Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф76997
Уровень инициативы:
Федеральный

О запрете использования дистанционных технологий при реализации очной формы обучения

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
В соответствии с частью 1 статьи 16 данного Федерального закона под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологи. А также технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Часть 2 статьи 16 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 года № 232-ФЗ) предусматривает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
В настоящее время действует Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 года № 48226).
При этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 273-ФЗ:
- обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме (часть 2);
- допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (часть 4);
- формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Однако подробного регулирования, чем именно отличаются друг от друга очная, очно-заочная и заочная формы обучения, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит.
Между тем применение дистанционных образовательных технологий означает, что непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в основном заменяется их опосредованным (на расстоянии) взаимодействием с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Очевидно, что в последнем случае происходит фактическая подмена очной формы обучения на очно-заочную или даже на заочную (самообразование).
Обучение перед экраном электронного устройства не может быть приравнено к обучению в помещении образовательной организации, оборудованном в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Обучающийся, выбравший очную форму обучения, не должен быть лишен возможности непосредственного очного взаимодействия с педагогическим работником на каждом занятии.
С учетом изложенного законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», что при осуществлении в образовательных организациях обучения по очной форме применение дистанционных образовательных технологий не допускается.
Исходя из необходимости приведения в соответствие с указанным требованием образовательных программ предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» со сроком вступления в силу 1 сентября 2021 года – с начала нового учебного года.
Реализация данного законопроекта не потребует материальных затрат, в связи с чем представление финансово-экономического обоснования не требуется.

Практический результат

Социальное напряжение у родителей и учеников, возникшее в связи с использованием в образовательном процессе дистанционных технологий в период введения субъектами Федерации режима повышенной готовности, частично будет снято. У учеников, их родителей и законных представителей появится уверенность в том, что при окончании режима повышенной готовности, как временной вынужденной меры реагирования властей регионов на эпидемиологическую ситуацию, образовательный процесс при реализации очной формы обучения вернется в свое традиционное русло без использования электронных систем и без применения дистанционных технологий. В настоящий момент данной уверенности нет, так как закон не разграничивает право образовательных учреждений на использование дистанционных технологий в очных формах обучения и в очно-заочных, и заочных.

Дополнительные материалы

Решение

Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «При осуществлении в образовательных организациях обучения по очной форме применение дистанционных образовательных технологий не допускается».
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 97 781 голос

2 219

Против решения: 274 голоса

К началу списка инициатив