Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91536
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии правил оборота самодельного или незаконно переделанного оружия

Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии правил оборота видов самодельного или незаконно переделанного оружия, соответствующего по характеристикам видам гражданского оружия или иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, не запрещенного к обороту в РФ, либо оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, разрешающих их оборот в качестве соответствующих видов оружия (при этом необходимо решение вопроса о введении правил приобретения и иного оборота всех видов оружия), а также установления в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ правила об освобождении от уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия по реабилитирующим основаниям, в случае сдачи самодельного оружия в уполномоченные органы или его передачи экспертам, уполномоченным на проведение экспертиз оружия либо сообщении о наличии данного оружия, а также о возмещении стоимости самодельного оружия при его сдаче в уполномоченные органы.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку в ФЗ Об оружии отсутствуют специальные правила оборота данного оружия, но необходима сертификация оружия (ст. 7 ФЗ Об оружии), а самодельное и незаконно переделанное оружие не отнесено к конкретным видам гражданского, служебного или боевого оружия и не запрещено к обороту в РФ в ст. 6 ФЗ Об оружии, что создает сложности при его сертификации, допуская его гражданский оборот.
При этом любые виды оружия, отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, учитывая их возраст (изготовление конкретных видов оружия более 50 или 100 лет назад либо до конца 1899 или 1945 года), историческое значение или другие основания их отнесения к культурным ценностям, являются гражданским оружием, в силу положений ст. 1 ФЗ Об оружии, независимо от способа их изготовления или наличия факта их незаконной переделки из других видов оружия.
Согласно ст. 1 ФЗ Об оружии, содержащей определение производства оружия, изготовление и ремонт оружия отнесены к его производству.
Согласно ст. 16 ФЗ Об оружии, определяющей основные правила производства оружия, производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.
Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер.
Боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям, а также для поставок в иностранные государства в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
Граждане РФ, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, при наличии разрешения на хранение и ношение данного оружия вправе для личного использования производить самостоятельное снаряжение патронов к указанному оружию. Ремонт и замена комплектующих деталей огнестрельного оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия, могут производиться владельцем этого оружия самостоятельно.
Таким образом, физические лица не имеют права на изготовление или ремонт оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, и патронов к указанному оружию, за исключением самостоятельного снаряжения определенных видов патронов, при наличии конкретных видов разрешений, и ремонта или замены комплектующих деталей огнестрельного оружия, кроме основных частей данного оружия, его владельцами. При этом указанные комплектующие детали огнестрельного оружия находятся в свободном обороте и могут быть сходны по всем или многим признакам с деталями других видов оружия или конструктивно сходных с оружием изделий, а часть видов огнестрельного оружия не подлежит регистрации в уполномоченном органе и (или) приобретается без лицензий и других разрешительных документов, что означает наличие права на замену или ремонт части любыми лицами части деталей огнестрельного оружия, при отсутствии права на указанные действия с деталями других видов оружия и изготовление всех видов оружия, включая гражданское холодное оружие.
Это нелогично, поэтому необходимо внесение в ФЗ Об оружии изменений, исключающих ограничение прав лиц, в действиях которых отсутствует явная опасность.
Согласно п. 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21. 07. 1998г. N 814, изъятые самодельные или переделанные оружие и патроны уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. В данном пункте не указываются оборотоспособсть указанных видов оружия и патронов и законность переделки оружия или патронов, что требует внесения уточняющих изменений указанный пункт. При этом данные Правила оборота оружия имеют меньшую юридическую силу, чем ФЗ Об оружии, в котором аналогичные правила не предусмотрены и установлены правила оборота конкретных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также правила оборота боевого ручного стрелкового и холодного оружия, включенные в ФЗ Об оружии, и критерии законности изготовления юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию, видов оружия и патронов, предусмотренных ФЗ Об оружии, или внесения изменений в их конструкцию их владельцами и юридическими лицами.
Правила оборота самодельных и переделанных оружия патронов не предусмотрены и существуют виды оружия и патронов, не предусмотренные ФЗ Об оружии, оборот которых не ограничен, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
Поэтому необходимо введение четких правил его оборота, учитывая отсутствие как запрета к обороту на территории РФ, так и четких правил оборота всех видов гладкоствольных пистолетов и револьверов, поджигных пистолетов и иных образцов самодельного или иного современного дульнозарядного огнестрельного оружия, не являющегося копиями или репликами старинного (антикварного) огнестрельного оружия, огнестрельного оружия под патрон Флобера, не содержащий порохового заряда, или капсюль, используемый для метания снаряда, а не воспламенения порохового заряда, метательного оружия, не отнесенного к бросковому метательному оружию, лукам или арбалетам (включая пружинные стреляющие ножи, пистолеты и ружья), стилетов, не имеющих культурной ценности, заточек, тычковых ножей, стреляющих ножей и других видов самодельного или иного современного холодного оружия и т.п.
Законодательством СССР и выносимыми судами СССР судебными решениями по конкретным делам допускался законный оборот самодельных охотничьих ножей, отнесенных к холодному оружию и исключалась уголовная ответственность за незаконное изготовление холодного оружия, при условии нанесения на них номера и их регистрации.
В законодательстве РФ не предусмотрены запреты на самостоятельное нанесение номера на охотничье холодное клинковое оружия или хранение и иной оборот самодельного охотничьего холодного клинкового оружия, а пп. 8.7 - 8.8 ГОСТа Р 51500-99 "Ножи и кинжалы охотничьи. Общие технические условия" предусмотрено правило об обязательном нанесении номера на иностранные, самодельные и другие охотничьи ножи и кинжалы, не имеющие номера, владельцем оружия самостоятельно или в специализированных мастерских. Поэтому оно может быть сертифицировано, но возможно привлечение владельца такого холодного оружия к уголовной ответственности за незаконное изготовление холодного оружия по ч. 4 ст. 223 УК РФ или его освобождение от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям (истечение сроков давности уголовного преследования, деятельное раскаяние, в частности, сообщение о совершении данного деяния и добровольная сдача оружия и т.п.), поскольку физические лица не имеют права изготавливать оружие (ст. 16 ФЗ Об оружии), а понятие общественной опасности четко не определено УК РФ и другими законодательными актами, что дает основания для различных его толкований в правоприменительной практике и требует введения его законодательного определения.
Регистрация охотничьего холодного оружия отменялась Законом РФ Об оружии 1993 года до вступления в силу и ФЗ Об оружии с 1 июля 1997 года, которым была введена его регистрация в охотничьем билете при продаже торговой организацией, но не была запрещена их иная регистрация в данном документе, а отметка о регистрации была необходима при его ношении или использовании.
С 1 июля 2011 года регистрация данного холодного оружия в охотничьем билете отменена и владельцу не требуется регистрировать его в каком-либо документе, поэтому необходимо внесении в ФЗ Об оружии изменений, разрешающих изготовление, приобретение и иной оборот такого самодельного холодного оружия его владельцами, учитывая отсутствие общественной опасности в обороте такого и иного холодного оружия в правомерных целях, в особенности, учитывая отсутствие юридической силы законов и подзаконных актов у ГОСТов, которые являются только необязательными для исполнения актами, определяющими техническое признаки предмета, и не являются криминалистическими требованиями к оружию.
Отсутствие как запрета к обороту на территории РФ, так и четких правил оборота всех вышеуказанных видов оружия, при наличии правил оборота только некоторых из них, отнесенных к гражданскому оружию, правила приобретения которого установлены в ст. 13 ФЗ Об оружии, служебному оружию или боевому ручному стрелковому и холодному оружию, означает наличие возможности их свободного оборота, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, что требует введения четких правил оборота данных видов оружия, соответствующих степени опасности конкретных видов оружия.
Согласно положениям п. «м» ст. 71 Конституции РФ, определение порядка покупки и продажи оружия находится в ведении Российской Федерации, поэтому введение правил оборота всех видов оружия возможно только на федеральном уровне путем внесения изменений в ФЗ Об оружии.
В части стран мира отсутствует запрет на изготовление физическими лицами холодного оружия и необходимость получения разрешительных документов на его изготовление.
В частности, в законодательстве Болгарии отсутствуют ограничения на оборот холодного и метательного оружия, а в законодательстве США отсутствуют запреты и ограничения на изготовление кинжалов, кортиков, мечей и иного распространенного холодного оружия с фиксированным клинком.
В части штатов США не запрещено и не ограничено изготовление кастетов, автоматических ножей и иного холодного оружия, запрещенного к обороту федеральным законодательством США (трости-шпаги, кистени, нунчаки, сюрикены, стреляющие ножи и т.п. (Title 18)) и (или) законодательством части штатов США (ножи Боуи, пластиковые ножи и виды оружия, запрещенные федеральным законодательством). При этом использование большинства видов данных предметов (кастетов, ножей, не отнесенных к стреляющим и др.) в бытовых целях исключает их отнесение к холодному или иному оружию, но любой предмет, примененный для защиты или нападения является оружием.
В Законе Польши Об оружии и боеприпасах указано, что он не регулирует оборот холодного клинкового оружия.
В ЧРИ в 1997 году был принят закон об оружии, исключающий ограничения на оборот национального холодного оружия, который действовал в ЧРИ (как и другие законодательные акты ЧРИ) до приведения законодательства Чеченской Республики в соответствие с Конституцией и иным законодательством Российской Федерации.
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
На Украине планируется принятие закона об оружии, исключающего ограничения на оборот холодного оружия, декриминализирующего незаконный оборот холодного и антикварного огнестрельного оружия, а также его копий и охотничьего пороха, и рассматриваются несколько его проектов.
Отсутствие в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ правила об освобождении от уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия, в случае сдачи самодельного оружия в уполномоченные органы или его передачи экспертам, уполномоченным на проведение экспертиз оружия либо сообщении о наличии данного оружия, а также о возмещении стоимости самодельного оружия при его сдаче в уполномоченные органы, учитывая отнесение добровольной сдачи предмета к реабилитирующим основаниям освобождения от ответственности, может влечь неправильное применение закона и нарушение конституционных прав человека, поскольку сдача оружия после его изготовления, приобретения и иного оборота, не повлекшего тяжких последствий, является деянием, не представляющим общественной опасности.
Передача оружия уполномоченным экспертам не является общественно опасным и противоправным деянием, поскольку они наделены правом установления принадлежности предметов к конкретным видам оружия и обязаны сдавать их уполномоченные органы в случаях, установленных законодательством РФ. Заведомо исключает общественную опасность и противоправность незаконного изготовления и иного оборота самодельных оружия и патронов, их отнесение к видам оружия и патронов, приобретаемых без разрешительных документов и (или) не подлежащих регистрации в уполномоченном органе, либо видам оружия, как подлежащих, так и не подлежащих указанной регистрации, но приобретаемых по разрешительным документам, или патронам к оружию, приобретаемым по разрешительным документам, изготовленных или приобретенных лицом, имеющим соответствующие разрешительные документы (лицензии, разрешения, охотничьи билеты и т.п.), поскольку оборот таких предметов не имеет признаков противоправности, учитывая отсутствие обязательной регистрации в уполномоченных органах патронов к оружию и части видов оружия и наличие возможности владельца оружия, имеющего лицензию или разрешение, дающие право на владение конкретными видами оружия, зарегистрировать в уполномоченных органах оружие, подлежащее указанной регистрации.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии правил оборота видов самодельного или незаконно переделанного оружия, соответствующего по характеристикам видам гражданского оружия или иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, не запрещенного к обороту в РФ, либо оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, разрешающих их оборот в качестве соответствующих видов оружия (при этом необходимо решение вопроса о введении правил приобретения и иного оборота всех видов оружия), а также установление в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ правила об освобождении от уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия по реабилитирующим основаниям, в случае сдачи самодельного оружия в уполномоченные органы или его передачи экспертам, уполномоченным на проведение экспертиз оружия либо сообщении о наличии данного оружия, а также о возмещении стоимости самодельного оружия при его сдаче в уполномоченные органы.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав и законных интересов лиц, изготовивших оружие или владеющих самодельным оружием.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав и законных интересов лиц, изготовивших оружие или владеющих самодельным оружием.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии правил оборота видов самодельного или незаконно переделанного оружия, соответствующего по характеристикам видам гражданского оружия или иного оружия, предусмотреного ФЗ Об оружии, не запрещенного к обороту в РФ, либо оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, разрешающих их оборот в качестве соответствующих видов оружия (при этом необходимо решение вопроса о введении правил приобретения и иного оборота всех видов оружия), а также установление в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ правила об освобождении от уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия по реабилитирующим основаниям, в случае сдачи самодельного оружия в уполномоченные органы или его передачи экспертам, уполномоченным на проведение экспертиз оружия либо сообщении о наличии данного оружия, а также о возмещении стоимости самодельного оружия при его сдаче в уполномоченные органы.

К началу списка инициатив