Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф88680
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости четкого распределения и упорядочивания мер ответственности и наказаний за все виды ненаказуемых хищений и хищений, влекущих административную ответственность

Существует необходимость четкого распределения мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов, влекущих административную ответственность либо не влекущих административной или уголовной ответственности, по степени их опасности и тяжести наступивших последствий, а также отмены административного ареста и других строгих административных наказаний за все виды хищений в небольшом размере, если они не повлекли тяжких последствий и (или) были совершены без применения насилия, повлекшего причинение вреда здоровью человека, либо примененного в целях облегчения совершения хищения или причинения вреда здоровью потерпевшего и (или) лиц, защищающих потерпевшего от применяемого к нему насилия, и все виды хищений продуктов питания и других предметов первой необходимости лицом, лишенным средств к существованию или иным образом лишенным возможности их приобретения, и за все виды хищений различных предметов, совершенных в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, либо в целях самообороны, либо для доказательства вины лица, причинившего существенный вред похитителю или иному лицу, а также в случаях своевременного возращения похищенного или возмещения его стоимости, либо полной отмены административного ареста.

Внесение данных изменений необходимо, поскольку ряд видов хищений не отнесены к хищениям нормами УК и КоАП РФ и (или) влекут менее строгие наказания, нежели предусмотренные за хищение чужого имущества в ст. 158 - 162, 164, 226 и других нормах УК РФ, либо не влекут ответственности по нормам УК и КоАП РФ.

В частности, хищение кастетов, кистеней и сюрикенов, отнесенных к холодному или метательному оружию соответственно, не имеющих культурной ценности, и других видов запрещенного к обороту на территории РФ холодного, метательного и иного оружия, не отнесенного к огнестрельному оружию ФЗ Об оружии и экспертными критериями, и целого ряда других предметов, запрещенных к обороту в РФ, либо предметов, признанных не имеющими стоимости (гардеробных номерков, бесплатных брошюр, газет, журналов и т.п.), не влечет ни уголовной, ни административной ответственности, но может с 9 июля 2021 года влечь административную ответственность за незаконное приобретение оружия и иной оборот по ст. 20.10 КоАП РФ, многие наказания в которой превышают наказания за мелкое хищение, предусмотренные ст. 7.27 КоАП РФ (штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а не от 1 тысячи рублей, либо административный арест на срок от 5 до 15 суток, а не просто до 15 суток), но от ответственности по которой освобождается лицо, добровольно сдавшее оружие, в отличие от положений ст. 7.27 КоАП РФ и норм о хищениях, предусмотренных УК РФ, не содержащих обязательного освобождения от ответственности лиц, добровольно сдавших органам власти или возвративших похищенное.

Хищение государственных наград СССР, РСФСР и РФ влечет ответственность только за их незаконное приобретение, наказуемое по ст. 324 УК РФ не более чем исправительными работами на срок до 1 года, хищение паспорта и иных документов считается их похищением и не влечет лишения свободы в случае похищения паспорта или другого важно личного документа, наказуемого по ч. 2 ст. 325 УК РФ не более чем исправительными работами на срок до 1 года.

При этом хищение большинства других видов государственных наград, видов огнестрельного оружия, имеющих любую оборотоспособность, всех видов оружия, имеющего культурную ценность, или иного оружия, не запрещенного к обороту, предметов, сходных с оружием, но не отнесенных к нему ФЗ Об оружии и экспертными критериями, и многих других предметов влечет уголовную ответственность по ст. 158 - 162, 164, 226 и другим нормам УК РФ о хищении имущества, предусматривающим строгие наказания (лишение свободы на сроки до 1, 2, 4, 5 - 15 лет), а хищение большинства видов наград, оружия и иного имущества в размере до 2500 рублей во многих случаях является мелким хищением и влечет административную ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ, что невозможно при квалификации хищения по ст. 324 и 325 УК РФ, при котором оно будет отнесено к преступлению или малозначительному деянию, не влекущему наказания.

Хищение огнестрельного оружия, предметов или документов, имеющих особую ценность, и ряда других предметов, открытые и насильственные хищения имущества (грабежи и разбои), а также квалифицированные его хищения, не отнесенные к грабежу или разбою отнесены только к преступлениям, влекущим строгие уголовные наказания (сроки лишения свободы до 4 - 15 лет), и могут быть отнесены к малозначительным деяниям на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ.

При этом вышеуказанные похищения предметов, не отнесенные к хищениям в УК РФ, не могут влечь указанных наказаний без умышленного причинения средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека, как не повлекшего, так и повлекшего по неосторожности или умышленно смерть человека, а их совершение путем открытого или насильственного похищения не влияет на их квалификацию, сохраняя наказания за совершение части их видов (если отсутствует совокупность преступлений) и исключая наказуемость целого ряда других их видов (если отсутствуют признаки иного административного правонарушения или преступления).

Таким образом, лицо, похитившее целый ряд видов запрещенных к обороту предметов, включая холодное и оружие, не являющееся огнестрельным, запрещенное к обороту в РФ, и различные предметы, не имеющие стоимости, не может быть привлечено к уголовной или административной ответственности либо может быть привлечено только к административной ответственности за незаконный оборот оружия или других определенных предметов с гарантией освобождения от административной ответственности в случае добровольной сдачи оружия (если похищено именно запрещенное к обороту неогнестрельное оружие), независимо от целей их похищения и причиненного вреда, а также от открытого или насильственного совершения их похищения (если отсутствует состав какого-либо преступления или иного административного правонарушения), а лицо, похитившее продукты питания, предметы одежды, лекарства и другие предметы первой необходимости, без доказанных крайней необходимости, других обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, либо малозначительности деяния, при отсутствии признаков мелкого хищения, влекущего административную ответственность, не только несет уголовную ответственность, но и может быть осуждено к лишению свободы, в том числе к достаточно длительным его срокам, независимо от наличия тяжелых жизненных обстоятельств, возврата похищенного, возмещения его стоимости и других смягчающих вину обстоятельств, а при наличии признаков указанного мелкого хищения - оно несет административную ответственность без гарантий освобождения от нее при возврате похищенного во всех случаях, когда отсутствуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. При этом малозначительность административного правонарушения сохраняет его отнесение к административным правонарушениям и устанавливает только право на освобождение лица от административной ответственности, учитывая положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Это явно нелогично и несправедливо, учитывая принцип высшей ценности человека (ст. 2 Конституции РФ) равную опасность всех видов хищений, влекущих причинение вреда человеку, в особенности, насильственных.

Усугубляется данная проблема отсутствием права на задержание или иное законное лишение свободы лица, совершившего похищение государственных СССР, РСФСР и РФ, важных личных документов или многих предметов, запрещенных к обороту в РФ, либо не имеющих стоимости, при его наличии в случаях совершения мелкого хищения или иного хищения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, поскольку в УПК РФ (ст. 91) предусмотрено право только на задержание на срок до 48 часов по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, срок которого исчисляется с момента фактического задержания (как и сроки большинства видов задержаний, предусмотренных ФЗ О полиции и иным законодательством РФ), и заключение за него под стражу в определенных случаях, а в КоАП РФ предусмотрено право на доставление в целях составления протокола об административном правонарушении, производимое в возможно короткий срок, или административное задержание на сроки до 3 или до 48 часов, исчисляемые с момента доставления лица или вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения (в ФЗ О полиции, КоАП РФ и ФЗ О статусе военнослужащих содержатся исключения из правила об исчислении срока задержания (до 3 или до 48 часов (в зависимости от наличия возможности применения дисциплинарного ареста за конкретный проступок)) с момента фактического задержания, а в случаях применения к любым лицам в возрасте от 16 лет административного задержания и применения задержания к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, совершившему дисциплинарный проступок. сроки задержания в указанных случаях исчисляются именно с момента доставления лица или со времени его вытрезвления), но составляющие, во всех случаях, не более 48 часов, учитывая положения ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, в определенных случаях лица, совершившего административное правонарушение. При этом за мелкое хищение предусмотрен административный арест, что дает право на задержание в установленных КоАП РФ случаях на срок до 48 часов и (или) на лишение свободы в случае его назначения на срок назначенного ареста.

В гражданском и ином законодательстве РФ отсутствует право на задержание лица, совершившего запрещенное законом деяние, не отнесенное к административным правонарушениям или к преступлениям, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. При этом лицо, совершившее любое преступление, может быть задержано любым лицом до его передачи органам власти с соблюдением положений ст. 38 УК РФ (четкие правила задержания лиц, совершивших преступления, не определены положениями УПК, УК и иного законодательства РФ, в отличие от УПК многих стран мира (включая страны СНГ) или Росгвардией до передачи полиции, но на срок не более 3 часов, согласно положениям ФЗ О войсках национальной гвардии), но лицо, совершившее противоправное деяние, не влекущее уголовной или административной ответственности либо дисциплинарной ответственности военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, не может быть кем-либо задержано на какие-либо сроки.

Следует отметить, что по УК РСФСР 1926г. кража, совершенная без применения каких-либо технических средств, в первый раз и без сговора с другими лицами, влекла лишение свободы или принудительные работы на срок до трех месяцев, но кража,
совершенная при тех же условиях, но вследствие нужды и безработицы, в целях удовлетворения минимальных потребностей своих или своей семьи, влекла не лишение свободы, а принудительные работы на срок до трех месяцев (исправительные работы), а кража, совершенная повторно, или в отношении имущества, заведомо являющегося необходимым для существования потерпевшего, влекла лишение свободы на срок до шести месяцев (п. "а" и "б") ст. 162). При этом в первых редакциях УК РСФСР 1926г. уголовно или административно не наказывалась кража материалов и орудий, совершенная на фабрике и заводе рабочим или служащим в пределах своего предприятия в первый раз и при стоимости похищенного не свыше пятнадцати рублей, которая влекла только дисциплинарное взыскание по особой, устанавливаемой Народным Комиссариатом Труда, табели (Примечание к ст. 162 УК РСФСР 1926г. в первых редакциях).

Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов по степени их опасности и тяжести наступивших последствий с учетом размера причиненного вреда, применения насилия и других обстоятельств, определяющих степень их опасности.

При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, а также исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки) и необходимость профилактики, в первую очередь, именно хищений имущества, являющихся противоправными деяниями по законодательству всех стран мира, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения, и четкое разграничение ограничений и запретов на оборот предметов по степени их опасности, при котором необходимы отмена ограничений на оборот всех видов холодного оружия и исключение излишних ограничений на оборот иных видов оружия, и других предметов, оборот которых запрещен или ограничен, а также введение права на сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ их владельцами или коллекционерами другим лицам и на их приобретение коллекционерами, либо отмена всех ограничений на их оборот, при декриминализации незаконных действий с холодным и иным оружием, не представляющим большой степени опасности, государственными наградами СССР, РСФСР и РФ, а также другими предметами, незаконный оборот которых не представляет большей степени опасности, чем незаконный и (или) законный оборот предметов, сходных с ним.

Необходима и полная отмена наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста, права на применение административного задержания за административные правонарушения, не причинившие вреда человеку, сроков административного задержания и задержания за дисциплинарные проступки военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, составляющих более 3 часов за административные и дисциплинарные правонарушения, не повлекшие причинения вреда здоровью человека, либо за все административные и дисциплинарные правонарушения, при установлении запрета на их применение за любые противоправные деяния, не отнесенные к преступлениям, а также введение исчисления всех видов задержания с момента фактического задержания, учитывая излишнюю строгость наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста как административных и дисциплинарных наказаний, негативное влияние на личность изоляции от общества, значительные затраты бюджетных средств на их исполнение, а также наличие целого ряда формально определенных категорий лиц, которым данные наказания не назначаются, отмену дисциплинарного ареста в РФ с 2002 по 2006 год с последующим его восстановлением только для части категорий военнослужащих, в отношении которых он был отменен с 2002 года, при условии его назначения только судом (военным судом), наличие более строгих правил применения административного задержания и задержания за вышеуказанные дисциплинарные проступки, чем правил задержания за преступления, включая запрет исчисления сроков только данных видов задержаний с момента фактического задержания, при исчислении с указанного момента даже сроков задержания за особо тяжкие преступления, а также наличие права на задержание лица за любое административное правонарушение или дисциплинарный проступок военнослужащего и гражданина, призванного на военные сборы, при отсутствии права на задержание лица за преступление, за которое не предусмотрено лишение свободы, за исключением случаев его задержания любыми лицами до передачи органам власти и его задержания Росгвардией до передачи полиции не более чем на 3 часа, и полном отсутствии права на задержание за многие виды дисциплинарных проступков и иные правонарушения, не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями.

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и упорядочиванию правовых норм УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и упорядочивание правовых норм УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо четкое распределение мер ответственности и наказаний за все виды хищений предметов, влекущих административную ответственность либо не влекущих административной или уголовной ответственности, по степени их опасности и тяжести наступивших последствий, а также отмена административного ареста и других строгих административных наказаний за все виды хищений в небольшом размере, если они не повлекли тяжких последствий и (или) были совершены без применения насилия, повлекшего причинение вреда здоровью человека, либо примененного в целях облегчения совершения хищения или причинения вреда здоровью потерпевшего и (или) лиц, защищающих потерпевшего от применяемого к нему насилия, и все виды хищений продуктов питания и других предметов первой необходимости лицом, лишенным средств к существованию или иным образом лишенным возможности их приобретения, и за все виды хищений различных предметов, совершенных в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, либо в целях самообороны, либо для доказательства вины лица, причинившего существенный вред похитителю или иному лицу, а также в случаях своевременного возращения похищенного или возмещения его стоимости, либо полной отмены административного ареста.

При внесении данных изменений необходимы отмена понятия открытого ненасильственного хищения имущества или распределение мер ответственности и наказаний за него по степени его опасности, учитывая отсутствие такого признака грабежа или иного отягченного хищения в законодательстве многих стран мира и такого признака совершения многих других противоправных деяний в законодательстве РФ, а также исключение отнесения незаконного приобретения предмета (включая его приобретение путем присвоения найденного) к его хищению, учитывая различную степень опасности хищения, находки и иного незаконного приобретения предмета (в особенности, его покупки) и необходимость профилактики, в первую очередь, именно хищений имущества, являющихся противоправными деяниями по законодательству всех стран мира, которая может быть осложнена таким широким толкованием понятия хищения, и четкое разграничение ограничений и запретов на оборот предметов по степени их опасности, при котором необходимы отмена ограничений на оборот всех видов холодного оружия и исключение излишних ограничений на оборот иных видов оружия, и других предметов, оборот которых запрещен или ограничен.

Необходима и полная отмена наказаний в виде административного и дисциплинарного ареста, права на применение административного задержания за административные правонарушения, не причинившие вреда человеку, сроков административного задержания и задержания за дисциплинарные проступки военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, составляющих более 3 часов за административные и дисциплинарные правонарушения, не повлекшие причинения вреда здоровью человека, либо за все административные и дисциплинарные правонарушения, при установлении запрета на их применение за любые противоправные деяния, не отнесенные к преступлениям, а также введение исчисления всех видов задержания с момента фактического задержания.

К началу списка инициатив