Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф82884
Уровень инициативы:
Федеральный

Реформировать сферу жилищного обеспечения и ЖКХ страны, создать под эгидой Минстроя (и ЖКХ) комплексную полнофункциональную государственную (федеральную) службу жилищного строительства, обеспечения и ЖКХ страны подобно МЧС

Несмотря на проведенные недавно реформы, особого улучшения функционирования и повышения эффективности в области ЖКХ не видно. В интернете и в СМИ по-прежнему немало жалоб и нареканий на плохую деятельность управляющих компаний (УК) и других органов ЖКХ, в том числе и государственной жилищной инспекции (ГЖИ). Многие УК не понимают или «забыли», что они предназначены прежде всего для обслуживания населения, а не для управления им и сбора денег.
Жилищное обеспечение и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) граждан является одним из основных видов жизнеобеспечения - заботы и обслуживания граждан со стороны государства. Можно сказать, что это так же жизненно важно, как оборона, безопасность, здравоохранение, обеспечение продовольствием, ширпотребом и т.д. Эта сфера существует давно и нуждается в обновлении, преобразовании и развитии соответственно требованиям времени.
В перечень функций и полномочий такой будущей службы (системы) должны входить стратегическое планирование застройки по регионам и территориям, включая малозаселенные и новые территории, строительство и эксплуатация жилого фонда, включая все виды ремонта общего имущества МКД и прилегающих коммуникаций, от текущего до капитального.
Необходима разработка государственной стратегии жилищного строительства с учетом того, где и что строить, осваивать перспективные территории, развивать малозаселенные территории.
Один из самых больных вопросов в этой сфере – тарифы. Настало время заморозить тарифы ЖКХ на несколько (3-5) лет, начиная с периода пандемии. Одна из причин повышения тарифов заключается в неэффективном управлении перечисленными выше процессами. В частности, почему нужно ежегодно повышать платежи по статье «содержание и текущий ремонт общего имущества жилого помещения (МКД)»? Как известно, средства по этой статье поступают непосредственно и целиком в распоряжение УК. Это основной финансовый поток, на котором «сидит» УК. На эти деньги содержится офис УК и образуется прибыль руководства УК. А для «содержания и текущего ремонта…» нанимаются временным образом буквально полтора гастарбайтера, которые эпизодически изображают уборку у входа в дом, а текущий ремонт в лучшем случае представляет собой раз в 10 лет покраску входных дверей. Повышение тарифов по этой статье ведет только к повышению злоупотреблений и личному обогащению руководства УК. Нельзя исключать и «задабривание» чиновников и всяких инспекторов с контролерами. Зачастую по мере накопления средств появляется соблазн обанкротить УК с одновременным исчезновением накоплений, что неоднократно и происходило.
О чем говорят рейдерские войны и захваты? Это же явная борьба за «золотое дно», - настоящий Клондайк. Ведь современный многоквартирный дом в Подмосковье (скажем, на 300 квартир) по статье «содержание и текущий ремонт общего имущества» дает ежемесячно примерно полмиллиона рублей. Причем обслуживание непосредственно самих квартир сюда не входит. А если УК «прибрала к рукам» небольшой микрорайон, в котором таких домов около 20, то за 1 месяц она получает порядка 10 миллионов, а за год – 120 000 000 рублей. Есть за что бороться всеми способами, вплоть до вооруженных рейдерских захватов.
Поэтому необходимо все УК и все органы управления в этой сфере сделать государственными, разработать и установить твердые государственные тарифы на потребляемые ресурсы и работы УК, которые должны быть основаны на реальной себестоимости затрат по их обеспечению. Что касается платежей поставщикам различных ресурсов (тепло, водоканал и т.п.), то их необходимо в кратчайшие сроки и повсеместно сделать прямыми, чтобы средства от жителей поступали поставщикам непосредственно, без задержек и злоупотреблений УК.
Вся служба (система ) должна быть организационно структурирована по уровням сверху донизу. Например, на нижнем уровне это может быть. местная УК или ЖЭК, в районе --управление ЖКХ, в регионе -главное управление ЖКХ, в федеральном округе - – министерство ЖКХ и т.п. Необходимо также разработать четкие штаты, нормативы, тарифы, регламенты и т.д.
Необходимо ввести четкие нормы на штатное расписание, нормативы и регламенты на обслуживание домов. Например, 1 бухгалтер на 500 лицевых счетов, 1 юрист на 20 МКД, по одному дворнику, сантехнику и электрику на каждые 10 МКД и т.п. Это условные цифры для примера, они требуют уточнения. Должны быть четкие требования и регламенты по обслуживанию и текущему ремонту. Например, влажная уборка в подъезде – ежедневно, очистка крыльца и дорожек у дома – ежедневно, причем начисто, до асфальта, с вывозом снега, а не сгребанием в кучи, таяние которых длится до середины лета. Время реакции на любую заявку – не более 1 часа, время устранения поломки – не более 3-х часов и т.д.
Распределять жилье желательно через органы местной власти работникам предприятий и учреждений и предоставлять его в пожизненное наследуемое пользование и владение без процедуры приватизации. В качестве нормы предоставления жилплощади вместо квадратных метров в перспективе принять принцип - «комната каждому взрослому члену семьи, включая старшеклассников, и детская комната для маленьких детей.
Финансово-хозяйственную деятельность всех УК и ЖЭКов необходимо тщательно контролировать. Для этого нужно, чтобы УК по требованию любого жителя (собственника или нанимателя) предоставляла всю информацию об итогах деятельности за месяц или квартал с подробной детализацией по каждому дому с указанием, сколько денег собрано по статье «содержание и текущий ремонт общего имущества», сколько на что израсходовано, сколько и каких трудочасов затрачено, и т.п. Публиковать в интернете акты приемки работ. В случае непредоставления такой информации или предоставлении ложных данных – штрафовать УК, а при повторении – лишать лицензии на право деятельности.
Дать жителям возможность письменно оценивать работу УК за месяц, квартал и т.д., например, через те же платежки или личный кабинет в интернете. При появлении большого количества неудовлетворительных оценок лишать УК лицензии и назначать конкурс на привлечение другой УК.
Жители должны иметь реальную возможность понижать размер оплаты по статье «содержание и текущий ремонт общего имущества». Жители – заказчик, наниматель и плательщик, а УК – подрядчик, исполнитель заказа по обслуживанию.
Общее имущество МКД и все прилегающие коммуникации целесообразно передать в государственную (федеральную, муниципальную) собственность, капитальный ремонт финансировать из соответствующих бюджетов плановым порядком. Лифтовое хозяйство передать в собственность специализированных органмзаци, возложив на них ответственность за безопасную эксплуатацию.. Капитальный ремонт панельных МКД заменить на реновацию такого жилья ввиду весьма ограниченного срока службы.
Во избежание монополизма и связанных с ним злоупотреблений законодательно ограничить количество домов или жителей (лицевых счетов), попадающих в «вотчину» одной УК, например, не более 40 МКД или не более 10-20 тыс. жителей. Для создания нормальных рыночных условий конкуренции желательно, чтобы в населенных пунктах с населением более 10-20 тыс. было не менее 3 УК.
Законодательно запретить одной УК одновременно брать на обслуживание дома в разных городах или за пределами одного района.
Перечисленные меры будут способствовать наведению порядка, снижению коррупции, нормализации психологической атмосферы среди населения и повышению эффективности функционирования всей системы.
Целесообразно рассмотреть вопрос о создании специальной формы одежды этой службы по примеру МЧС или других служб.

Практический результат

Повышение эффективности функционирования всей системы ЖКХ, наведение порядка, снижение коррупции, оптимизация затрат, улучшение условий проживания и нормализация психологической атмосферы среди жителей – населения, снижение социальной напряженности.

Решение

1. Реформировать сферу жилищного обеспечения и ЖКХ страны, создать под эгидой Минстроя (и ЖКХ) комплексную полнофункциональную государственную (федеральную) службу (систему, структуру) жилищного строительства, обеспечения и ЖКХ страны подобно примеру МЧС.
2. Распределять жилье через органы местной власти работникам предприятий и учреждений и предоставлять его в пожизненное наследуемое пользование и владение без процедуры приватизации. В качестве нормы предоставления жилплощади вместо квадратных метров принять принцип- «комната каждому взрослому члену семьи, включая старшееклассников, и детская комната для маленьких детей.
3. Все УК и все органы управления в этой сфере сделать государственными, разработать и установить твердые государственные тарифы на потребляемые ресурсы и работы УК, которые должны быть основаны на реальной себестоимости затрат по их обеспечению.
4. Разработать четкую организационную структуру по уровням сверху донизу, например, на нижнем уровне это может быть местная УК или ЖЭК, в районе - управление ЖКХ, в регионе - главное управление ЖКХ, в федеральном округе - Министерство ЖКХ и т.д. Необходимо также разработать четкие штаты, нормативы, тарифы, регламенты и т.д.
4.Общее имущество МКД и все прилегающие коммуникации передать в государственную (федеральную, муниципальную) собственность, капитальный ремонт финансировать из соответствующих бюджетов плановым порядком. Лифтовое хозяйство передать в собственность специализированным органмзациям для ответственной эксплуатации. Капитальный ремонт финансировать плановым порядком из соответствующих бюджетов. Отменить взносы на капремонт общего имущества для инвалидов,пенсионеров и граждан старше 75 лет, капитальный ремонт панельных МКД заменить на реновацию такого жилья ввиду небольшого срока его службы.
5. Заморозить тарифы ЖКХ на несколько (3–5) лет, прежде всего платежи по статье «содержание и текущий ремонт общего имущества жилого помещения»
В перспективе перейти от газоснабжения МКД к элетроснабжению, газоснабжение МКД заменить электроснабжением.
6. Сделать прямыми платежи поставщикам различных ресурсов (тепло, водоканал и т.п.), чтобы средства от жителей поступали поставщикам непосредственно, без задержек и злоупотреблений УК.
7. Дать жителям возможность письменно оценивать работу УК за месяц, квартал и т.д. через личный кабинет в интернете. При появлении большого количества неудовлетворительных оценок лишать УК лицензии.
9. Ввести четкие нормативы на штатное расписание и регламенты на обслуживание домов.
9. Рассмотреть вопрос о создании специальной формы одежды всем сотрудникам этой службы по примеру МЧС и других служб.

К началу списка инициатив