Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Р80765
Уровень инициативы:
Региональный

О необходимости полного исключения из законодательства города Москвы понятия финского ножа

Существует необходимость полного исключения из законодательства города Москвы понятия финского ножа, поскольку отдельные понятие и правила оборота финских ножей не предусмотрены ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ, а многие виды финских ножей не отнесены действующими экспертными критериями к холодному оружию. При этом наличие у предмета, являющегося холодным оружием, бытового назначения или использование холодного оружия в бытовых целях исключали отнесение предмета к оружию по законодательству СССР, РСФСР, других союзных республик и РФ до отмены законодательных актов СССР и РСФСР об обороте оружия с 1 января 1994 года.

Понятие и правила оборота финских ножей не предусмотрены ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ, регулирующим оборот оружия или вопросы ответственности за незаконные действия с ним. При этом существуют акты РФ, г. Москвы и других субъектов РФ, регулирующие правила торговли на рынках и другие подобные правила, в которых в числе видов холодного оружия предусмотрены финские ножи.

Указание на финские ножи как вид холодного оружия предусмотрено в ряде актов РФ и субъектов РФ: "ГОСТ Р 56246-2014. Национальном стандарте Российской Федерации. Услуги торговли. Услуги розничных рынков. Общие требования"; Постановлении Правительства Москвы от 03.07.2001 N 580-ПП (ред. от 18.11.2008) "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве и утверждении Правил работы рынков" и других подобных актах, запрещающих продажу на рынках определенные виды товаров, включающие огнестрельное, газовое и пневматическое оружие - винтовки, пистолеты, револьверы, боеприпасы, аэрозольные баллончики, электрошокеры, пиротехнические и т.п. изделия; холодное оружие - кинжалы, финские ножи и т.п.; в ряде других актов, включая действующие акты РСФСР, в частности, Приказ Минторга РСФСР от 28.05.1990 N 74 "О совершенствовании комиссионной торговли непродовольственными товарами", в котором предусмотрен запрет приема на комиссию вещей, розничная продажа которых запрещена законом, или вещей, изъятых из гражданского оборота, включающих:

огнестрельное оружие - винтовки, пистолеты, револьверы и т.п. (кроме охотничьего гладкоствольного и нарезного оружия, малокалиберных винтовок), холодное оружие - кинжалы, финские ножи и т.п.

Понятие финского ножа предусмотрено в перечне видов холодного оружия в Модельном УК СНГ, который является рекомендательным законодательным актом (ч. 3 ст. 194 и ч. 4 ст. 195) и УК ряда стран СНГ (ч. 2 ст. 263 УК Украины, ч. 4 ст. 287 и ч. 3 ст. 288 УК Туркменистана и ч. 4 ст. 195 и 196 УК Таджикистана), КоАП (в частности, в ч. 3 ст. 492 УК Таджикистана) и ряда других законодательных актов многих из данных стран. Данное понятие предусматривалось долгое время в ч. 2 ст. 218 УК РСФСР 1960г. (до его отмены с 1 января 1997 года), УК и законах об оружии ряда стран постсоветского пространства, а также в некоторых других законодательных актах данных стран.

При этом принятые в последние десятилетия в СССР и действующие до настоящего времени в большинстве стран СНГ и непризнанных государствах постсоветского пространства экспертные критерии не относят многие виды финских ножей к холодному оружию и не устанавливают специальных правил их оборота, учитывая отсутствие у основных видов финских ножей ограничителей у рукоятей и выступов или подпальцевых углублений на рукоятях и наличие у части их видов (главным образом, у финских ножей НКВД) небольших ограничителей.

Финские ножи, отнесенные к холодному оружию по законодательству РФ и многих стран постсоветского пространства, находятся в гражданском обороте в качестве охотничьего холодного клинкового оружия или холодного оружия, имеющего культурную ценность, что делает излишним их отдельное указание в законодательстве.

В Российской империи и СССР до 1935 года издавались обязательные постановления для отдельных городов, запрещающие ношение финских ножей, кастетов и ряда других предметов, которые могли быть отнесены к оружию, предусматривающие штрафы или сроки ареста.

При этом на приобретение и хранение финских ножей, кинжалов, кастетов и многих других видов холодного оружия в законодательстве Российской империи ограничения не налагались.

За неисполнение обязательного постановления, если за его неисполнение не было определено законом особого наказания, согласно ст. 138 Уголовного уложения России 1903г., полагался штраф в размере до 50 рублей.

За неисполнение обязательных постановлений, устанавливающих запреты на определенные действия с финскими ножами, кастетами, иным оружием, другими предметами или совершаемые определенными законом лицами в общественных местах, в обязательных постановлениях местных властей ряда городов и других местностей Российской империи предусматривался штраф до пятисот рублей или арест до трех месяцев.

В частности, Обязательным постановлением Санкт-Петербургского градоначальника предусматривался запрет на ношение кинжалов, кастетов, кистеней, ножей, известных под названием финских, и иных ножей в городе Санкт-Петербурге и его пригородах, если это не вызвано необходимостью их использования для занятий или ремесла, и наказания в виде штрафа до пятисот рублей или ареста до трех месяцев за его нарушение. При этом данным Обязательным постановлением предусматривался полный запрет на ношение и продажу рогаток и такие же наказания за его нарушение, а другими обязательными постановлениями предусматривался запрет на хранение револьверов без особого свидетельства градоначальника и вышеуказанные виды наказаний за его нарушение.

В городе Москве хранение огнестрельного и холодного оружия и пользование им регулировалось обязательными постановлениями от 28 мая 1905 года и от 22 июня 1906 года, которыми устанавливалась ответственность за хранение и ношение всякого холодного оружия, а также кистеней и кастетов, но встречались случаи их применения к случаям хранения и ношения складных, финских и иных ножей, долот, ломов, железных палок, стамесок, гирь и других предметов, не отнесенных к холодному оружию, с назначением за их нарушение штрафов, арестов и высылки из Москвы, которое признавалось незаконным, учитывая их бытовое назначение распространенность в быту (в его незаконном применении обвинялся градоначальник Москвы Рейнбот).

Таким образом, в законодательстве Российской империи не были предусмотрены полные и постоянные запреты на приобретение, хранение и сбыт финских ножей или иного холодного оружия, их ношение ограничивалось только местным законодательством в случаях, если отсутствовала необходимость их бытового или иного законного использования, более строгие ограничения устанавливались на оборот предметов, предназначенных для поражения цели на расстоянии снарядом (в частности, рогаток и револьверов), но полного запрета на их оборот не вводилось, а разрешительные документы требовались только на револьверы. При этом все вышеуказанные противоправные деяния являлись не преступлениями, а уголовными проступками и нарушениями, наказания за которые не превышали трех месяцев ареста.

В законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик до 1932 года были предусмотрены различные ограничения на приобретение охотничьего и иного холодного оружия, которые вводились и отменялись в законодательстве СССР, РСФСР, других союзных республик и в местном законодательстве данных республик (обязательные постановления городов и т.п.), но полностью оно было ограничено только с 1932 года.

В УК РСФСР 1922г. предусматривалась ответственность только за нарушения отдельных обязательных постановлений, к которым нарушения правил оборота оружия не относились.

Нарушение обязательных постановлений местных органов власти, изданных при действии УК РСФСР 1922г., касающихся запретов на хранение и ношение без разрешения финских ножей, кинжалов, кортиков, сабель и ряда других видов холодного оружия, в Можайске и ряде других местностей СССР и РСФСР, влекло принудительные работы на срок до трех месяцев или штраф до трехсот рублей, налагаемые в административном порядке.

С 1927 года нарушение обязательных постановлений местных органов власти, издаваемых ими в пределах установленной законом компетенции, а равно постановлений, приказов и инструкций отдельных ведомств, издаваемых по уполномочиям законодательных органов, если в них специально оговорено право на установление административных взысканий, согласно ст. 192 УК РСФСР 1926г., влекло предупреждение или принудительные работы на срок до одного месяца или штраф до ста рублей, налагаемые в административном порядке.

Таким образом, в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик до 1935 года приобретение, хранение и сбыт финских ножей или иного холодного оружия ограничивались, но многие данные ограничения и ограничения их ношения, а также ответственность за их нарушение устанавливались только местным и законодательством союзных республик, и полного запрета на их оборот не вводилось, а законодательством СССР устанавливались только ограничения на оборот ряда видов холодного и иного оружия и многие ограничения были менее строгими, чем установленные законодательством РФ об обороте оружия. При этом все вышеуказанные противоправные деяния являлись не преступлениями, а административными правонарушениями, наказания за которые не превышали трех месяцев принудительных работ – наказания, не связанного с лишением свободы и отбывавшегося только по месту работы лица, которое лица, имеющие специальность, отбывали, работая только по своей специальности.

Таким образом, до 1935 года незаконный оборот холодного оружия в СССР не являлся преступлением и мог влечь административную ответственность в соответствии с местным законодательством РСФСР и других союзных республик.

С 1935 года в общесоюзном законодательстве СССР и законодательстве союзных республик была установлена уголовная ответственность за хранение, ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке, за исключением тех местностей, в которых ношение холодного оружия связано с условиями быта и является принадлежностью национального костюма (ст. 1 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935 г. «О мерах борьбы с хулиганством», ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926 г. и соответствующие нормы УК других союзных республик).

Таким образом, положения уголовного законодательства СССР и союзных республик криминализировали незаконный оборот только холодного оружия, подобного кинжалам и финским ножам, что могло допускать расширительное толкование понятия холодного оружия, незаконный оборот которого влек уголовную ответственность, учитывая право на применение уголовного закона по аналогии, запрещенное в 1958 году.

В 1959 году уголовная ответственность за незаконный оборот холодного и огнестрельного оружия была отменена на общесоюзном уровне, но в УК большинства союзных республик была установлена уголовная ответственность за незаконные действия с кинжалами, финскими ножами и иным холодным оружием. При этом в УК РСФСР 1960г. (ч. 2 ст. 218) было декриминализировано незаконное хранение холодного оружия и уголовная ответственность была установлена за ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей и иного холодного оружия без соответствующего разрешения, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом.

В других союзных республиках криминализировались и декриминализировались отдельные незаконные действия с холодным оружием. В УК Эстонской ССР 1961г. до 1985 года не предусматривалось уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия (Указом Верховного Совета Эстонской ССР от 26 декабря 1964г. «Об ответственности за незаконные хранение, ношение, изготовление или сбыт холодного оружия» до 1985 года предусматривалась административная ответственность за хранение, ношение, сбыт и изготовление холодного оружия, кроме случаев, предусмотренных МООП (МВД), а наказаниями являлись штраф до 30 рублей или арест от трех до пятнадцати суток с конфискацией холодного оружия), а с 1985 по 1993 год предусматривалась уголовная ответственность за ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без соответствующего разрешения, за исключением случаев, когда оно необходимо по условиям работы или службы (ст. 208.1).

При этом в УК РСФСР и части других союзных республик в качестве основных видов холодного оружия указывали и указывают только кинжалы и финские ножи, а в УК ряда союзных республик указывали кинжалы, финские ножи, кастеты и сабли (в частности, в ч. 2 ст. 232 УК Армянской ССР). При этом в УК ряда стран постсоветского пространства встречается указание на кинжалы, финские ножи и кастеты (в частности, в ч. 2 ст.263 УК Украины). В УК некоторых союзных республик виды холодного оружия не конкретизировались (в частности, в ч. 1 ст. 227 УК Молдавской ССР).

В части оснований исключения уголовной ответственности в УК Грузинской ССР (ч. 2 ст. 238), УК Эстонской ССР (ст. 208.1) и УК ряда других союзных республик указывали условия промысла, быта, службы или работы, в УК ряда других союзных республик присутствовали лишь отдельные из данных условий исключения ответственности, а в УК некоторых союзных республик (ч. 2 ст. 222 УК Украинской ССР, ч. 2 ст. 213 УК Белорусской ССР, ч. 2 ст. 218 УК Латвийской ССР, ч. 1 ст. 227 УК Молдавской ССР и др.) исключение уголовной ответственности не предусматривалось. При этом в УК РСФСР и ряда других союзных республик учитывались местности, где ношение или хранение и ношение холодного оружия традиционно допускалось, а в УК некоторых других союзных республик просто исключалась уголовная ответственность за все незаконные действия с холодным оружием в ряде их местностей.

Положения различных норм УК союзных республик об уголовной ответственности за незаконные действия с холодным оружием изменялись до и после распада СССР в 1991 году, но указания на кинжалы и финские ножи были исключены из многих данных кодексов только после 1991 года путем указания общего понятия холодного оружия или декриминализации незаконного оборота холодного оружия.

Таким образом, после 1959 года уголовная ответственность была установлена за различные незаконные действия с любым холодным оружием только на местном уровне в УК большинства союзных республик, но с 1985 года до распада СССР в 1991 году, данная уголовная ответственность предусматривалась в УК всех союзных республик, и не ранее 1993 года – была отменена в УК Эстонии и части независимых государств постсоветского пространства.

Первым и основным законодательным актом СССР, разграничившим виды военного и гражданского холодного оружия, и разделившим их виды, запрещенные или ограниченные к обороту, полностью отмененным в РФ только с 1 января 2021 года, было Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 12.12.1924 "О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ".

Согласно данному Постановлению все находящееся в пределах Союза ССР оружие (в том числе орудия), огнестрельные припасы, разрывные снаряды и взрывчатые вещества разделялись на три категории:

А) типа военных и военно-морских образцов, принятых для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота;

Б) типа образцов, могущих быть использованными для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота;

В) типа образцов, не могущих быть использованными для вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота и охотничьи.

2. К категории "А" относились следующие виды холодного оружия: шашки, сабли, кортики и пики военных образцов, кинжалы и клинки к перечисленным видам холодного оружия.

К категории "Б" относились следующие виды холодного оружия: предметы оружия кавказских и азиатских образцов: кинжалы, ятаганы, клычи и прочее боевое рубящее и колющее оружие.

К категории "В" относились следующие виды холодного оружия: холодное охотничье оружие, образцов, не входящих в категории "А" и "Б".

3. Производство предметов, отнесенных в категории "А" (ст. 2), выполнялось государственными заводами и могло быть допускаемо на частных заводах и в частных мастерских только Революционным Военным Советом Союза ССР по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением и Высшим Советом Народного Хозяйства Союза ССР.

Производство предметов, отнесенных к категории "Б" (ст. 2) могло выполняться на частных заводах и в частных мастерских на основании особых на этот предмет правил, издаваемых Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства Союза ССР и народными комиссариатами внутренних дел союзных республик, а в отношении предметов, упомянутых в п. 1 категории "Б" по соглашению с Революционным Военным Советом Союза ССР.

Производство предметов, отнесенных к категории "В" (ст. 2), могло выполняться на частных заводах и в частных мастерских на основании особых на этот предмет правил, издаваемых народными комиссариатами внутренних дел подлежащих республик по соглашению с государственным политическим управлением и высшим советом народного хозяйства соответствующей республики.

4. Торговля допускалась только предметами, отнесенными к п. п. 2 и 3 категории "Б" и к категории "В", при чем таковая могла производиться лишь с разрешения соответствующих народных комиссариатов внутренних дел и их местных органов (по милиции) при соблюдении особых на этот предмет правил, издаваемых народным комиссариатом внутренних дел, по соглашению с государственным политическим управлением, высшим советом народного хозяйства и народным комиссариатом по внутренней торговле соответствующей республики.

5. Приобретение предметов, отнесенных к категории "А" (ст. 2) учреждениями, кроме органов Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, предприятиями и организациями, как государственными, так и частными, а также частными лицами не допускалось и таковые находились в исключительном ведении и пользовании Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам, при чем Революционному Военному Совету Союза ССР по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением принадлежало право устанавливать изъятия из этого правила в особо исключительных случаях.

Приобретение, пользование и хранение предметов, отнесенных к п. п. 2 и 3 категории "Б" и к категории "В" (ст. 2) производилось: 1) предметов, перечисленных в п. п. 2 и 3 категории "Б" - на основании инструкции, издаваемой Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Революционным Военным Советом Союза ССР; 2) предметов, перечисленных в категории "В" на основании инструкции, издаваемой соответствующими народными комиссариатами внутренних дел (по милиции), по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением.

Многие положения данного Постановления были отменены в 1926 – 1953 годах и большинство его положений отменили до принятия Закона РФ Об оружии 1993г., но полностью оно было отменено на территории РФ только с 1 января 2021 года Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений". В процессе внесения данных изменений в СССР, было отменено право частных лиц на производство оружия и торговлю им, но в определенных законом местностях разрешалось изготовление охотничьего или национального холодного оружия отдельными лицами и отсутствовала уголовная ответственность за его незаконный оборот, а изготовление охотничьего ножа охотником с нанесением на него номера не признавалось преступным и противоправным деянием в судебной практике.

В различных нормативно-правовых актах СССР, РСФСР и других союзных республик, регламентирующих оборот оружия, финские ножи указывались в перечне других видов холодного оружия и могли быть отнесены к охотничьему, национальному или иному холодному оружию. При этом охотничье холодное оружие приобреталось, согласно определенным законодательным актам, действовавшим в разное время, свободно (в ряде актов устанавливались запреты на приобретение оружия для лиц, лишенных избирательных прав, или ряда других категорий лиц) или по охотничьему билету (как и охотничьи ружья) и право на их приобретение только по охотничьему билету сохранялось и после введения обязанности получения разрешений органов милиции на приобретение и хранение охотничьих ружей в 1975 году до вступления в силу Закона РФ Об оружии 1993г. (1 января 1994 года) и законодательных актов об обороте оружия других государств постсоветского пространства.

Национальным холодным оружием финские ножи являлись только в сельских местностях Карельской АССР - автономной республике РСФСР (с 1940 по 1956 год Карело-Финской ССР - союзной республики СССР, на территории которой действовал УК РСФСР 1926г.,), поэтому на территории данной республики разрешалось их приобретение, хранение и ношение без разрешений органов милиции и отсутствовала уголовная ответственность за их незаконный оборот.

Законодательством СССР, РСФСР и других союзных республик не было предусмотрено право на приобретение оружия в целях самообороны или коллекционирования, но было предусмотрено право на приобретение в охранительных целях ряда видов огнестрельного и холодного оружия, включая финские ножи организации могли приобретать и хранить холодное оружие, охотничьи и финские ножи без разрешения органов милиции. Использовать их можно было только для вооружения охраны, производственных целей или промысла. Носить охотничьи и финские ножи вне объекта охраны, использовать не с целью промысла или охоты запрещалось. При повторном нарушении данного правила, ножи изымались органами милиции.

Отдельным лицам запрещалось приобретать, хранить финские ножи и различного рода холодное оружие и изготовлять финские ножи для розничной продажи. Хранить и носить холодное оружие без разрешения органов милиции допускалось только в местностях, где использование его было связано с условиями быта или где это оружие являлось принадлежностью национального костюма.

Наградное огнестрельное и холодное оружие подлежало регистрации в органах милиции и могло храниться только при наличии разрешения.

Таким образом, на финские ножи распространялись правила оборота охотничьих ножей. При этом финские ножи могли приобретаться, храниться и носиться без разрешения в сельских местностях Карельской АССР, а охотничьи ножи – во всех местностях, где их хранение и ношение было связано с условиями быта (с охотничьим промыслом), и допускалось вооружение охраны организаций финскими и охотничьими ножами, запрещенное законодательством об обороте оружия и охранной деятельности РФ и других стран постсоветского пространства (если данные ножи отнесены к холодному оружию или в случае, если конкретное законодательство запрещает использование ножей для охраны (ножи не отнесены к вооружению охраны, но во многих странах постсоветского пространства их хранение и ношение не ограничены)), но их приобретение и иной оборот в других целях были запрещены, а наградное холодное оружие запрещалось хранить без разрешения.

Уголовная ответственность за любой незаконный оборот охотничьего, национального и другого подобного холодного оружия исключалась в ряде местностей РСФСР и целого ряда других союзных республик. При этом в РСФСР и некоторых других союзных республик существовали толкования соответствующих норм их УК об исключении уголовной ответственности не только за незаконные ношение или хранение и ношение, но и за сбыт и изготовление такого холодного оружия в указанных местностях, а в УК части союзных республик прямо исключалась уголовная ответственность за все незаконные действия с данным холодным оружием. При этом в УК части союзных республик уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия исключалась именно по признаку необходимости его использования по условиям промысла, быта или службы без указания на местности республики, что означало право на его оборот в указанных случаях на всей территории данных союзных республик и расширение перечня обращаемых таким образом видов холодного оружия до кортиков, военных кинжалов, сабель и других подобных видов холодного оружия.

После 1991 года многие положения данных УК продолжали действовать на территории указанных республик, ставших независимыми государствами, но после 1993 – 1997 годов они были отменены во многих данных странах путем декриминализации незаконного оборота холодного оружия или исключения из норм их УК положений о данных случаях отсутствия уголовной ответственности.

В УК РСФСР положение ч. 2 ст. 218 об исключении уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия в тех местностях, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, действовали до вступления в силу УК РФ с 1 января 1997 года. В УК РФ незаконное изготовление холодного оружия было выделено в отдельный состав преступления (ч. 4 ст. 223), в норме о котором данное указание отсутствовало, но оно содержалось в норме о незаконном ношении, приобретении или сбыте холодного оружия (ч. 4 ст.222), а с 2003 года оно исключено из ч. 4 ст. 222 УК РФ, в которой сохранена ответственность только за незаконный сбыт холодного оружия.

Таким образом, с 1997 года незаконное изготовление холодного оружия влечет уголовную ответственность на всей территории РФ без исключения конкретных его видов, а с 2003 года влечет уголовную ответственность на всей территории РФ и его незаконный сбыт, его незаконное ношение может влечь лишь административную ответственность по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, а его незаконное приобретение не влечет уголовной и административной ответственности. Внесение данных изменений в 1997 и 2003 годах было направлено на исключение противоречия данного положения УК РФ принципу равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) и правилу об отнесении уголовного законодательства к федеральному ведению (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), но оно повлекло ужесточение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия и ограничение прав лиц, проживающих в местностях, в которых им необходимо холодное оружие. При этом холодное оружие не обладает такой степенью опасности, которая должна влечь криминализацию каких-либо действий с ним, не влекущих причинения вреда, и ограничение его оборота для всех, кому оно необходимо для промысла, по условиям быта или в иных законных целях.

Подобные изменения были внесены в нормы о незаконном обороте холодного оружия, предусмотренные УК Казахстана, Абхазии и ряда других стран постсоветского пространства. При этом в большинстве данных норм уголовная ответственность на всей территории государства прямо предусмотрена только за незаконное изготовление холодного оружия, в УК всех стран постсоветского пространства декриминализировано незаконное хранение холодного оружия, а в УК Армении (ч. 4 ст. 235) и Грузии (ст. 238.1) сохраняется уголовная ответственность только за незаконное ношение холодного оружия (в действующем с 2003 года УК Армении предусматривается ответственность только за любое незаконное ношение всех видов холодного оружия, а в УК Грузии с 2000 по 2006 год незаконный оборот холодного оружия был декриминализирован, но с 2006 года предусмотрена уголовная ответственность за незаконное ношение холодного оружия в определенных данным УК случаях, за исключением его ношения с национальными костюмами или иных законных случаях, определенных УК и КоАП Грузии), а уголовная ответственность только за незаконные сбыт и изготовления холодного оружия предусмотрена только в УК многих непризнанных государств, ориентирующихся на право РФ: Южной Осетии, в которой действует УК РФ, ДНР и ЛНР, УК которых во многом соответствуют УК РФ.

Таким образом, уголовная и иная ответственность за незаконный оборот охотничьего, национального и (или) иного холодного оружия, разрешенного к обороту по местным традициям и обычаям и условиям быта, промысла работы или службы (охотничьих и национальных ножей, в том числе финских ножей, охотничьих, национальных и (или) военных кинжалов, национальных и (или) военных сабель и шашек, военных кортиков и т.п.), в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республиках, РФ и ряда других стран постсоветского пространства носила местный характер, а в законодательстве ряда данных государств до настоящего времени определяется местными обычаями и традициями и (или) другими законными причинами, но в УК части из них это не касается незаконного изготовления холодного оружия, которое является преступлением на всех их территориях без указания оснований исключения уголовной ответственности в соответствующих нормах УК, либо декриминализировано в УК ряда данных государств.

В УК РФ и УК ряда других стран постсоветского пространства, в которых сохраняется уголовная ответственность за часть незаконных действий с холодным оружием вышеуказанные основания исключения уголовной ответственности отменены или не предусматривались. При этом уголовная ответственность только за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия предусмотрена только в УК РФ (с 2003 года) и УК непризнанных государств, использующих УК РФ в качестве основного источника уголовного законодательства (в Южной Осетии после перехода от УК Грузии к УК РФ, используемого в качестве основного источника уголовного законодательства), либо принявших УК, во многом сходные с УК РФ (ДНР и ЛНР с 2014 года).

Следует отметить, что в ч. 4 ст. 222 УК РФ с 2014 года отменена уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014г. N 18-П, которым данная ответственность признана неконституционной, что означает не просто декриминализацию, а признание данной ответственности недопустимой на территории РФ со времени принятия Конституции РФ 1993 года, влекущее необходимость оправдания и реабилитации всех осужденных за незаконный сбыт данного холодного оружия и устанавливающее запрет на отнесение их к лицам, совершившим преступление, имевшим судимость или привлечение к уголовной ответственности, либо освобожденным от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Принятие данного Постановления Конституционным Судом должно было повлечь принятие федерального закона, исключающего из ч. 4 ст. 222 УК РФ уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, но данный федеральный закон так и не принят до настоящего времени, поэтому ч. 4 ст. 222 УК РФ содержит прежнее положение об уголовной ответственности за незаконный сбыт холодного оружия, не определяющее перечня их видов и иных условий, исключающих уголовную ответственность, а суды выносят обвинительные и оправдательные приговоры и иные решения по делам о незаконном сбыте холодного оружия, имеющего культурную ценность, в зависимости от заявлений обвиняемых, осужденных, и сторон защиты и обвинения о культурной ценности конкретного образца холодного оружия и признания его культурной ценностью. Это нарушает конституционные права человека и Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 г. N 18-П.

В законодательстве других стран постсоветского пространства, в УК которых предусмотрена уголовная ответственность за незаконные действия с холодным оружием, отсутствует исключение уголовной ответственности за какое-либо незаконное действие с холодным оружием, имеющим культурную ценность, что положительно выделяет законодательство РФ.

Вышеизложенное свидетельствует об ужесточении уголовного и иного законодательства об ответственности за незаконный оборот холодного оружия на всей территории РФ, влекущим увеличение числа случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за данные деяния, совершаемые, как правило, без преступных целей, и не влекущие наступления тяжких и иных опасных последствий, и о несправедливом распределении мер уголовной и административной ответственности за незаконные действия с холодным оружием в УК и КоАП РФ, не позволяющим наказывать за его незаконный оборот многих преступников, его применяющих, но влекущих привлечение к уголовной ответственности лиц, не совершавших насильственных преступлений и не склонных к их совершению, большинство которых не имеет и не имело судимости, и произвольное привлечение различных лиц к административной ответственности. Это нарушает конституционные права человека, поэтому подобное распределение мер ответственности за незаконный оборот холодного оружия отсутствует в законодательстве большинства стран мира, в которых предусматривается уголовная ответственность за незаконные действия с холодным оружием или предметами, включающими многие или все виды холодного оружия по своим характеристикам, и увеличивается число стран, в законодательстве которых незаконный оборот холодного оружия отнесен к уголовным проступкам или полностью декриминализирован.

Закон РФ Об оружии 1993г. не предусматривал правил оборота финских ножей, холодного оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, оружия, имеющего культурную ценность, и многих других видов холодного оружия, но оружие, им не предусмотренное, могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, определение боевого оружия мало отличалось от его определения в действующем ФЗ Об оружии (к боевому относилось любое оружие, предназначенное для решения боевых или оперативно-служебных задач, а не только указанное ручное стрелковое и холодное оружие (как в действующем ФЗ Об оружии)), а гражданское холодное оружие разделялось на охотничье и спортивное. При этом охотничье холодное оружие могли приобретать граждане, имеющие право на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, но оно не подлежало регистрации, а приобретение гражданами и хранение вне спортивных объектов спортивного холодного оружия было запрещено.

Положения Закона РФ Об оружии 1993г. распространялись и на оборот основных частей оружия, определяющих его функциональное назначение.

В Правилах оборота оружия, действовавших с 1994 по 1998 год, были предусмотрены ограничения на оборот оружия, не предусмотренного Законом РФ Об оружии, касающиеся его коллекционирования, но указывалось право на хранение в коллекциях без получения разрешения оружия, производство выстрела из которого исключено. Поэтому Закон РФ Об оружии 1993г. ограничивал оборот всех видов оружия, но законодательством предусматривалось право на хранение в коллекции без разрешения видов оружия, из которых невозможно произвести выстрел. Данное положение действовало и после вступления в силу ФЗ Об оружии до принятия новых Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему в 1998 году.

ФЗ Об оружии, вступивший в силу с 1 июля 1997 года, не регулирует оборот оружия, им не предусмотренного, и не содержит отдельных правил оборота финских ножей. При этом он не предусматривал правил оборота холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, до 2012 года, но предусматривал и предусматривает правила оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой. При этом атрибутика данных костюмов не утверждена до настоящего времени, перечень видов национального холодного клинкового оружия РФ и казачьего холодного клинкового оружия ФЗ Об оружии не предусматривает, а в подзаконных актах финские и другие ножи не отнесены к национальному холодному клинковому оружию РФ и к казачьему холодному клинковому оружию (к национальному холодному клинковому оружию РФ отнесены отдельные виды кинжалов, сабель и шашек, но Криминалистические требования, определяющие виды такого оружия отменены с 2017 года, а к казачьему холодному клинковому оружию в подзаконных актах (включая действующие Криминалистические требования) отнесены только кинжалы и шашки, имеющие определенные характеристики), при отсутствии отдельных правил оборота всех видов иностранного национального холодного оружия, включая его виды, предназначенные для ношения с национальными костюмами народов других бывших союзных республик СССР и территорий, входивших в состав Российской империи, и виды национального, военного и иного холодного клинкового оружия, сходного по внешнему виду или конструкции с холодным клинковым оружием, предназначенным для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой.

Изготовление холодного оружия было отнесено в Законе РФ Об оружии 1993г. и отнесено в ФЗ Об оружии к производству оружия, которое разрешено только юридическим лицам, получившим лицензии на производство гражданского, служебного или боевого оружия, а торговля гражданским, служебным или боевым оружием разрешена только юридическим лицам, получившим лицензии на торговлю соответствующими видами оружия или на их производство.

Положения ФЗ Об оружии не ограничивают и не регулируют оборот клинков и других частей различных видов оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия и отдельных правил, разрешающих конкретные действия в отношении деталей огнестрельного оружия.

Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, действующие с 1998 года, не предусматривают правил оборота иных видов оружия, и не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо ими предусмотренных, но значительно ограничивают его ношение, делая невозможным его ношение без исторических костюмов и не во время проведения определенных мероприятий.

Таким образом, законодательство РФ не предусматривает отдельных правил оборота финских ножей и не регулирует оборот частей холодного оружия.

В законодательстве Финляндии ношение в общественных местах и иной оборот холодного оружия и других опасных для здоровья человека предметов ограничен Актом О холодном оружии 1977 года и Актом Об общественной безопасности 2003 года. Данные акты разрешают ношение в общественных местах ножей и иного холодного оружия, которое предназначено для использования в качестве инструментов или для других допустимых целей, но могут быть использованы для совершения преступлений против жизни или здоровья, либо для угрозы их совершения, для использования в качестве инструментов или в других допустимых целях.

В законодательстве многих стран мира отсутствуют ограничения на приобретение, хранение и сбыт холодного оружия, в особенности, такого оружия, как охотничьи ножи и многие другие виды холодного клинкового оружия (США и др.), либо отсутствуют ограничения на оборот всех видов холодного оружия и данное оружие может быть не отнесено к оружию в соответствии с законодательством государства (в частности, в Болгарии холодное оружие не регулируется законодательством об оружии с 1999 года).

В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.

К оружию, используемому в культурных и образовательных целях в данном Законе отнесены оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие и списанное оружие.

К оружию, имеющему культурную ценность, в данном Законе отнесено оружие, включенное в состав Музейного фонда Республики Абхазия в соответствии с Законом Республики Абхазия от 6 мая 2014 года № 3495-c-V «О музеях и музейном деле».

К старинному (антикварному) оружию в данном Законе отнесено огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до 1917 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.

К списанному оружию в данном Законе отнесено огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие).

Данным Законом ношение оружия определено только как его нахождение на теле или в одежде лица и введено право на приобретение по лицензии гражданами Республики Абхазия, достигшими возраста 27 лет, в целях самообороны огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом (пистолетов и револьверов) и на приобретение по лицензии в целях охоты или спорта огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом указанными гражданами, достигшими возраста 21 года, а также право на приобретение резервистами действующего резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия огнестрельного автоматического и иного служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового и холодного оружия в установленном законодательством порядке. При этом в вышеуказанном Законе отсутствуют правила оборота видов холодного и иного оружия, им не предусмотренных.

В законодательстве США и различных штатов США бытовое использование любого холодного оружия (использование кастетов в качестве пряжек для ремня, бытовое использование ножей и т.п.) исключает любую ответственность лица за незаконные действия с оружием и исключена уголовная ответственность курьеров, доставляющих запрещенное в США холодное оружие (кастеты, сюрикены и т.п.) покупателям (в особенности, из штатов, в которых оно не запрещено, или для его бытового использования), а лица, имеющие только одну руку имеют право на ввоз в США и оборот на территории США любых автоматических ножей, открываемых одной рукой, независимо от запретов на оборот различных их видов в конкретных штатах. Право на приобретение данных ножей в различных штатах имеют спасатели, пожарные, полицейские и другие лица, работа которых связана с использованием различных инструментов в экстремальных условиях, для выполнения возложенных на них задач. При этом использование любого предмета (кухонного ножа, осколка стекла, мешка с песком и т.п.) для нападения влечет его отнесение к оружию, согласно положениям Титула 18 Кодекса США (Title 18 US Code) и уголовного законодательства штатов.

В законодательстве целого ряда стран, ограничивающих оборот холодного оружия, оно не отнесено к боевому оружию (Эстония и др.), и (или) может быть приобретено лицом, достигшим возраста 14 лет или более младшего возраста (Хорватия, Эстония и др.), либо лицом любого возраста (США и др.).

В законодательстве многих стран мира предусмотрен широкий перечень случаев, при наличии которых часть видов оружия или все его виды могут быть приобретены до достижения возраста 18 или 16 лет, либо установлен общий меньший минимальный возраст.

В законодательстве части штатов США отсутствует возрастное ограничение на приобретение оружия.

В законодательстве об обороте оружия ряда стран мира предусмотрено, что законами об оружии конкретных стран не регулируется оборот многих видов холодного клинкового оружия или всех видов холодного оружия, либо планируется принятие таких законов об оружии.

В частности, в Законе Об оружии и боеприпасах Польши 1999г. и в прежних законах об оружии Польши указано, что ими не регулируется оборот холодного оружия, за исключением ударно-дробящего холодного оружия.

На Украине планируется принятие законопроекта (проект закона N 1222), вводящего в действие Закон Об оружии, в котором будет указано, что он не распространяется на оборот холодного оружия, не являющегося метательным оружием (луками и арбалетами), которое законодательством Украины отнесено к холодному оружию (колюще-режущих и ударно-дробящих предметов, пригодных для использования в качестве оружия и бытового использования), предметов, не предназначенных для использования в качестве оружия, использование которых в качестве оружия возможно, имитационного оружия и старинного огнестрельного оружия, изготовленного до 1877 года, не предназначенного для использования патронов к запрещенному огнестрельному оружию или к огнестрельному оружию, на приобретение которого необходимо специальное разрешение, и вносящего изменения в УК и КоАП Украины, декриминализирующие незаконный оборот холодного оружия (ч. 2 ст. 263), старинного огнестрельного оружия и его копий, а также пороха и капсюлей, используемых для снаряжения патронов к огнестрельному оружию (ч. 1 ст. 263 действующей редакции ст. 263 УК Украины и ст. 263 планируемой редакции данной статьи) и устанавливающие только административную ответственность за незаконные ношение, сбыт, ремонт и изготовление луков и арбалетов (ч. 9 ст. 174.1 КУоАП, введение которой планируется данным законопроектом). При этом в настоящее время оборот холодного и иного оружия регулируется ведомственными актами МВД и других органов власти Украины, предусматривающими частично более либеральные правила оборота холодного и иного оружия, нежели ФЗ Об оружии. В частности, ими разрешается приобретение охотничьего холодного оружия по отдельному разрешению на его хранение и ношение, что запрещено ст. 13 ФЗ Об оружии, предусматривающей обязанность получения разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия для приобретение такого холодного оружия.

Отсутствие закона об оружии в законодательстве Украины отмечалось различными судами Украины как обстоятельство, исключающее признание оборота холодного, огнестрельного и иного оружия незаконным и, следовательно, привлечение лиц, его совершающих, к уголовной и иной ответственности, учитывая положения ст. 178 ГК Украины, аналогичные положениям п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, указывающие на необходимость определения законом правил оборота предметов и круга лиц, имеющих право на их оборот, для установления ограничений на их оборот. По данному вопросу было вынесено Постановление Верховного суда Украины №5-49к13 от 03.03.2014, подтвердившее нахождение оружия в свободном обороте по причине отсутствия отдельного закона. Ссылаясь на указанное Постановление Верховного суда и данные положения ст. 178 ГК Украины, суды выносили оправдательные приговоры по уголовным делам о незаконном ношении кастетов, штыков-ножей и незаконном обороте других видов холодного и огнестрельного оружия, в особенности, в случаях отсутствия доказательств общественной опасности незаконного оборота оружия в конкретных случаях (при этом выносятся и обвинительные приговоры по данным уголовным делам о незаконном обороте оружия во всех судебных инстанциях, опирающиеся на расширительное толкование понятия закона как любого законодательного акта).

Таким образом, законодательством Финляндии ограничено, в первую очередь, ношение ножей, иного холодного оружия и других опасных для здоровья человека предметов в общественных местах и разрешено ношение в них любых ножей и иного холодного оружия, предназначенного для использования в допустимых законом целях, в указанных целях, т.е. не ограничено ношение финских и других ножей в законных целях, а законодательстве многих других стран отсутствуют многие или все ограничения на оборот холодного оружия или многие ограничения на оборот любого оружия, не запрещенного законодательством государства (включая возрастное ограничение). При этом в Законе Об оружии Абхазии предусмотрены право на приобретение без лицензии национального холодного оружия Абхазии, к которому отнесены кавказская шашка, кинжал и охотничий нож, холодного оружия, имеющего культурную ценность, и многих других видов гражданского оружия, включая газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения, и право граждан на изготовление национального холодного оружия Абхазии в уведомительном порядке, а также запрещено отнесение к ношению оружия его переноски в сумке, портфеле и других подобных предметах и установлены другие правила, делающие данный Закон более логичным и справедливым по отношению к владельцам оружия, нежели ФЗ Об оружии, действующий в РФ. В законодательстве об оружии Польши и ряда других стран мира прямо предусмотрено исключение традиционных видов холодного клинкового оружия (охотничьих, национальных и многих других видов ножей, кинжалов, кортиков, шпаг, сабель, мечей, палашей и иных подобных видов холодного оружия) или всех видов холодного оружия з перечня видов оружия, регулируемых данным законодательством, а в законодательстве Украины отсутствует закон об оружии, что означает отсутствие правового регулирования его оборота, учитывая положения ГК Украины, но действующие нормативно-правовые акты предусматривают более свободный оборот охотничьего холодного оружия и ряда других видов оружия, нежели законодательство РФ, и планируются принятие закона об оружии, исключающего правовое регулирование оборота всех видов холодного оружия, и декриминализация незаконного оборота холодного оружия в ч. 2 ст. 263 УК Украины (ношения, сбыта, ремонта и изготовления кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без предусмотренного законом разрешения), а различные суды Украины достаточно часто выносят оправдательные приговоры по делам о незаконном обороте холодного оружия (в отличие от судов РФ, как правило, выносящих обвинительные приговоры по делам о незаконном обороте видов холодного и иного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии).


Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, уменьшение коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочивание его норм.

Решение

Необходимо полное исключение из законодательства города Москвы понятия финского ножа, которое будет способствовать исключению данного понятия из законодательства других субъектов РФ и федерального законодательства, а также введению в ФЗ Об оружии правила, исключающего отнесение к холодному оружию предметов, отнесенных к нему по экспертным критериям, но имеющих бытовое назначение или используемых в качестве бытовых предметов.

При этом необходимы введение правил, исключающих установление ограничений на оборот холодного оружия, бытовых ножей и других предметов, сходных с холодным оружием, противоречащих Конституции РФ, ФЗ Об оружии и иному федеральному законодательству.

Указанные изменения необходимы, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.

К началу списка инициатив