замена частной и (или) индивидуальной охраной будет способствовать нарушению конституционных прав человека, росту количества жалоб о нарушениях различных прав и искусственному пополнению статистической отчетности о раскрываемых преступлениях и административных правонарушениях, влекущему распространение случаев незаконного привлечения к ответственности и привлечения к ней лиц, которые не причинили какого-либо вреда и не совершали опасных действий.
Введение запрета на деятельность сторожей и иных индивидуальных охранников и (или) упразднение частной охраны будет способствовать уменьшению защищенности людей, незаконной охранной деятельности и росту незаконных действий со стороны сотрудников полиции и других лиц, поскольку единственными лицами, имеющими право на охрану станут полиция, росгвардия, иные уполномоченные на охрану государственные структуры и собственники имущества, а также управомоченные ими лица, а лишение собственников права на охрану себя и своего имущества будет нарушать Конституцию РФ.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в законодательство РФ четких правил, регулирующих охрану различными лицами и службами дворов и подъездов мкд, парковок и других мест, ограничивающих право на огораживание дворов (придомовых территорий) многоквартирных жилых домов (мкд), устанавливающих точный порядок их огораживания и критерии возникновения права на полное огораживание данных дворов с установкой калиток с запираемыми воротами и введением запрета на свободный проход через двор, правила распределения входов и въездов в данные дворы, постов охраны рядом с ними и видов охраны дворов мкд.
При внесении данных изменений, необходимо введение запрета на огораживание дворов мкд, препятствующее свободному перемещению людей по многим или всем прилегающим территориям, и (или) создающее угрозу для жизни и здоровья жильцов мкд и других лиц, и правил охраны мкд на платной или бесплатной для жильцов мкд основе, а также условий предоставления бесплатной охраны или законных средств охраны двора, подъезда и имущества жильцам мкд в определенных законом случаях.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, усиление противодействия коррупции, насильственным и другим преступлениям, представляющим большую опасность для людей, и упорядочивание норм законодательства об охранной деятельности и иного законодательства.

Решение

Необходимо введение в законодательство РФ четких правил, регулирующих охрану различными лицами и службами дворов и подъездов мкд, парковок и других мест, ограничивающих право на огораживание дворов (придомовых территорий) многоквартирных жилых домов (мкд), устанавливающих точный порядок их огораживания и критерии возникновения права на полное огораживание данных дворов с установкой калиток с запираемыми воротами и введением запрета на свободный проход через двор, правила распределения входов и въездов в данные дворы, постов охраны рядом с ними и видов охраны дворов мкд.
При внесении данных изменений, необходимо введение запрета на огораживание дворов мкд, препятствующее свободному перемещению людей по многим или всем прилегающим территориям, и (или) создающее угрозу для жизни и здоровья жильцов мкд и других лиц, и правил охраны мкд на платной или бесплатной для жильцов мкд основе, а также условий предоставления бесплатной охраны или законных средств охраны двора, подъезда и имущества жильцам мкд в определенных законом случаях.

К началу списка инициатив