Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
66Ф83024
Уровень инициативы:
Федеральный

Уменьшить риски ложного, неправосудного обвинения в «финансировании терроризма»

Статья 205.1 УК РФ предусматривает ответственность за финансирование терроризма.
Следственный Комитет рассматривает борьбу с финансированием терроризма, как важный показатель своей деятельности - но ориентируясь, при этом, на количество доведенных до суда дел, а не на их серьезность с т.з. общественной безопасности.
Одновременно, из-за отсутствия экономического роста в последние несколько лет, обострилась проблема бедности и необходимость помощи малоимущим, а также больным, нуждающимся в дорогостоящем лечении, в котором государство отказывает - в результате увеличилось и количество организаций и частных лиц-сборщиков пожертвований.
При этом, откликаясь на призыв пожертвовать деньги нуждающимся путем перевода незначительных сумм ДС по банковским реквизитам, номерам карт и телефонов, граждане РФ рискуют оказаться объектом внимания правоохранительных органов РФ, т.к. под видом сбора средств на благотворительность могут действовать любые организации, в том числе и те, которые СК РФ считает причастными к финансированию террористической деятельности. Следственные органы не всегда в состоянии эффективно отслеживать собственно террористические организации, зато вполне в состоянии преследовать обычных, ничего не подозревающих граждан, отслеживая их переводы. Суммы, о которых идет речь, как правило не просто незначительны, но смехотворны - в пределах 500 рублей. При этом доказательством умысла на финансирование террористической деятельности правоохранители считают просто сам факт перевода ден. средств на счета определенных организаций и физ. лиц, причастность которых к финансированию террористической деятельности или непосредственно к такой деятельности они (правоохранители) установили в результате оперативной работы. Но простые жертвователи не обладают возможностями для собственного расследования по каждой просьбе о помощи.
Осуждению, с такой позиции, подлежат даже ошибочные переводы.
Подобные дела бросают тень на правоохранительные органы и на правосудие, которое склонно им доверять.

Практический результат

1. Фокус внимания правоохранительных органов будет перенесен с мелких частных пожертвований, часто осуществляемых без понимания настоящих целей сборщиков средств, либо в результате обмана жертвователя сборщиков средств, на собственно сборщиков средств для финансирования терроризма. А также на случаи действительно осознанного предоставления денежных средств для финансирования терроризма: в существенном объеме, неоднократного, и/или при наличии связей с организацией, осуществляющей сбор средств для террористической деятельности, либо непосредственно такой деятельностью. Это повысит эффективность работы правоохранительных органов по борьбе с финансированием терроризма.
2. Вероятность неправосудного приговора за перевод денежных средств для людей, откликнувшихся на ложные просьбы о помощи нуждающимся, будет существенно уменьшена. Авторитет правоохранительной и судебной систем в этой области будет восстановлен.

Решение

Внести изменения в Примечание 1 к статье 205.1 УК РФ, определяющее, что понимается под финансированием терроризма.
Текущий текст:
"Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений."
Необходимо дополнить текст следующим образом:
"В качестве доказательства того, что средства предоставлялись с осознанием, что они предназначаются для финансирования или материального обеспечения одного из указанных преступлений, должны в обязательном порядке наличествовать:
1) свидетельства каких-либо иных связей лица, предоставляющего средства, с организацией, осуществляющей сбор средств, либо с организациями, являющимися конечными получателями средств, и которые признаны террористическими либо виновными в финансировании терроризма; в том числе под такими связями понимаются: членство в таких организациях, участие в деятельности этих организаций (присутствие на мероприятиях), общие коммерческие интересы с членами этих организаций;
2) и/или свидетельства многократного (более 3-х транзакций) предоставления средств организациям, уличенным в сборе средств для финансирования террористической деятельности, при отсутствии или существенно меньшем (на порядок и более) объеме других пожертвований общественным организациям, не являющимся террористическими и не осуществляющими сбор средств для таковых;
3) и/или свидетельства того, что лицо, предоставляющее средства, разделяет цели и идеи, соответствующие определению терроризма, как идеологии, согласно закону "О противодействии терроризму"; в качестве таких свидетельств могут выступать высказывания лица в соц.сетях и/или на публичных мероприятиях, сделанные не более, чем за 3 года до вменяемого ему эпизода финансирования терроризма."

К началу списка инициатив