Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", при должной юридической поддержке, и отсутствие ограничений на участие и прекращение участия в обществах с ограниченной ответственностью для недобросовестных бизнесменов позволяют им выводить средства ООО, выходить из состава учредителей и затем объявлять их банкротами.
Фирмы (юридические лица), специализирующиеся как на обмане простых потребителей, так и других участников рынка, в том числе гос. предприятий, открываются на заведомо небольшой срок: при накоплении судебных исков и невыполненных обязательств, при необходимости, выполняется реструктуризация ООО - выход из состава учредителей недобросовестных бизнесменов, а затем создается видимость банкротства по более или менее объективным причинам – изменения рынка, недобросовестность или банкротство контрагентов и т.п., и выполняется ликвидация предприятия. В этом случае все судебные решения о взыскании с предприятия долгов и штрафов подлежат удовлетворению в соответствии с процедурой банкротства – только за счет имеющегося имущества и/или путем привлечения к субсидиарной ответственности учредителей, среди которых на этот момент нет никого, кто являлся настоящим учредителем, и кто обладал бы каким-либо значимым имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Может также производиться и ликвидация юридического лицо в общем порядке: пока судебные дела против юридического лица еще идут в судах, и истцы не являются признанными кредиторами.
В результате наносится ущерб интересам потребителей и других контрагентов, а также всем добросовестным участникам рынка и рынку в целом, поскольку с него отвлекается часть платежеспособного спроса, и поскольку нанесенный ущерб как покупателям, так и другим контрагентам может отрицательно влиять на их дальнейшее участие в экономике.
Практический результат
Изменения в законе позволят:
1) Ужесточить контроль государства за созданием фирм-однодневок.
2) Затруднить использование неточностей в законах (в частности, законе О защите прав потребителей), которые требуют от пострадавшего обращения в суд, во время которого юридическое лицо-ответчик может прекратить существование.
3) Сделать менее желательными судебные разбирательства с потребителями и контрагентами в случаях, когда возможно досудебное урегулирование.
4) Затруднить постоянную смену юр. лиц недобросовестными бизнесменами и закрепить ответственность тех из них, кто делает это для ухода от обязательств.