Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф84009
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости решения вопроса о введении бесплатного проезда в наименее эффективных видах городского наземного транспорта РФ и на части или всех маршрутах транспорта во время возникновения пандемий или других опасных ситуаций или всегда

Существует необходимость решения вопроса о введении бесплатного проезда в наименее эффективных видах городского наземного транспорта города Москвы и других субъектов РФ (трамваях и троллейбусах), возможности перемещения которых ограничены, и его введении на части или всех маршрутах транспорта во время возникновения пандемий или других опасных ситуаций, а также о полном отказе от платности проезда на части маршрутов или на всех маршрутах для многих или всех категорий населения в городе Москве и других субъектах РФ, поскольку платность проезда на всех видах транспорта и маршрутах для значительного числа категорий населения и для всех лиц, не имеющих льготных документов, влечет рост расходов как пассажиров, так и транспортных организаций, бюджета города Москвы и федерального бюджета, учитывая необходимость производства и реализации проездных билетов и других проездных документов, организацию работы мест их реализации и лиц, уполномоченных на их реализацию и на контроль проезда на транспорте, и на оплату их труда.
При этом отсутствие строгого порядка контроля оплаты проезда и контролеров, в особенности, при повышении тарифов на проезд, может влечь увеличение количества случаев неоплаченного проезда, а его наличие может влечь существенные нарушения конституционных прав человека и присвоение денежных средств пассажиров контролерами и другими уполномоченными на продажу билетов или контроль оплаты проезда лицами или лицами, выдающими себя за указанных лиц, а также превышение полномочий и злоупотребление ими различными должностными лицами и иные незаконные действия различных лиц.
Профилактика указанных противоправных действий и их пресечение возможны только при наличии усиленного контроля за деятельностью лиц, работающих на должностях контролеров, кассиров, водителей и других подобных работников транспорта, который повлечет увеличение расходов бюджетов, транспортных организаций и пассажиров.
Поэтому необходимо введение максимально возможных условий бесплатности транспорта, учитывая современное развитие различных видов транспорта, необходимость его использования в экстренных ситуациях и его совершенствование, проводившееся независимо от финансовых потерь, связанных с ростом тарифов, затруднениями движения транспорта в г. Москве, деятельностью лжеконтролеров и незаконными действиями законных контролеров по взиманию штрафов без квитанций до 2009 года, а также с другими нарушениями, влекущими убытки для транспортных организаций.
Различная стоимость проезда в трамваях, троллейбусах и автобусах была установлена в законодательстве СССР, при этом наименьшая стоимость была установлена для проезда в трамвае (три копейки), стоимость проезда в троллейбусе составляла четыре копейки, а наибольшая стоимость была установлена для проезда в автобусе и метро (пять и шесть копеек).
В современных условиях, учитывая повышение стоимости проезда на транспорте и введение единых билетов на все виды городского транспорта города Москвы, разделение стоимости проезда в различных видах городского транспорта или введение бесплатности части его видов более актуально, чем в СССР, т.к. оно позволит справедливо распределить стоимости оказания услуг по перевозке пассажиров и виды проездных билетов, учитывая качество их оказания, и исключит излишние расходы пассажиров на оплату проезда.
Отсутствие меньшей стоимости проезда или бесплатного проезда в троллейбусах до их отмены в г. Москве с 25 августа 2020 года с сохранением одного короткого бесплатного маршрута троллейбуса у Казанского вокзала и всех маршрутов и типов трамваев было нелогично, учитывая отнесение троллейбуса к не эффективным видам транспорта и меньшую маневренность трамваев, при большей стоимости их обслуживания, поскольку, в отличие от троллейбуса, для движения трамвая необходимы как провода, так и рельсы, что требует снижения тарифов на проезд в трамваях или введения его бесплатности, анализа эффективности других видов общественного транспорта (автобусов, микроавтобусов, электробусов и др.) в целях правильного распределения тарифов на проезд в них или отмены данных тарифов, а также решения вопроса о восстановлении части троллейбусных маршрутов, не влекущем большого увеличения расходов бюджета г. Москвы и федерального бюджета, и о правильном распределении тарифов на проезд в троллейбусах или введения бесплатного проезда в них в случае восстановления данных маршрутов.
Право на бесплатный проезд на части или всех маршрутах транспорта предусмотрено в части городов и других населенных пунктов различных субъектов РФ (в частности, в Чукотском АО в городе Анадырь) и части городов различных стран мира (в Эстонии в городе Таллин (для жителей города, людей старше 65 лет и ряда других категорий лиц), в Австралии в части городов на части маршрутов, в США в городе Нью-Йорк на части маршрутов и в ряде других городов США и др.). С 29 февраля 2020 года существует страна, в которой проезд в общественном транспорте стал полностью бесплатным, - Люксембург. При этом количество данных городов, иных населенных пунктов, субъектов РФ и стран мира достаточно быстро возрастает.
В части городов РФ и других стран мира отменяются маршруты трамваев и троллейбусов. При этом их полная отмена без снижения тарифов на проезд на них или введения их бесплатности не является правильным решением, учитывая резкое увеличение нагрузки на более эффективные виды транспорта (автобусы, электробусы, метро, железнодорожный и автомобильный транспорт), влекущее и значительное увеличение расходов на указанные виды транспорта.
Введение бесплатности части или всех видов общественного транспорта и его маршрутов является наиболее актуальным в условиях пандемии коронавируса, учитывая необходимость более частого перемещения людей на различные расстояния с соблюдением мер безопасности и сокращения распространения коронавируса, которое возможно путем уменьшения количества контактов пассажиров, работников транспорта и других должностных лиц, в особенности, влекущих длительное оформление документов, передачу денег или документов, задержание пассажиров или других лиц и возникновение различных конфликтных ситуаций.
В законах об административной ответственности целого ряда субъектов РФ (Чеченской Республики, Ленинградской области, Липецкой области, Воронежской области, Ростовской области, Республики Дагестан, Чукотского автономного округа и др.) отменена административная ответственность за безбилетный проезд на городском транспорте и (или) за иные нарушения правил на транспорте. При этом в части из них на отменена по протестам прокуратур, выявивших нарушение федерального законодательства (в Ленинградской области и др.), а в Законе об административных правонарушениях одного субъекта РФ - Еврейской автономной области (ст. 35) установлен размер штрафа за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа в городском и пригородном пассажирском автомобильном транспорте, меньший минимального размера административного штрафа, предусмотренного КоАП РФ с 2007 года (100 рублей) - 20 рублей.
Положения нового Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 24.02.2021 N 26-ФЗ, установившего запрет на высадку из транспорта безбилетных пассажиров, не достигших возраста 16 лет, и права контролеров транспорта и других уполномоченных работников транспорта (водителей, кондукторов) в соответствии с законодательством субъектов РФ на требование предъявления удостоверений личности и на высадку безбилетных пассажиров, достигших возраста 16 лет, явно указывают на необходимость введения бесплатного проезда в наименее эффективных видах городского наземного транспорта города Москвы и других субъектов РФ (трамваях и троллейбусах), возможности перемещения которых ограничены, и его введения на части или всех маршрутах транспорта во время возникновения пандемий или других опасных ситуаций, а также полного отказа от платности проезда на части маршрутов или на всех маршрутах для многих или всех категорий населения в городе Москве и других субъектах РФ, поскольку данный ФЗ расширяет права контролеров транспорта, не давая им специального правового статуса должностных лиц, допуская ограничение прав лиц законодательством субъектов РФ, а не федеральным законом. В части права на высадку пассажиров, достигших возраста 16 лет, включая несовершеннолетних, лиц преклонного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья, данный ФЗ необоснованно нарушает их права и не может соответствовать Конституции РФ, а также вводит излишние распорядительные полномочия работников транспорта, что требует введение запрета на высадку всех пассажиров, не совершающих опасных действий на транспорте, и на их высадку без присутствия полиции и других уполномоченных представителей власти или без состояний необходимой обороны, задержания лиц, совершивших преступления, и крайней необходимости (ст. 37, 38 и 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и др.).
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению расходов на общественный транспорт, повышению качества перевозок пассажиров и популяризации общественного транспорта, способствующей отказу от частого использования личного транспорта и увеличению мобильности населения, а также экономии средств пассажиров, повышающей спрос на различные товары и услуги и уровень жизни людей.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, уменьшение расходов на общественный транспорт, повышение качества перевозок пассажиров и популяризация общественного транспорта, способствующая отказу от частого использования личного транспорта и увеличению мобильности населения, а также экономия средств пассажиров, повышающая спрос на различные товары и услуги и уровень жизни людей.

Решение

Необходимо решение вопроса о введении бесплатного проезда в наименее эффективных видах городского наземного транспорта РФ (трамваях и троллейбусах), возможности перемещения которых ограничены, и его введении на части или всех маршрутах транспорта во время возникновения пандемий или других опасных ситуаций, а также о полном отказе от платности проезда на части маршрутов или на всех маршрутах для многих или всех категорий населения в РФ.

К началу списка инициатив