Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф84012
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения четкого правового статуса контролеров транспорта, лишения их ограничительных полномочий или их упразднения

Существует необходимость объединения контролеров перевозчика (ГУП "Мосгортранс") и ГКУ "Организатор перевозок" в одну категорию должностных лиц, уполномоченных на обеспечение контроля на транспорте в РФ, имеющих права и обязанности, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, принятия федерального закона, четко определяющего правовой статус и полномочия контролеров транспорта, либо лишения контролеров ГКУ "Организатор перевозок" прав на наложение штрафов и задержание любых нарушителей, а также на применение других мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях для уполномоченных должностных лиц в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, и лишения других контролеров транспорта прав на изъятие любых предметов и документов, а также на задержание любых нарушителей, либо упразднения контролеров транспорта, поскольку деятельность контролеров перевозчика и ГКУ полностью не урегулирована законодательством РФ и субъектов РФ, их полномочия частично совпадают, включая права и обязанности, ограничивающие законные права пассажиров, а наличие двух категорий контролеров транспорта увеличивает расходы ГУП "Мосгортранс" и бюджета города Москвы. Контролеры ГКУ "Организатор перевозок" были введены в г. Москве в 2011 году, при увеличении административного штрафа за безбилетный проезд, противоречащего ст. 1.3.1 КоАП РФ, со ста до одной тысячи рублей, и им было предоставлено право налагать штрафы. До 2011 года контролем на наземном городском транспорте г. Москвы занимались только контролеры ГУП "Мосгортранс", которые до 2006 года имели только удостоверения и не были обеспечены форменной одеждой и опознавательными знаками, что влекло рост числа лжеконтролеров и случаев превышения полномочий контролерами. До отмены в КоАП РФ права на взимание административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, контролеры часто брали деньги на оплату штрафа, не выдавая или не заполняя квитанцию, необходимую для удостоверения наложения и оплаты штрафа и являющуюся документом строгой финансовой отчетности. Это влекло рост числа лжеконтролеров и недополучение денежных средств как ГУП "Мосгортранс", так и бюджетом города Москвы. Контролеры ГКУ "Организатор перевозок" предусмотрены законодательством и ряда других субъектов РФ (Московской области и Санкт-Петербурга).
После отмены взимания штрафа на месте, с 20 ноября 2009 года контролерам было запрещено налагать штрафы, что соответствовало федеральному законодательству, учитывая как их отнесение к работникам транспорта, а не к должностным лицам, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушения, так и положения ст. 1.3.1 КоАП РФ, запрещающей установление административной ответственности за нарушение актов федерального законодательства в законах субъектов РФ. Поэтому контролеры ГКУ "Организатор перевозок" получили право на наложение штрафов без полного учета положений федерального законодательства. При этом полномочия контролеров перевозчика и ГКУ распределены не совсем логично и справедливо. Только контролеры перевозчика имеют право на реализацию проездных билетов в салоне транспорта и на изъятие у безбилетных пассажиров социальных карт, включая принадлежащие им, и только контролеры ГКУ имеют право на наложение административных штрафов и составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных рядом норм КоАП города Москвы и других соответствующих субъектов РФ, составы которых противоречат федеральному законодательству. Отдельные права и обязанности контролеров совпадают. В их числе обязанности ношения форменной одежды и наличия при себе удостоверения контролера и права на вызов полиции, и на доставление в полицию пассажиров, применяющих к контролеру насилие или угрожающих ему расправой, а также на подачу в полицию на таких пассажиров соответствующих заявлений. Понятие угрозы расправой не определено законодательством города Москвы и федеральным законодательством, но под ним может подразумеваться угроза убийством, отнесенная к преступлениям в случае, если имелись основания опасаться реального ее осуществления (ст. 119 УК РФ), хулиганство с угрозой насилием (ч. 1 и 2 ст. 213 УК РФ в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 543-ФЗ), и в случаях угрозы насилием представителям власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Применение насилия может влечь административную или уголовную ответственность в случаях, если оно причинило физическую боль (ст. 6.1.1 КоАП РФ, ст. 116 и 116.1 УК РФ), вред здоровью человека (ст. 111 - 115 и 118 УК РФ) или иные опасные последствия (ст. 105 - 110 УК РФ и др.), либо в случаях хулиганства с применением насилия (ч. 1 и 2 ст. 213 УК РФ в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 543-ФЗ), либо совершено в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ). Право на задержание лица, совершившего преступление, для его передачи органам власти имеет любое лицо, при условии соблюдения положений ст. 38 УК РФ. Право на задержание лица, совершившего административное правонарушение, имеет только должностное лицо, уполномоченное на осуществление доставления или административного задержания лица. Поэтому наделение контролера или иного лица правом на задержание лица, совершившего преступление, представляется излишним, а его наделение правом на задержание лица, совершившего административное правонарушение или иное нарушение закона, не отнесенное к преступлениям, означает введение для данного лица определенного специального правового статуса, который должен быть четко закреплен в законодательстве РФ, а лица, его имеющие, должны быть четко перечислены в законодательстве и упорядочены по степени значимости данных лиц для обеспечения правопорядка и степени опасности правонарушений для соблюдения положений ст. 2, 19 и других норм Конституции РФ. Это требует замены понятий насилия и угрозы расправы, понятиями угрозы убийством и иным насилием, если оно является преступлением, и насилием, отнесенным к преступлениям, или отмены указанного права данных контролеров.
В настоящее время контролеры ГКУ "Организатор перевозок" наделены правом на наложение штрафов за нарушение режима самоизоляции и составление протоколом о данном деянии. При этом они не имеют полномочий полиции, Росгвардии и должностных лиц органов санитарно-эпидемиологического надзора, а понятие режима самоизоляции и ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, предусматривающая ответственность за его нарушение, противоречат нормам Конституции РФ. Поэтому необходимо лишение контролеров транспорта прав на рассмотрение данных дел и ограничение прав лиц, нарушивших режим самоизоляции.
В отношении полномочий данных контролеров по рассмотрению других подведомственных им дел, необходимо учитывать, что на железнодорожном транспорте отменена административная ответственность за безбилетный проезд, а согласие безбилетного пассажира на оплату проезда исключает наложение на него гражданского штрафа. Введение на федеральном уровне такого порядка стимулирования оплаты проезда планируется и в правилах, регулирующих перевозки на городском наземном транспорте. Планируется и полная отмена административной ответственности за безбилетный проезд на всех видах транспорта в проекте нового КоАП РФ. При этом установление различных мер ответственности и наказания за нарушения на всех видах транспорта в законах субъектов РФ и федеральных законах противоречит ст. 2 и 19 Конституции РФ. Это указывает на необходимость отмены прав контролеров, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству.
Закон г. Москвы и федеральный закон о деятельности контролеров транспорта отсутствуют, что не может соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая наличие широких и разрозненных полномочий данных контролеров и их дальнейшее расширение. Поэтому необходимо принятие соответствующих законов субъектов РФ и (или) федерального закона, четко определяющих правовой статус, права и обязанности данных контролеров.
В законах об административной ответственности целого ряда субъектов РФ (Чеченской Республики, Ленинградской области, Липецкой области, Воронежской области, Ростовской области, Республики Дагестан, Чукотского автономного округа и др.) отменена административная ответственность за безбилетный проезд на городском транспорте и (или) за иные нарушения правил на транспорте. При этом в части из них на отменена по протестам прокуратур, выявивших нарушение федерального законодательства (в Ленинградской области и др.), а в Законе об административных правонарушениях одного субъекта РФ - Еврейской автономной области (ст. 35) установлен размер штрафа за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа в городском и пригородном пассажирском автомобильном транспорте, меньший минимального размера административного штрафа, предусмотренного КоАП РФ с 2007 года (100 рублей) - 20 рублей.
Указывают на необходимость введения четкого правового статуса контролеров транспорта или их упразднения и положения нового Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 24.02.2021 N 26-ФЗ, установившего запрет на высадку из транспорта безбилетных пассажиров, не достигших возраста 16 лет, и права контролеров транспорта и других уполномоченных работников транспорта (водителей, кондукторов) в соответствии с законодательством субъектов РФ на требование предъявления удостоверений личности и на высадку безбилетных пассажиров, достигших возраста 16 лет, поскольку данный ФЗ расширяет права контролеров транспорта, не давая им специального правового статуса должностных лиц, допуская ограничение прав лиц законодательством субъектов РФ, а не федеральным законом. В части права на высадку пассажиров, достигших возраста 16 лет, включая несовершеннолетних, лиц преклонного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья, данный ФЗ необоснованно нарушает их права и не может соответствовать Конституции РФ, а также вводит излишние распорядительные полномочия работников транспорта, что требует введение запрета на высадку всех пассажиров, не совершающих опасных действий на транспорте, и на их высадку без присутствия полиции и других уполномоченных представителей власти или без состояний необходимой обороны, задержания лиц, совершивших преступления, и крайней необходимости (ст. 37, 38 и 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и др.).
Полномочия контролеров транспорта по применению к нарушителям мер привлечения к ответственности, наказания и иного воздействия в соответствии с КоАП РФ и иным законодательством, регулирующим порядок их применения, представляется излишним и нарушающим конституционные права человека, учитывая отсутствие у них четко определенного федеральным законом статуса представителей власти и прав, имеющихся у силовых структур, наличие прав на применение к нарушителям мер привлечения к ответственности, наказания и иного воздействия у полиции и других органов, уполномоченных на то законодательством, и сложность создания новой государственной структуры, имеющей все полномочия по пресечению правонарушений, предоставленные полиции и другим подобным органам власти, но занимающейся только транспортными правонарушениями, обусловленную большой нагрузкой на федеральный бюджет и местные бюджеты, а также необходимостью осуществления контроля за законностью ее деятельности. Поэтому необходимо лишение контролеров транспорта полномочий по применению ограничительных мер к правонарушителям.
Возможно и полное упразднение контролеров транспорта с соблюдением конституционных и трудовых прав, работавших в них лиц, в целях экономии бюджетных средств.
Для исключения случаев превышения полномочий и уменьшения тарифов на проезд, целесообразно сохранить за контролерами только права на проверку и продажу проездных билетов, а в случае их упразднения, - ввести должности разъездных кассиров по продаже проездных билетов без права билетного контроля и других необходимых работников транспорта, в целях соблюдения конституционных прав пассажиров, работников транспорта и других лиц.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав пассажиров, работников транспорта и других лиц, а также экономия средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Решение

Необходимо объединить контролеров перевозчика (ГУП "Мосгортранс") и ГКУ "Организатор перевозок" в одну категорию должностных лиц, уполномоченных на обеспечение контроля на транспорте в РФ, имеющих права и обязанности, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, принять федеральный закон, четко определяющий правовой статус и полномочия контролеров транспорта, либо лишить контролеров ГКУ "Организатор перевозок" прав на наложение штрафов и задержание любых нарушителей, а также на применение других мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях для уполномоченных должностных лиц в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, и лишить других контролеров транспорта прав на изъятие любых предметов и документов, а также на задержание любых нарушителей, либо упразднить контролеров транспорта.

Для исключения случаев превышения полномочий и уменьшения тарифов на проезд, целесообразно сохранить за контролерами только права на проверку и продажу проездных билетов, а в случае их упразднения, - ввести должности разъездных кассиров по продаже проездных билетов без права билетного контроля и других необходимых работников транспорта, в целях соблюдения конституционных прав пассажиров, работников транспорта и других лиц.

К началу списка инициатив