Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф88672
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости четкого распределения и упорядочивания мер ответственности и наказаний за все виды хищений, за которые предусмотрено или не предусмотрено лишение свободы в нормах УК РФ

Существует необходимость четкого распределения мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов, за которые не предусмотрено лишение свободы в соответствующих нормах Особенной части УК РФ, по степени их опасности и тяжести наступивших последствий и отмены лишения свободы за все виды хищений в небольшом размере, если они не повлекли тяжких последствий и (или) были совершены без применения насилия, повлекшего причинение вреда здоровью человека, либо примененного в целях облегчения совершения хищения или причинения вреда здоровью потерпевшего и (или) лиц, защищающих потерпевшего от применяемого к нему насилия, и все виды хищений продуктов питания и других предметов первой необходимости лицом, лишенным средств к существованию или иным образом лишенным возможности их приобретения, и за все виды хищений различных предметов, совершенных в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, либо в целях самообороны, либо для доказательства вины лица, причинившего существенный вред похитителю или иному лицу, а также в случаях своевременного возращения похищенного или возмещения его стоимости.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку ряд видов хищений не отнесены к хищениям нормами УК и КоАП РФ и (или) не влекут наказания в виде лишения свободы, но данное наказание предусмотрено за все виды хищений чужого имущества, указанные в ст. 158 - 162, 164, 226 и других нормах УК РФ.

В частности, хищение государственных наград СССР, РСФСР и РФ влечет ответственность только за их незаконное приобретение, наказуемое по ст. 324 УК РФ не более чем исправительными работами на срок до 1 года, хищение паспорта и иных документов считается их похищением и не влечет лишения свободы в случае похищения паспорта или другого важно личного документа, наказуемого по ч. 2 ст. 325 УК РФ не более чем исправительными работами на срок до 1 года.
При этом хищение большинства других видов государственных наград, видов огнестрельного оружия, имеющих любую оборотоспособность, всех видов оружия, имеющего культурную ценность, или иного оружия, не запрещенного к обороту, предметов, сходных с оружием, но не отнесенных к нему ФЗ Об оружии и экспертными критериями, и многих других предметов влечет уголовную ответственность по ст. 158 - 162, 164, 226 и другим нормам УК РФ о хищении имущества, предусматривающим строгие наказания (лишение свободы на сроки до 1, 2, 4, 5 - 15 лет), а хищение большинства видов наград, оружия и иного имущества в размере до 2500 рублей во многих случаях, когда оно не отнесено к грабежу или разбою (ст. 161 и 162 УК РФ), квалифицированным кражам, мошенничествам, присвоениям или растратам чужого имущества (ч. 2 - 4 ст. 158, 159 - 159.3, 159.5 и 159.6 и ч. 2 и 3 ст. 160 УК РФ ), либо к мелкому хищению, совершенному повторно после привлечения к административной ответственности за мелкое хищение имущества на сумму более 1000 рублей (ст. 158.1 УК РФ), является мелким хищением, влекущим административную ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ, что невозможно при квалификации хищения по ст. 324 и 325 УК РФ, при котором оно будет отнесено к преступлению или малозначительному деянию, не влекущему наказания. Хищение огнестрельного оружия, предметов или документов, имеющих особую ценность, и ряда других предметов, открытые и насильственные хищения имущества (грабежи и разбои), а также квалифицированные его хищения, не отнесенные к грабежу или разбою отнесены только к преступлениям, влекущим строгие уголовные наказания (сроки лишения свободы до 4 - 15 лет), и могут быть отнесены к малозначительным деяниям на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ. При этом вышеуказанные похищения предметов, не отнесенные к хищениям в УК РФ, не могут влечь указанных наказаний без умышленного причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека, как не повлекшего, так и повлекшего по неосторожности или умышленно смерть человека, а их совершение путем открытого или насильственного похищения не влияет на их квалификацию, сохраняя наказания за совершение части их видов (если отсутствует совокупность преступлений) и исключая наказуемость целого ряда других их видов (если отсутствуют признаки иного административного правонарушения или преступления).

Таким образом, лицо, похитившее чужие важные личные документы у другого лица или похитившее государственные награды СССР, РСФСР и РФ, не может быть наказано лишением свободы, независимо от целей их похищения и причиненного вреда, а также от открытого или насильственного совершения их похищения (если отсутствует иной состав преступления и право на применение к лицу лишения свободы в предусмотренных законом случаях), а лицо, похитившее продукты питания, предметы одежды, лекарства и другие предметы первой необходимости, без доказанных крайней необходимости, других обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, либо малозначительности деяния, при отсутствии признаков мелкого хищения, влекущего административную ответственность, не только несет уголовную ответственность, но и может быть осуждено к лишению свободы, в том числе к достаточно длительным его срокам, независимо от наличия тяжелых жизненных обстоятельств, возврата похищенного, возмещения его стоимости и других смягчающих вину обстоятельств.

Это явно нелогично и несправедливо, учитывая принцип высшей ценности человека (ст. 2 Конституции РФ) равную опасность всех видов хищений, влекущих причинение вреда человеку, в особенности, насильственных.

Усугубляется данная проблема отсутствием права на задержание или иное законное лишение свободы лица, совершившего похищение государственных СССР, РСФСР и РФ, важных личных документов или многих предметов, запрещенных к обороту в РФ, либо не имеющих стоимости, при его наличии в случаях совершения мелкого хищения или иного хищения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, поскольку в УПК РФ (ст. 91) предусмотрено право только на задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и заключение за него под стражу в определенных случаях, а в КоАП РФ предусмотрено право на доставление или административное задержание в определенных случаях лица, совершившего административное правонарушение. При этом за мелкое хищение предусмотрен административный арест, что дает право на задержание в установленных КоАП РФ случаях на срок до 48 часов и (или) на лишение свободы в случае его назначения на срок назначенного ареста.

В гражданском и ином законодательстве РФ отсутствует право на задержание лица, совершившего запрещенное законом деяние, не отнесенное к административным правонарушениям или к преступлениям, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Следует отметить, что по УК РСФСР 1926г. кража, совершенная без применения каких-либо технических средств, в первый раз и без сговора с другими лицами, влекла лишение свободы или принудительные работы на срок до трех месяцев, но кража,
совершенная при тех же условиях, но вследствие нужды и безработицы, в целях удовлетворения минимальных потребностей своих или своей семьи, влекла не лишение свободы, а принудительные работы на срок до трех месяцев (исправительные работы), а кража, совершенная повторно, или в отношении имущества, заведомо являющегося необходимым для существования потерпевшего, влекла лишение свободы на срок до шести месяцев (п. "а" и "б") ст. 162).

Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний (в особенности, связанных с лишением свободы) за все виды хищений предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.

При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, и исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки) и необходимость профилактики именно хищений имущества, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения.

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и упорядочиванию правовых норм УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов, за которые не предусмотрено лишение свободы в соответствующих нормах Особенной части УК РФ, по степени их опасности и тяжести наступивших последствий и отмена лишения свободы за все виды хищений в небольшом размере, если они не повлекли тяжких последствий и (или) были совершены без применения насилия, повлекшего причинение вреда здоровью человека, либо примененного в целях облегчения совершения хищения или причинения вреда здоровью потерпевшего и (или) лиц, защищающих потерпевшего от применяемого к нему насилия, и все виды хищений продуктов питания и других предметов первой необходимости лицом, лишенным средств к существованию или иным образом лишенным возможности их приобретения, и за все виды хищений различных предметов, совершенных в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, либо в целях самообороны, либо для доказательства вины лица, причинившего существенный вред похитителю или иному лицу, а также в случаях своевременного возращения похищенного или возмещения его стоимости.

При этом необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний (в особенности, связанных с лишением свободы) за все виды хищений предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.

При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, и исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки) и необходимость профилактики именно хищений имущества, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения.

К началу списка инициатив