Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф78794
Уровень инициативы:
Федеральный

Вернуть учёт объема мусора и возможность расчётов по фактическому вывозу

Планировать вывоз мусора в МКД и брать за это оплату, исходя из «среднепотолочных» региональных нормативов накопления – всё равно, что ставить диагноз и назначать лечение на основе «средней по больнице температуры». Последствия: горы мусора рядом с переполненными доверху контейнерами и завышенная в разы оплата с населения: регоператор, вывозя ежедневно от дома 3 контейнера с отходами, плату с потребителей берёт, как за 5-8 контейнеров. Мы, руководители ТСЖ, ведём учет вывоза ТКО, как вели его и до появления региональных операторов. Нам очевидно, что норматив накопления завышен в 2-3 раза. Всё это не может не вызывать возмущения. Но, пожалуй, главный недостаток нынешней системы расчётов за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в многоквартирных домах (МКД) – она полностью лишает людей стимула к экологически-рациональному обращению со своими отходами. Ибо никакой связи между образованием отходов и оплатой нет. Много или мало ты произвёл мусора, рассортировал и приготовил отходы к утилизации или свалил всё в одну кучу – на платёжной квитанции это никак не отражается. Более того, людей агитируют за раздельный сбор мусора, а когда они откликаются - деньги берут с них по-прежнему, как за неразделённый мусор – как это назвать?
Что ещё характерно, в нынешней системе учёту фактически вывезенных объёмов отходов места не нашлось, регоператоры производить сверку объёмов с потребителями отказываются. Хотя, как известно, процесс, лишённый объективного учёта и контроля, эффективным быть не может.
Существующая практика нарушает:
- «Закон о защите прав потребителей», ибо людей заставляют оплачивать не только оказанные, но и неоказанные услуги;
- Гражданский кодекс РФ, поскольку потребитель лишен свободы договора, а для регоператора узаконена возможность неосновательного обогащения;
- Жилищный кодекс РФ, т.к. установлен безусловный приоритет норматива перед измерением фактического объёма услуги;
- антимонопольное законодательство, поскольку никто, кроме регоператора, вывозить ТКО, включая и разделённые отходы, из МКД права не имеет.

Практический результат

Сфера обращения с ТКО станет гораздо более прозрачной. Граждане перестанут оплачивать неоказанные услуги из-за завышенных в разы нормативов. Люди будут понимать, за что они платят и у них появится экономический стимул к разделению и сортировке ТКО.

Решение

Мы предлагаем:
1. Сухие фракции разделённых отходов, не загрязнённые остатками пищи, перевести из категории «ТКО» в категорию «вторсырьё» и дать право собственникам распоряжаться ими по своему усмотрению, пользуясь для их вывоза как услугами регоператора, так и иных лиц.
2. Изменить систему планирования и расчётов за обращение с ТКО в МКД, положив в её основу не нынешние региональные нормативы, определённые в соответствии с постановлением Правительства РФ № 269 от 4.04.16, а местные нормативы накопления ТКО, определенные на основе учёта объёмов отходов, фактически вывезенных из конкретного места их накопления за прошлый период (месяц, квартал, год).
3. В тех случаях, когда перечень лиц, пользующихся тем или иным местом (площадкой) накопления ТКО, может быть чётко определен, а «вбросы» отходов от посторонних лиц маловероятны (например, мусоросборник/мусорокамера находится в подъезде или под замком, или на огороженной территории) - финансовые расчёты с пользователями производить, исходя из фактически вывезенных объёмов ТКО.
4. В остальных случаях оплату потребителей за обращение с ТКО организовать аналогично оплате за отопление: ежемесячно - платёж в размере среднемесячного фактического накопления за прошлый квартал или год, а в конце года – корректировка оплаты по итогам учёта объёмов, фактически вывезенных в течение года.
Для этого необходимо:
1. Изменить часть 148 (30) постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", установив приоритет расчёта по фактическому объему и количеству вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период.
2. Обязать регоператоров вести учёт объёмов ТКО, вывозимых ежемесячно с каждого места накопления ТКО, и проводить их сверку с заказчиками их услуг: УО, ТСЖ, ЖСК, разместив эти данные в открытом доступе в сети Интернет.
3. Регламентировать размещение (а при необходимости - коррекцию) количества и объёма контейнеров в каждом месте накопления ТКО органами местного самоуправления (ОМСУ) на основе данных этого учёта.
4. Обязать ОМСУ провести планирование процесса накопления ТКО: для мест накопления отходов, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, определить плановый перечень физических и юридических лиц, получающих услуги по обращению с отходами с использованием этих мест (плановый реестр отходообразователей). Соответствующие сведения внести в «Реестры мест (площадок) накопления ТКО» в раздел «Данные об источниках образования ТКО» в соответствии с «Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра», утверждёнными ПП РФ №1039 от 31.08.18.
5. Установить, что оплата пользователями каждого из мест накопления ТКО услуг по обращению с ТКО производится:
- если состав пользователей определён - по объёму отходов, фактически вывезенному за истекший период с данного места,
- в остальных случаях - по местному нормативу накопления отходов, определённому экспериментально по итогам учёта объёма ТКО, фактически вывезенного за прошлый период: месяц, квартал, год - с одного (ближайшего) или нескольких мест накопления ТКО, расположенных в шаговой доступности от местонахождения пользователей (в зависимости от местных условий мусоробразования и доступа к различным местам накопления ТКО).
Например, если в микрорайоне 8 МКД и их жителям доступны 3 контейнерных площадки – местный норматив определяется делением суммарного объёма ТКО, вывезенного с 3-х площадок, на число жителей в 8-ми домах, которые ими пользуются.
6. Уполномочить ОМСУ принимать решение о том, какой способ расчёта накопления применять для расчётов с определёнными потребителями услуг. Он же в случае необходимости должен скорректировать это значение на следующий квартал или год.
7. По итогам года регоператорам проводить корректировку оплаты потребителей, исходя из данных фактического учёта объёма ТКО, вывезенного за год.

К началу списка инициатив