Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
02Ф81793
Уровень инициативы:
Федеральный

Создание специализированного отдела ФСБ РФ по борьбе с браконьерством

Сохранение биологического разнообразия является приоритетным направлением российской государственной политики в сфере охраны окружающей среды. Значительной угрозой для биоразнообразия является чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов и браконьерство, причем последнее оказывает особенно сильное негативное влияние на численность и защищаемых, и охотничьих видов. Так, «Стратегией сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 г.» браконьерство и незаконный оборот определены как главная угроза дикой природе.
Результатом браконьерства явилось снижение подчас до критического уровня численности отдельных видов животных, некоторые исчисляются десятками, что с биологической точки зрения является крайне низким показателем.
Активное браконьерская охота на ранее широко распространенного в Приморском крае дальневосточного леопарда и на его добычу – косуль и пятнистого оленя, привели к сокращению его численности в России к началу 2000-х годов по разным оценкам до 22-34 особей. На 2020 год было зафиксировано 97 особей - результат огромных усилий, т.к. реинтродукция крупных хищных млекопитающих в условиях дикой природы трудно реализуема и сопровождается значительными финансовыми затратами.
Масштабная добыча сайгаков привели к истреблению менее, чем за 100 лет более 99% популяции сайгака в России (к 2015 году оставалось 3,5 тыс. особей). Главная причина депрессивного состояния популяции в России за последние 20 лет несмотря на природоохранные мероприятия (6,3 тыс. особей на 2020 год) - браконьерская целенаправленная добыча самцов сайгака для получения рогов, используемых в традиционной восточной медицине.
Масштабное браконьерство по отношению к дикому северному оленю для получения дериватов в сочетании с другими неблагоприятными факторами привели к снижению с начала 21 века численности дикого северного оленя в 2-3 раза. В последние годы вместо отстрела самцов для получения пантов браконьеры во все больших масштабах практикуют прижизненную их срезку, после чего более 70% животных погибает от кровопотери, шока, инфекции, а выжившие самцы исключаются из размножения, популяции деградируют.
Широкий спрос на мускус привел к массовому уничтожению ранее широко распространенной кабарги. В установленных браконьерами петлях помимо самцов кабарги гибнут другие животные: на одного добытого половозрелого самца приходится как минимум два отловленных животных, в том числе самки и молодые особи. В петлях, установленных на копытных, погибают другие, в том числе редкие животные: снежный барс, леопард.
Не менее 80% икры осетровых и 50% - лососевых рыб, реализуемых на внутреннем рынке, добыта нелегально, а численность основных промысловых осетровых рыб в Волго-Каспийском бассейне сократилась до критического объема.
По оценкам Минприроды РФ в последние годы браконьерами добывается в два и более раза больше пушного зверя, чем разрешено официальными квотами на их добычу, что наносит непоправимый ущерб экосистемам тайги, где располагаются основные охотничьи ресурсы пушнины.
Копытные подвергаются значительному давлению незаконной добычи, объемы которого трудно определить. Согласно экспертному заключению сотрудника ВНИИОЗ, на одно разрешение добывается в среднем 4 лося. Определить уровень незаконного изъятия косули и, соответственно, реальный уровень охотничьей нагрузки еще сложнее. Учитывая распространенность коммерчески мотивированной браконьерской охоты из-под фар, предполагается, что в этом случае соотношение легальной и нелегальной добычи еще хуже, чем для лося.
Эксперты отмечают, что незаконная добыча и последующая реализация скупщикам продукции, пользующейся высоким спросом в Китае, такой как «струя» кабарги, медвежья желчь, медвежьи лапы, панты и пенисы оленей и т.п. в ряде регионов приняла масштабы полноценного промысла.
Браконьерская добыча помимо прямого экономического ущерба государству имеет долгосрочные последствия: нарушается численность и структура популяций, подрывается кормовая база хищников, в том числе охраняемых видов, экосистемы деградируют, уничтожается генетический фонд животных, растений, истощаются природные ресурсы.
Эксперты выделяют несколько типов охотников-браконьеров. VIP-охотой ради удовольствия, статусного трофея занимаются в основном облеченные властью лица или хорошо зарабатывающие, хорошо экипированные и вооруженные. Добывают зверя, чтобы прокормить свою семью, люди с невысокими доходами, живущие в сельской местности. Браконьеры-«профессионалы» коммерчески ориентированы, часто работают под заказ, надеются на покровительство своих «высоких» заказчиков, убеждены в безнаказанности, опасны. В отдельных регионах распространена браконьерская добыча диких животных для непосредственной контрабанды их частей и дериватов либо продажи скупщикам.
Как показывает судебная практика, современные браконьеры, кроме отличного оружия имеют и технические средства, помогающие им легко уйти от преследования (быстроходные катера и лодки, скоростные и вездеходные автомашины), позволяющие хорошо ориентироваться на местности (электронно-оптические системы наблюдения), осуществлять связь (средства связи). В последнее десятилетие участились случаи незаконной охоты с применение летательных аппаратов, преследовать и задерживать таких нарушителей очень затруднительно.
В ряде случаев браконьеры организуются в группы, которые являются хорошо слаженной и разветвленной системой. Роли распределяются по важности и значимости, что впоследствии значительно усложняет процесс привлечения к уголовной ответственности всех участников. Звенья одной цепочки: исполнители (те, кого фиксируют правоохранительные органы в момент правонарушения), продавцы нелегальной продукции, покупатели незаконного товара, чиновники (в редких случаях выступают «прикрытием» для браконьерских группировок).
Экономические последствия браконьерства трудно точно оценить. По оценкам Минприроды России (2014 год) объем незаконной добычи охотничьих животных превышает объем легальной добычи, ущерб составляет ежегодно более 19 млрд рублей. Ежегодно выявляется более 50 тысяч случаев незаконной торговли редкими животными и браконьерства, но это только десятая часть от их общего количества. По доходности браконьерский бизнес сопоставим с торговлей наркотиками или оружием.
Урон от браконьерства не только в экономической сфере. Недооценка степени общественной опасности экологической преступности, недостаточность усилий правоохранительных органов в борьбе с ней приводят к фактической «легализации» в представлении населения таких преступлений, как незаконная рубка лесных насаждений, незаконная охота, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов. Постепенно в общественном сознании утверждается мысль о неискоренимости браконьерства, и как следствие – что это не страшно, что все так живут, люди находят себе оправдание, и теперь уже из категории зла браконьерство превращается в норму. Так, на Дальнем Востоке браконьеры считают достаточным для отстрела занесенного в Красную книгу Российской Федерации амурского тигра тот факт, что хищник составляет им конкуренцию, охотясь на копытных. Браконьерство наносит социально-политический урон, ведет к правовому нигилизму у населения, убеждая, что властям нельзя верить.
Фактором роста браконьерства является нехватка финансирования природоохранных мероприятий, недостаточная численность инспекторов и егерей, их слабая техническая оснащенность, не позволяющие противостоять масштабам браконьерства. Нередкими стали факты оказания браконьерами сопротивления государственным природоохранным инспекторам, в том числе с применением огнестрельного оружия. Очень часто правильно подготовленные и соответствующим образом организованные браконьерские группы осуществляют противозаконную деятельность или с поддельными документами, или под соответствующим «прикрытием». Государственные природоохранные инспекторы и егеря не могут в полной мере противостоять браконьерской деятельности, например, не наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Учитывая серьезность, масштабность и разноплановость проблемы браконьерства в России, для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконной добычей объектов животного и растительного мира и их оборотом, предлагается создать специализированный отдел по борьбе с браконьерством в структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Главная задача такого отдела – пресечение противозаконной охоты, добычи (вылова) водных биологических ресурсов, вырубки лесов, иных действий, относящихся к браконьерству, незаконного оборота биологических ресурсов, пресечение деятельности отдельных лиц и организованных групп, осуществляющих незаконную добычу и оборот биоресурсов путем проведения в том числе комплексных оперативно-профилактических мероприятий, осуществляемых при необходимости совместно с другими федеральными органами государственной власти.

Практический результат

Пресечение незаконного промысла и оборота объектов фауны и флоры Российской Федерации.
Сохранение биологического разнообразия Российской Федерации.
Повышение экономического потенциала Российской Федерации.

Решение

Создание специализированного отдела по борьбе с браконьерством в структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

К началу списка инициатив