Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91783
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии правила, исключающего отнесение к холодному оружию предметов, имеющих бытовое назначение или используемых в бытовых целях

Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии правила, исключающего отнесение к холодному оружию предметов, отнесенных к нему по экспертным критериям, но имеющих бытовое назначение или используемых в качестве бытовых предметов, поскольку данные предметы (включая охотничьи и финские ножи, а также ножи для выживания, тесаки и штыки-ножи) фактически являются бытовыми предметами, т.к. имеют равные поражающую способность и возможность бытового использования с обычными бытовыми ножами, топорами, мачете и другими подобными предметами. Это учитывалось законодательством Российской империи, СССР и РФ до 1994 года и учитывается законодательством большинства стран мира, включая США, Грузию, Абхазию и целый ряд других стран.
С доисторических времен существует и простейшее оружие (холодное оружие и многие виды метательного оружия (пращи, рогатки, духовые трубки, луки и т.п.)), которое являлось как оружием, так и бытовым инструментом, а отдельные виды предметов, предназначенных для только для использования в качестве оружия, появились только в более позднее время. При этом с древнейших времен встречались предметы, являвшиеся одновременно оружием и бытовыми предметами (например, дельфийский нож, являвшийся одновременно мечом и бытовым ножом). Более того, часть видов холодного оружия и метательного броскового оружия, частично или полностью запрещенного к обороту в РФ и в целом ряде других стран мира, и ряда других видов холодного оружия, происходит от бытовых предметов. В частности, тонфа и сюрикен происходят от деталей рисовой мельницы, а нунчаки – от цепов для обмолота риса, а использовать их в качестве оружия начали жители острова Окинава и японские крестьяне, лишенные властями права на владение оружием, на котором был введен запрет владения всеми видами оружия под угрозой смертной казни после его оккупации властями Японии, автоматические ножи были созданы для удобства бытового использования складного ножа в случаях невозможности извлечения клинка с использованием обеих рук, сай происходит от трезубца для рыхления почвы, использовавшегося крестьянами Японии и Окинавы. Существуют и другие виды холодного оружия, происходящие от бытовых предметов. При этом многие виды холодного оружия прошлого могут быть не отнесены к оружию законодательством РФ, многих других стран постсоветского пространства и (или) других стран по причинам недостаточных прочности или твердости, иного угла заточки лезвия, отсутствия острия у клинка, небольших размеров рукояти, ограничителя, и (или) клинка либо предмета в целом (люди в прошлом были меньше), либо больших размеров или большого веса (двуручные мечи, булавы и т.п.), либо по причинам приспособленности к использованию в другом виде оружия (игольчатые штыки и багинеты). Более того, в настоящее время встречаются ножи и другие подобные предметы, являющиеся оружием по законодательству других стран, но не отнесенные к нему законодательством РФ (многие виды финских ножей, мачете, кукри, кинжал спецназа Канады Mod, не имеющий острия, различные виды штыков, не являющиеся в РФ холодным оружием по причинам недостаточной твердости клинка, небольших размеров рукоятей или их отсутствия, либо по иным признакам, острые пластиковые ножи и подобные им предметы, деревянные ножи и другие заостренные деревянные предметы, внешне сходные с холодным оружием, и т.п.). При этом холодное оружие, состоящее на вооружении армий различных государств, и многие другие виды холодного оружия либо все его виды находятся во многих странах мира в свободном или не настолько ограниченном и забюрократизированном гражданском обороте, как в ФЗ Об оружии (боевое и иное холодное оружие, как правило может приобрести любой совершеннолетний гражданин или любое лицо, а разрешительная система на приобретение различных видов холодного оружия отсутствует ли является менее строгой и формализованной, чем в ФЗ Об оружии, и касается ножей-кастетов, кастетов, автоматических или стреляющих ножей, тростей-шпаг, иного оружия, имитирующего другие предметы или иного оружия, которое, по мнению законодателей части стран мира и штатов США, может быть часто используемо именно для совершения преступлений).
До 20 века в России и других странах встречалось детское холодное, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие, являвшееся настоящим оружием уменьшенных размеров (многие подобные предметы не являются холодным оружием по его критериям, установленным законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства).
В США до настоящего времени выпускаются винтовки для детей, являющиеся огнестрельным оружием, многие из которых могут быть запрещены ФЗ Об оружии по длине, а разрешенные к гражданскому обороту современные винтовки и карабины могут быть приобретены только отдельными категориями совершеннолетних граждан РФ, в порядке, установленном для приобретения охотничьего и спортивного оружия с нарезным стволом, или в порядке награждения оружием с получением разрешения на хранение наградного оружия, либо иностранными гражданами по специальной лицензии, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств соответствующих государств, при условии вывоза приобретенного оружия из РФ в течение 10 дней со дня его приобретения.
В Российской империи и СССР до 1935 года издавались обязательные постановления для отдельных городов, запрещающие ношение финских ножей, кастетов и ряда других предметов, которые могли быть отнесены к оружию, предусматривающие штрафы или сроки ареста.
При этом на приобретение и хранение финских ножей, кинжалов, кастетов и многих других видов холодного оружия в законодательстве Российской империи ограничения не налагались.
За неисполнение обязательного постановления, если за его неисполнение не было определено законом особого наказания, согласно ст. 138 Уголовного уложения России 1903г., полагался штраф в размере до 50 рублей.
За неисполнение обязательных постановлений, устанавливающих запреты на определенные действия с финскими ножами, кастетами, иным оружием, другими предметами или совершаемые определенными законом лицами в общественных местах, в обязательных постановлениях местных властей ряда городов и других местностей Российской империи предусматривался штраф до пятисот рублей или арест до трех месяцев.
В частности, Обязательным постановлением Санкт-Петербургского градоначальника предусматривался запрет на ношение кинжалов, кастетов, кистеней, ножей, известных под названием финских, и иных ножей в городе Санкт-Петербурге и его пригородах, если это не вызвано необходимостью их использования для занятий или ремесла, и наказания в виде штрафа до пятисот рублей или ареста до трех месяцев за его нарушение. При этом данным Обязательным постановлением предусматривался полный запрет на ношение и продажу рогаток и такие же наказания за его нарушение, а другими обязательными постановлениями предусматривался запрет на хранение револьверов без особого свидетельства градоначальника и вышеуказанные виды наказаний за его нарушение.
В городе Москве хранение огнестрельного и холодного оружия и пользование им регулировалось обязательными постановлениями от 28 мая 1905 года и от 22 июня 1906 года, которыми устанавливалась ответственность за хранение и ношение всякого холодного оружия, а также кистеней и кастетов, но встречались случаи их применения к случаям хранения и ношения складных, финских и иных ножей, долот, ломов, железных палок, стамесок, гирь и других предметов, не отнесенных к холодному оружию, с назначением за их нарушение штрафов, арестов и высылки из Москвы, которое признавалось незаконным, учитывая их бытовое назначение распространенность в быту (в его незаконном применении обвинялся градоначальник Москвы Рейнбот).
Таким образом, в законодательстве Российской империи не были предусмотрены полные и постоянные запреты на приобретение, хранение и сбыт финских ножей или иного холодного оружия, их ношение ограничивалось только местным законодательством в случаях, если отсутствовала необходимость их бытового или иного законного использования, более строгие ограничения устанавливались на оборот предметов, предназначенных для поражения цели на расстоянии снарядом (в частности, рогаток и револьверов), но полного запрета на их оборот не вводилось, а разрешительные документы требовались только на револьверы. При этом все вышеуказанные противоправные деяния являлись не преступлениями, а уголовными проступками и нарушениями, наказания за которые не превышали трех месяцев ареста.
В законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик до 1932 года были предусмотрены различные ограничения на приобретение охотничьего и иного холодного оружия, которые вводились и отменялись в законодательстве СССР, РСФСР, других союзных республик и в местном законодательстве данных республик (обязательные постановления городов и т.п.), но полностью оно было ограничено только с 1932 года.
В УК РСФСР 1922г. предусматривалась ответственность только за нарушения отдельных обязательных постановлений, к которым нарушения правил оборота оружия не относились.
Нарушение обязательных постановлений местных органов власти, изданных при действии УК РСФСР 1922г., касающихся запретов на хранение и ношение без разрешения финских ножей, кинжалов, кортиков, сабель и ряда других видов холодного оружия, в Можайске и ряде других местностей СССР и РСФСР, влекло принудительные работы на срок до трех месяцев или штраф до трехсот рублей, налагаемые в административном порядке.
С 1927 года нарушение обязательных постановлений местных органов власти, издаваемых ими в пределах установленной законом компетенции, а равно постановлений, приказов и инструкций отдельных ведомств, издаваемых по уполномочиям законодательных органов, если в них специально оговорено право на установление административных взысканий, согласно ст. 192 УК РСФСР 1926г., влекло предупреждение или принудительные работы на срок до одного месяца или штраф до ста рублей, налагаемые в административном порядке.
Таким образом, в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик до 1935 года приобретение, хранение и сбыт финских ножей или иного холодного оружия ограничивались, но многие данные ограничения и ограничения их ношения, а также ответственность за их нарушение устанавливались только местным и законодательством союзных республик, и полного запрета на их оборот не вводилось, а законодательством СССР устанавливались только ограничения на оборот ряда видов холодного и иного оружия и многие ограничения были менее строгими, чем установленные законодательством РФ об обороте оружия. При этом все вышеуказанные противоправные деяния являлись не преступлениями, а административными правонарушениями, наказания за которые не превышали трех месяцев принудительных работ – наказания, не связанного с лишением свободы и отбывавшегося только по месту работы лица, которое лица, имеющие специальность, отбывали, работая только по своей специальности.
Административным правонарушением, наказуемым штрафом или принудительными работами с 1924 по 1926 год являлось и незаконное хранение всех видов огнестрельного оружия (ст. 220 УК РСФСР 1922г.). При этом указанные виды наказаний, не связанные с лишением свободы, были предусмотрены за данное деяние до его декриминализации и после криминализации незаконных покупки, хранения, ношения, сбыта или изготовления огнестрельного (кроме охотничьего) оружия в УК РСФСР 1926г. (ст. 182) до ужесточения наказаний за незаконный оборот нарезного огнестрельного оружия, при наличии квалифицирующих признаков, в 1932 году и до ужесточения наказаний за любой незаконный оборот огнестрельного (кроме охотничьего) оружия в 1933 году.

С 1935 года в общесоюзном законодательстве СССР и законодательстве союзных республик была установлена уголовная ответственность за хранение, ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке, за исключением тех местностей, в которых ношение холодного оружия связано с условиями быта и является принадлежностью национального костюма (ст. 1 Постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 29 марта 1935 г. «О мерах борьбы с хулиганством», ч. 4 ст. 182 УК РСФСР 1926 г. и соответствующие нормы УК других союзных республик).
Таким образом, положения уголовного законодательства СССР и союзных республик криминализировали незаконный оборот только холодного оружия, подобного кинжалам и финским ножам, что могло допускать расширительное толкование понятия холодного оружия, незаконный оборот которого влек уголовную ответственность, учитывая право на применение уголовного закона по аналогии, запрещенное в 1958 году.
В 1959 году уголовная ответственность за незаконный оборот холодного и огнестрельного оружия была отменена на общесоюзном уровне, но в УК большинства союзных республик была установлена уголовная ответственность за незаконные действия с кинжалами, финскими ножами и иным холодным оружием (уголовная ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия сохранялась в УК всех союзных республик и различались виды охотничьего огнестрельного оружия и (или) любого гладкоствольного огнестрельного оружия, за незаконный оборот которых устанавливалась уголовная ответственность, а с 1974 года в общесоюзном законодательстве была установлена уголовная ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего)). При этом в УК РСФСР 1960г. (ч. 2 ст. 218) было декриминализировано незаконное хранение холодного оружия и уголовная ответственность была установлена за ношение, сбыт или изготовление кинжалов, финских ножей и иного холодного оружия без соответствующего разрешения, за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом.
В других союзных республиках криминализировались и декриминализировались отдельные незаконные действия с холодным оружием.
В части оснований исключения уголовной ответственности в УК Грузинской ССР (ч. 2 ст. 238), УК Эстонской ССР (ст. 208.1) и УК ряда других союзных республик указывали условия промысла, быта, службы или работы, в УК ряда других союзных республик присутствовали лишь отдельные из данных условий исключения ответственности, а в УК некоторых союзных республик (ч. 2 ст. 222 УК Украинской ССР, ч. 2 ст. 213 УК Белорусской ССР, ч. 2 ст. 218 УК Латвийской ССР, ч. 1 ст. 227 УК Молдавской ССР и др.) исключение уголовной ответственности не предусматривалось.
Положения различных норм УК союзных республик об уголовной ответственности за незаконные действия с холодным оружием изменялись до и после распада СССР в 1991 году, но указания на кинжалы и финские ножи были исключены из многих данных кодексов только после 1991 года путем указания общего понятия холодного оружия или декриминализации незаконного оборота холодного оружия.
Законодательством СССР, РСФСР и других союзных республик не было предусмотрено право на приобретение оружия в целях самообороны или коллекционирования, но было предусмотрено право на приобретение в охранительных целях ряда видов огнестрельного и холодного оружия, включая финские ножи организации могли приобретать и хранить холодное оружие, охотничьи и финские ножи без разрешения органов милиции. Использовать их можно было только для вооружения охраны, производственных целей или промысла. Носить охотничьи и финские ножи вне объекта охраны, использовать не с целью промысла или охоты запрещалось. При повторном нарушении данного правила, ножи изымались органами милиции.
Частным лицам запрещалось приобретать, хранить финские ножи и различного рода холодное оружие и изготовлять финские ножи для розничной продажи. Хранить и носить холодное оружие без разрешения органов милиции допускалось только в местностях, где использование его было связано с условиями быта или где это оружие являлось принадлежностью национального костюма.
Уголовная ответственность за любой незаконный оборот охотничьего, национального и другого подобного холодного оружия исключалась в ряде местностей РСФСР и целого ряда других союзных республик. При этом в РСФСР и некоторых других союзных республик существовали толкования соответствующих норм их УК об исключении уголовной ответственности не только за незаконные ношение или хранение и ношение, но и за сбыт и изготовление такого холодного оружия в указанных местностях, а в УК части союзных республик прямо исключалась уголовная ответственность за все незаконные действия с данным холодным оружием. При этом в УК части союзных республик уголовная ответственность за незаконный оборот холодного оружия исключалась именно по признаку необходимости его использования по условиям промысла, быта или службы без указания на местности республики, что означало право на его оборот в указанных случаях на всей территории данных союзных республик и расширение перечня обращаемых таким образом видов холодного оружия до кортиков, военных кинжалов, сабель и других подобных видов холодного оружия.
После 1991 года многие положения данных УК продолжали действовать на территории указанных республик, ставших независимыми государствами, но после 1993 – 1997 годов они были отменены во многих данных странах путем декриминализации незаконного оборота холодного оружия или исключения из норм их УК положений о данных случаях отсутствия уголовной ответственности.
В УК РСФСР положение ч. 2 ст. 218 об исключении уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия в тех местностях, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом, действовали до вступления в силу УК РФ с 1 января 1997 года. В УК РФ незаконное изготовление холодного оружия было выделено в отдельный состав преступления (ч. 4 ст. 223), в норме о котором данное указание отсутствовало, но оно содержалось в норме о незаконном ношении, приобретении или сбыте холодного оружия (ч. 4 ст.222), а с 2003 года оно исключено из ч. 4 ст. 222 УК РФ, в которой сохранена ответственность только за незаконный сбыт холодного оружия.
Таким образом, с 1997 года незаконное изготовление холодного оружия влечет уголовную ответственность на всей территории РФ без исключения конкретных его видов, а с 2003 года влечет уголовную ответственность на всей территории РФ и его незаконный сбыт, его незаконное ношение может влечь лишь административную ответственность по ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, а его незаконное приобретение не влечет уголовной и административной ответственности. Внесение данных изменений в 1997 и 2003 годах было направлено на исключение противоречия данного положения УК РФ принципу равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) и правилу об отнесении уголовного законодательства к федеральному ведению (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), но оно повлекло ужесточение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия и ограничение прав лиц, проживающих в местностях, в которых им необходимо холодное оружие. При этом холодное оружие не обладает такой степенью опасности, которая должна влечь криминализацию каких-либо действий с ним, не влекущих причинения вреда, и ограничение его оборота для всех, кому оно необходимо для промысла, по условиям быта или в иных законных целях.
Подобные изменения были внесены в нормы о незаконном обороте холодного оружия, предусмотренные УК Казахстана, Абхазии и ряда других стран постсоветского пространства. При этом в большинстве данных норм уголовная ответственность на всей территории государства прямо предусмотрена только за незаконное изготовление холодного оружия, в УК всех стран постсоветского пространства декриминализировано незаконное хранение холодного оружия, а в УК Армении (ч. 4 ст. 235) и Грузии (ст. 238.1) сохраняется уголовная ответственность только за незаконное ношение холодного оружия (в действующем с 2003 года УК Армении предусматривается ответственность только за любое незаконное ношение всех видов холодного оружия, а в УК Грузии с 2000 по 2006 год незаконный оборот холодного оружия был декриминализирован, но с 2006 года предусмотрена уголовная ответственность за незаконное ношение холодного оружия в определенных данным УК случаях, за исключением его ношения с национальными костюмами или иных законных случаях, определенных УК и КоАП Грузии), а уголовная ответственность только за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия предусмотрена только в УК многих непризнанных государств, ориентирующихся на право РФ: Южной Осетии, в которой действует УК РФ, ДНР и ЛНР, УК которых во многом соответствуют УК РФ.
Таким образом, уголовная и иная ответственность за незаконный оборот охотничьего, национального и (или) иного холодного оружия, разрешенного к обороту по местным традициям и обычаям и условиям быта, промысла работы или службы (охотничьих и национальных ножей, в том числе финских ножей, охотничьих, национальных и (или) военных кинжалов, национальных и (или) военных сабель и шашек, военных кортиков и т.п.), в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республиках, РФ и ряда других стран постсоветского пространства носила местный характер, а в законодательстве ряда данных государств до настоящего времени определяется местными обычаями и традициями и (или) другими законными причинами, но в УК части из них это не касается незаконного изготовления холодного оружия, которое является преступлением на всех их территориях без указания оснований исключения уголовной ответственности в соответствующих нормах УК, либо декриминализировано в УК ряда данных государств.
В УК РФ и УК ряда других стран постсоветского пространства, в которых сохраняется уголовная ответственность за часть незаконных действий с холодным оружием вышеуказанные основания исключения уголовной ответственности отменены или не предусматривались. При этом уголовная ответственность только за незаконные сбыт и изготовление холодного оружия предусмотрена только в УК РФ (с 2003 года) и УК непризнанных государств, использующих УК РФ в качестве основного источника уголовного законодательства (в Южной Осетии после перехода от УК Грузии к УК РФ, используемого в качестве основного источника уголовного законодательства), либо принявших УК, во многом сходные с УК РФ (ДНР и ЛНР с 2014 года).
Вышеизложенное свидетельствует об ужесточении уголовного и иного законодательства об ответственности за незаконный оборот холодного оружия на всей территории РФ, влекущим увеличение числа случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за данные деяния, совершаемые, как правило, без преступных целей, и не влекущие наступления тяжких и иных опасных последствий, и о несправедливом распределении мер уголовной и административной ответственности за незаконные действия с холодным оружием в УК и КоАП РФ, не позволяющим наказывать за его незаконный оборот многих преступников, его применяющих, но влекущих привлечение к уголовной ответственности лиц, не совершавших насильственных преступлений и не склонных к их совершению, большинство которых не имеет и не имело судимости, и произвольное привлечение различных лиц к административной ответственности. Это нарушает конституционные права человека, поэтому подобное распределение мер ответственности за незаконный оборот холодного оружия отсутствует в законодательстве большинства стран мира, в которых предусматривается уголовная ответственность за незаконные действия с холодным оружием или предметами, включающими многие или все виды холодного оружия по своим характеристикам, и увеличивается число стран, в законодательстве которых незаконный оборот холодного оружия отнесен к уголовным проступкам или полностью декриминализирован.
ФЗ Об оружии, вступивший в силу с 1 июля 1997 года, не регулирует оборот оружия, им не предусмотренного, и не содержит отдельных правил оборота финских ножей. При этом он не предусматривал правил оборота холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, до 2012 года, но предусматривал и предусматривает правила оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой. При этом атрибутика данных костюмов не утверждена до настоящего времени, перечень видов национального холодного клинкового оружия РФ и казачьего холодного клинкового оружия ФЗ Об оружии не предусматривает, а в подзаконных актах финские и другие ножи не отнесены к национальному холодному клинковому оружию РФ и к казачьему холодному клинковому оружию (к национальному холодному клинковому оружию РФ отнесены отдельные виды кинжалов, сабель и шашек, но Криминалистические требования, определяющие виды такого оружия отменены с 2017 года, а к казачьему холодному клинковому оружию в подзаконных актах (включая действующие Криминалистические требования) отнесены только кинжалы и шашки, имеющие определенные характеристики), при отсутствии отдельных правил оборота всех видов иностранного национального холодного оружия, включая его виды, предназначенные для ношения с национальными костюмами народов других бывших союзных республик СССР и территорий, входивших в состав Российской империи, и виды национального, военного и иного холодного клинкового оружия, сходного по внешнему виду или конструкции с холодным клинковым оружием, предназначенным для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой.
Изготовление холодного оружия было отнесено в Законе РФ Об оружии 1993г. и отнесено в ФЗ Об оружии к производству оружия, которое разрешено только юридическим лицам, получившим лицензии на производство гражданского, служебного или боевого оружия, а торговля гражданским, служебным или боевым оружием разрешена только юридическим лицам, получившим лицензии на торговлю соответствующими видами оружия или на их производство. Поэтому владельцы гражданского холодного оружия, включая охотничье и национальное холодное оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии, не имеют права на его изготовление или торговлю им. При этом торговля и изготовление холодного и иного оружия, не предусмотренного законами Об оружии, ограничивались только Законом РФ Об оружии 1993г., поэтому они не регулируются ФЗ Об оружии и ограничения на изготовление такого оружия и торговлю им отсутствуют, а изготовление предметов, не отнесенных к оружию экспертными критериями, но сходных с ним, и торговля ими не ограничены ФЗ Об оружии и другими законодательными актами об обороте оружия для любых лиц.
Охотничье холодное оружие не подлежало регистрации по Закону РФ Об оружии 1993г. и не подлежит регистрации в уполномоченных органах по ФЗ Об оружии, но по первому Закону Об оружии оно могло быть приобретено только гражданином РФ, имеющим право на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, а по ФЗ Об оружии оно может быть приобретено только владельцем охотничьего огнестрельного или пневматического оружия, имеющим разрешение на хранение и ношение данного охотничьего стрелкового оружия. Это существенно ограничивает продажу, дарение и иной сбыт данного оружия гражданами РФ на всей территории РФ и делает ФЗ Об оружии более строгим законом, регламентирующим оборот охотничьего холодного оружия, чем правила, предусмотренные законодательством Российской империи, СССР, союзных республик и многих стран мира, но правила его сбыта отсутствуют, поэтому порядок оформление сделок, отличающий законный его сбыт от незаконного, не определен, что требует внесения изменений в ФЗ Об оружии, определяющих правила сбыта всех видов оружия. Национальное холодное оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии, может быть приобретено гражданами РФ во всех субъектах только по лицензии на приобретение данного оружия, сигнального оружия, а также газовых пистолетов и револьверов и подлежит регистрации в уполномоченном органе. При этом на его приобретение в количестве более 5 единиц необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия. Поэтому право на его продажу, дарение и иной сбыт на всей территории РФ имеют только граждане, его зарегистрировавшие, путем их сбыта гражданам, имеющим соответствующую лицензию, с перерегистрацией оружия или юридическим лицам, имеющим лицензии на производство оружия или торговлю им, с уведомлением органа, в котором оружие зарегистрировано. При для его сбыта в количестве более 5 единиц необходимо наличие лицензии на коллекционирование оружия у владельца и у гражданина РФ, его приобретающего, а для его сбыта гражданином РФ, не имеющим лицензии на его приобретение или утратившим право владения им, необходима сдача данного оружия в органы, его зарегистрировавшие, либо в иные органы, уполномоченные его регистрировать и (или) ответственно хранить, в целях его сбыта гражданам или юридическим лицам, имеющим право на его приобретение, под их контролем. Это делает ФЗ Об оружии более строгим законом, регламентирующим оборот данных видов национального холодного оружия, чем правила, предусмотренные законодательством Российской империи, СССР, союзных республик и многих стран мира, что, в сочетании с исключением из норм УК РФ положений о запрете их применения в определенных местностях РФ, может способствовать массовому привлечению к уголовной ответственности граждан, действия которых не представляют общественной опасности, а отсутствие правил оборота других видов национального холодного оружия вносит неупорядоченность в положения ФЗ Об оружии и влечет возникновение пробелов в законодательстве. Поэтому необходима отмена ограничений на оборот всех видов национального и иного холодного оружия на всей территории РФ для соблюдения конституционных прав человека, противодействия коррупции, экономии мер уголовной репрессии и поддержания статуса РФ как демократического и правового государства.
Положения ФЗ Об оружии не ограничивают и не регулируют оборот клинков и других частей различных видов оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия и отдельных правил, разрешающих конкретные действия в отношении деталей огнестрельного оружия.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, действующие с 1998 года, не предусматривают правил оборота иных видов оружия, и не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо ими предусмотренных, но значительно ограничивают его ношение, делая невозможным его ношение без исторических костюмов и не во время проведения определенных мероприятий.
Таким образом, законодательство РФ не предусматривает отдельных правил оборота финских ножей и не регулирует оборот частей холодного оружия.
Наличие у предмета, являющегося холодным оружием, бытового назначения или использование холодного оружия в бытовых целях исключали отнесение предмета к оружию по законодательству СССР, РСФСР, других союзных республик и РФ до отмены законодательных актов СССР и РСФСР об обороте оружия с 1 января 1994 года, поскольку в инструкциях, регламентирующих порядок оборота оружия, и судебной практике к холодному оружию относили предметы, предназначенные для поражения цели путем непосредственного воздействия на нее и не имеющие иного назначения.
В Законе РФ Об оружии 1993г. указание на отсутствие иного назначения в определении холодного оружия не предусматривалось. Отсутствует оно и в ФЗ Об оружии, что осложняет выявление отличий холодного оружия от других предметов, допускает произвольное отнесение бытовых ножей и других подобных предметов к холодному оружию и нарушает конституционные права человека, в особенности, учитывая более значительные ограничения на оборот целого ряда видов холодного оружия в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ, нежели в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик. При этом ответственность за незаконный оборот холодного оружия в КоАП и УК РФ усилена, учитывая увеличение с 2021 года до 4 лет максимального срока лишения свободы за незаконный сбыт холодного оружия (ч. 7 ст. 222 УК РФ) и введение с указанного года административной ответственности за незаконный оборот всех видов оружия, не отнесенный к преступлениям, предусматривающей возможность назначения наказаний в виде административного ареста и конфискации оружия (ст. 20.10 КоАП РФ). Холодное оружие, имеющее культурную ценность, не указано в ч. 7 ст. 222 УК РФ в качестве оружия, за незаконный сбыт которого отсутствует уголовная ответственность, что нарушает Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014г. № 18-П, т.к. им признана неконституционной именно уголовная ответственность за его незаконный сбыт, поэтому замена ч. 4 ч. 7 ст. 222 УК РФ не влияет на неконституционность данной уголовной ответственности и не устраняет обязанность законодателя внести изменения именно в норму УК РФ о незаконном сбыте холодного оружия.
В ФЗ Об оружии отсутствует запрет к обороту, специальные ограничения на оборот и отдельные правила оборота пружинных и других стреляющих ножей, не отнесенных к огнестрельному оружию, при наличии запретов на оборот метательных ножей, сюрикенов и других предметов, отнесенных к метательному бросковому оружию, не являющихся спортивными снарядами, и не имеющих культурной ценности, а также автоматических ножей и холодного оружия с длиной клинка или лезвия более 90 мм, не отнесенных к оружию, имеющему культурную ценность. При этом стреляющие ножи могут быть отнесены к холодному оружию только, если они соответствуют всем его критериям, включая прочность крепления клинка в рукоятке, а пружинные стреляющие ножи не могут быть отнесены к метательному оружию, т.к. не являются луками, арбалетами и метательным бросковым оружием. К пневматическому оружию могут быть отнесены только пневматические стреляющие ножи, имеющие дульную энергию более 3 Дж, а для привлечения к уголовной ответственности за их незаконные сбыт и изготовление необходимо наличие дульной энергии более 7,5 Дж. Огнестрельное оружие, имеющее форму, имитирующую другие предметы, запрещено к обороту в РФ, но предмет, конструктивно сходный с огнестрельным оружием, может быть отнесен к нему, только в том случае, если он имеет удельную кинетическую энергию снаряда более 0,5 Дж на мм2 (критерии проникающего ранения грудной клетки), а предметы, имеющие меньшую удельную кинетическую энергию, не являются оружием и находятся в свободном обороте, если они не имеют признаков огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового или сигнального оружия (имеют нарезной ствол или гладкий ствол без ограничителей либо иным образом не отнесены к оружию).
Стреляющие ножи, не отнесенные к оружию, находятся в свободном обороте, а если они отнесены к оружию, - на их оборот накладываются ограничения, установленные на оборот гражданского и иного холодного, пневматического огнестрельного или иного подобного оружия, в случае их отнесения к конкретным видам оружия, предусмотренным ФЗ Об оружии.
Подобное распределение ограничений на оборот оружия делает нелогичным и бессмысленным все ограничения на оборот холодного и метательного броскового оружия, учитывая большую опасность при применении для поражения цели или при неосторожном обращении именно стреляющих ножей, чем данных предметов, поэтому необходимо более четкое разграничение предметов, предназначенных для использования в качестве оружия, от иных предметов. При этом, учитывая отсутствие повышенной опасности у стреляющих и иных ножей, а также у холодного и метательного броскового оружия, обусловленное как их поражающей способностью и сложностью перезаряжания и неоднократного использования в качестве оружия, поражающего цель на расстоянии, так и необходимость осторожного обращения с любым ножом, стрелковым оружием или иным предметом, являющимся острым либо стреляющим, допустима отмена ограничений на оборот всех видов ножей, иного холодного и метательного оружия, а также нелетального оружия и постепенная отмена многих или всех ограничений на оборот пневматического и иного оружия, на представляющего повышенной степени опасности.
В отдельных субъектах РФ встречались случаи введения законодательных актов, регулирующих правила оборота и меры ответственности и наказаний за нарушение правил оборота национального холодного оружия народов указанных субъектов, других видов холодного или иного оружия, либо предметов, не отнесенных к холодному оружию.
В частности, Правительством Республики Саха (Якутия) в 1995 году были введены правила оборота якутских ножей, устанавливавшие как правила их оборота, так и административную ответственность за их нарушение (Постановление Правительства республики Саха (Якутия) от 12 сентября 1995 года N 409 «Об утверждении Положения о порядке изготовления, сбыта, приобретения, ношения и перевозки якутского ножа на территории Республики Саха (Якутия)»).
Данные Правила действовали до 2010 года и противоречили как Закону РФ Об оружии 1993г., так и ФЗ Об оружии, поскольку приобретение, хранение и ношение якутских ножей допускалось как гражданами, имеющими право на приобретение огнестрельного оружия, в порядке, установленном для оборота охотничьего холодного оружия, так и по открытой лицензии на приобретение якутского ножа (открытая лицензия на приобретение охотничьего и иного гражданского холодного оружия не предусматривалась положениями Закона РФ Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии и не предусмотрена до настоящего времени).
При этом открытая лицензия не предусматривалась в качестве документа, дающего право на приобретение охотничьего и иного холодного оружия, ни Законом РФ Об оружии 1993 года, ни ФЗ Об оружии, и не предусматривается ФЗ Об оружии в качестве такого документа до настоящего времени.
Порядок оборота видов холодного оружия, не предусмотренных законом об оружии, согласно Закону РФ Об оружии 1993 года, допускал их приобретение и иной оборот только в целях коллекционирования и имитации его применения и определялся законодательством РФ, а не субъектов РФ, но ФЗ Об оружии не предусматривает правил оборота данных видов оружия.
Правовой статус якутского ножа как холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, четко не установлен, а применение к одному виду холодного оружия правил оборота как охотничьего, так и национального российского холодного клинкового оружия не допускается, учитывая их отнесение к различным видам оружия в ФЗ Об оружии. При этом якутский нож имеет и бытовое назначение, поэтому часто используется именно как хозяйственно-бытовой нож.
В части установления административной ответственности за незаконные действия с якутскими ножами и указания на применение ст. 218 УК РСФСР к случаям их незаконного оборота, влекущего уголовную ответственность, данные Правила противоречили КоАП РФ и УК РФ.
При этом действие ч. 2 ст. 218 УК РСФСР и ч. 4 ст. 222 УК РФ (до 2003 года) не распространялось на местности, где ношение холодного оружия было связано с охотничьим промыслом или холодное оружие являлось принадлежностью национального костюма, т.е. в местностях Республики Саха (Якутия) незаконное ношение и иной оборот якутского ножа и другого подобного холодного оружия не мог влечь уголовной ответственности (с 1997 года это не относилось к незаконному изготовлению любого предмета, отнесенного к холодному оружию, но данное деяние в таких случаях может быть признано малозначительным, что исключает отнесения деяния, запрещенного УК РФ, к преступлениям и уголовную ответственность за его совершение (ч. 2 ст. 14 УК РФ)), а якутский нож может не соответствовать критериям холодного оружия, что исключает как уголовную и иную ответственность за его незаконный оборот и нарушение правил его оборота, так и установление ограничений на его оборот.
В республике Тыва с 1995 по 2001 год действовал Закон Республики Тыва от 23.05.1995 № 266 «Об усилении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», определявший в ст. 6 административную ответственность за изготовление с целью сбыта или ношение в общественных местах колюще-режущих и иных предметов, не являющихся холодным оружием, но предназначенных для совершения противоправных действий (складных и кухонных ножей, различных заточенных штырей и им подобных), и наказания в виде предупреждения или штрафа в размере до трехкратного минимального размера оплаты труда с конфискацией этих предметов.
Данный закон устанавливал ответственность за деяния, не предусмотренные КоАП РСФСР и КоАП РФ, и не запрещенные положениями Закона РФ Об оружии 1993г., ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ, и противоречил Конституции РФ и КоАП РСФСР в части установления в данной и многих других его нормах наказания в виде конфискации предметов и наказания в виде ареста в целом ряде его норм на уровне субъекта РФ, а не на федеральном уровне, а также в части установления замены неуплаченного штрафа арестом и ряда других положений, противоречивших КоАП РСФСР и КоАП РФ (в особенности, его редакциям до 2003 года).
В ЧРИ в 1997 году был принят закон об оружии, исключающий ограничения на оборот национального холодного оружия Республики, который действовал в ЧРИ (как и другие законодательные акты ЧРИ) до приведения законодательства Чеченской Республики в соответствие с Конституцией и иным законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанные законодательные акты субъектов РФ являлись далеко не единственными актами, ограничивавшими оборот холодного оружия и (или) других видов оружия или предметов, не отнесенных к оружию, и содержавшими положения, противоречащие Конституции РФ и (или) федеральному законодательству, принимавшимися в различных субъектах РФ после 1991 года.
Таким образом, в различных субъектах РФ встречались случаи принятия законодательных актов, незаконно регулирующих оборот отдельных видов оружия и других предметов и устанавливающих административную ответственность за нарушение правил их оборота на территориях соответствующих субъектов РФ, а также незаконно устанавливающих наказания в виде конфискации предметов и (или) административного ареста за данные и другие административные правонарушения, что требует как корректировки положений законодательных актов субъектов РФ, так и внесения в ФЗ Об оружии и иное законодательство РФ изменений, устанавливающих правила, которые могут действовать на всей территории РФ без излишних ограничений прав человека на какой-либо части территории государства, не противоречащие ст. 2 и другим положениям Конституции РФ, обеспечивающим защиту прав человека, и иному законодательству, не противоречащему положениям Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права.
В законодательстве Финляндии ношение в общественных местах и иной оборот холодного оружия и других опасных для здоровья человека предметов ограничен Актом О холодном оружии 1977 года и Актом Об общественной безопасности 2003 года. Данные акты разрешают ношение в общественных местах ножей и иного холодного оружия, которое предназначено для использования в качестве инструментов или для других допустимых целей, но могут быть использованы для совершения преступлений против жизни или здоровья, либо для угрозы их совершения, для использования в качестве инструментов или в других допустимых целях.
В законодательстве многих стран мира отсутствуют ограничения на приобретение, хранение и сбыт холодного оружия, в особенности, такого оружия, как охотничьи ножи и многие другие виды холодного клинкового оружия (США и др.), либо отсутствуют ограничения на оборот всех видов холодного оружия и данное оружие может быть не отнесено к оружию в соответствии с законодательством государства (в частности, в Болгарии холодное оружие не регулируется законодательством об оружии с 1999 года).
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
К оружию, используемому в культурных и образовательных целях в данном Законе отнесены оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие и списанное оружие.
К оружию, имеющему культурную ценность, в данном Законе отнесено оружие, включенное в состав Музейного фонда Республики Абхазия в соответствии с Законом Республики Абхазия от 6 мая 2014 года № 3495-c-V «О музеях и музейном деле».
К старинному (антикварному) оружию в данном Законе отнесено огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до 1917 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.
К списанному оружию в данном Законе отнесено огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие).
Данным Законом ношение оружия определено только как его нахождение на теле или в одежде лица и введено право на приобретение по лицензии гражданами Республики Абхазия, достигшими возраста 27 лет, в целях самообороны огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом (пистолетов и револьверов) и на приобретение по лицензии в целях охоты или спорта огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом указанными гражданами, достигшими возраста 21 года, а также право на приобретение резервистами действующего резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия огнестрельного автоматического и иного служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового и холодного оружия в установленном законодательством порядке. При этом в вышеуказанном Законе отсутствуют правила оборота видов холодного и иного оружия, им не предусмотренных.
В законодательстве США и различных штатов США бытовое использование любого холодного оружия (использование кастетов в качестве пряжек для ремня, бытовое использование ножей и т.п.) исключает любую ответственность лица за незаконные действия с оружием и исключена уголовная ответственность курьеров, доставляющих запрещенное в США холодное оружие (кастеты, сюрикены и т.п.) покупателям (в особенности, из штатов, в которых оно не запрещено, или для его бытового использования), а лица, имеющие только одну руку имеют право на ввоз в США и оборот на территории США любых автоматических ножей, открываемых одной рукой, независимо от запретов на оборот различных их видов в конкретных штатах. Право на приобретение данных ножей в различных штатах имеют спасатели, пожарные, полицейские и другие лица, работа которых связана с использованием различных инструментов в экстремальных условиях, для выполнения возложенных на них задач. При этом использование любого предмета (кухонного ножа, осколка стекла, мешка с песком и т.п.) для нападения влечет его отнесение к оружию, согласно положениям Титула 18 Кодекса США (Title 18 US Code) и уголовного законодательства штатов.
В законодательстве целого ряда стран, ограничивающих оборот холодного оружия, оно не отнесено к боевому оружию (Эстония и др.), и (или) может быть приобретено лицом, достигшим возраста 14 лет или более младшего возраста (Хорватия, Эстония и др.), либо лицом любого возраста (США и др.).
В законодательстве многих стран мира предусмотрен широкий перечень случаев, при наличии которых часть видов оружия или все его виды могут быть приобретены до достижения возраста 18 или 16 лет, либо установлен общий меньший минимальный возраст.
В законодательстве части штатов США отсутствует возрастное ограничение на приобретение оружия.
В законодательстве об обороте оружия ряда стран мира предусмотрено, что законами об оружии конкретных стран не регулируется оборот многих видов холодного клинкового оружия или всех видов холодного оружия, либо планируется принятие таких законов об оружии.
В частности, в Законе Об оружии и боеприпасах Польши 1999г. и в прежних законах об оружии Польши указано, что ими не регулируется оборот холодного оружия, за исключением ударно-дробящего холодного оружия.
На Украине планируется принятие законопроектов (проект закона N 1222 и др.), вводящих в действие Закон Об оружии, в котором будет указано, что он не распространяется на оборот холодного оружия, не являющегося метательным оружием (луками и арбалетами), которое законодательством Украины отнесено к холодному оружию (колюще-режущих и ударно-дробящих предметов, пригодных для использования в качестве оружия и бытового использования), предметов, не предназначенных для использования в качестве оружия, использование которых в качестве оружия возможно, имитационного оружия и старинного огнестрельного оружия, изготовленного до 1877 года, не предназначенного для использования патронов к запрещенному огнестрельному оружию или к огнестрельному оружию, на приобретение которого необходимо специальное разрешение, и вносящего изменения в УК и КоАП Украины, декриминализирующие незаконный оборот холодного оружия (ч. 2 ст. 263), старинного огнестрельного оружия и его копий, а также пороха и капсюлей, используемых для снаряжения патронов к огнестрельному оружию (ч. 1 ст. 263 действующей редакции ст. 263 УК Украины и ст. 263 планируемой редакции данной статьи) и устанавливающие только административную ответственность за незаконные ношение, сбыт, ремонт и изготовление луков и арбалетов (ч. 9 ст. 174.1 КУоАП, введение которой планируется данным законопроектом). При этом в настоящее время оборот холодного и иного оружия регулируется ведомственными актами МВД и других органов власти Украины, предусматривающими частично более либеральные правила оборота холодного и иного оружия, нежели ФЗ Об оружии. В частности, ими разрешается приобретение охотничьего холодного оружия по отдельному разрешению на его хранение и ношение, что запрещено ст. 13 ФЗ Об оружии, предусматривающей обязанность получения разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия для приобретение такого холодного оружия.
Отсутствие закона об оружии в законодательстве Украины отмечалось различными судами Украины как обстоятельство, исключающее признание оборота холодного, огнестрельного и иного оружия незаконным и, следовательно, привлечение лиц, его совершающих, к уголовной и иной ответственности, учитывая положения ст. 178 ГК Украины, аналогичные положениям п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, указывающие на необходимость определения законом правил оборота предметов и круга лиц, имеющих право на их оборот, для установления ограничений на их оборот. По данному вопросу было вынесено Постановление Верховного суда Украины №5-49к13 от 03.03.2014, подтвердившее нахождение оружия в свободном обороте по причине отсутствия отдельного закона. Ссылаясь на указанное Постановление Верховного суда и данные положения ст. 178 ГК Украины, суды выносили оправдательные приговоры по уголовным делам о незаконном ношении кастетов, штыков-ножей и незаконном обороте других видов холодного и огнестрельного оружия, в особенности, в случаях отсутствия доказательств общественной опасности незаконного оборота оружия в конкретных случаях (при этом выносятся и обвинительные приговоры по данным уголовным делам о незаконном обороте оружия во всех судебных инстанциях, опирающиеся на расширительное толкование понятия закона как любого законодательного акта).
Таким образом, законодательством Финляндии ограничено, в первую очередь, ношение ножей, иного холодного оружия и других опасных для здоровья человека предметов в общественных местах и разрешено ношение в них любых ножей и иного холодного оружия, предназначенного для использования в допустимых законом целях, в указанных целях, т.е. не ограничено ношение финских и других ножей в законных целях, а законодательстве многих других стран отсутствуют многие или все ограничения на оборот холодного оружия или многие ограничения на оборот любого оружия, не запрещенного законодательством государства (включая возрастное ограничение). При этом в Законе Об оружии Абхазии предусмотрены право на приобретение без лицензии национального холодного оружия Абхазии, к которому отнесены кавказская шашка, кинжал и охотничий нож, холодного оружия, имеющего культурную ценность, и многих других видов гражданского оружия, включая газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения, и право граждан на изготовление национального холодного оружия Абхазии в уведомительном порядке, а также запрещено отнесение к ношению оружия его переноски в сумке, портфеле и других подобных предметах и установлены другие правила, делающие данный Закон более логичным и справедливым по отношению к владельцам оружия, нежели ФЗ Об оружии, действующий в РФ. В законодательстве об оружии Польши и ряда других стран мира прямо предусмотрено исключение традиционных видов холодного клинкового оружия (охотничьих, национальных и многих других видов ножей, кинжалов, кортиков, шпаг, сабель, мечей, палашей и иных подобных видов холодного оружия) или всех видов холодного оружия з перечня видов оружия, регулируемых данным законодательством, а в законодательстве Украины отсутствует закон об оружии, что означает отсутствие правового регулирования его оборота, учитывая положения ГК Украины, но действующие нормативно-правовые акты предусматривают более свободный оборот охотничьего холодного оружия и ряда других видов оружия, нежели законодательство РФ, и планируются принятие закона об оружии, исключающего правовое регулирование оборота всех видов холодного оружия, и декриминализация незаконного оборота холодного оружия в ч. 2 ст. 263 УК Украины (ношения, сбыта, ремонта и изготовления кинжалов, финских ножей или иного холодного оружия без предусмотренного законом разрешения), а различные суды Украины достаточно часто выносят оправдательные приговоры по делам о незаконном обороте холодного оружия (в отличие от судов РФ, как правило, выносящих обвинительные приговоры по делам о незаконном обороте видов холодного и иного оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии), что явно указывает на необходимость отмены ограничений на оборот холодного оружия, его исключения из перечня видов оружия в ФЗ Об оружии, декриминализации его незаконного оборота и его исключения из норм КоАП РФ и проекта нового КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушение правил оборота оружия и его незаконный оборот, а также на внесение в ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ других изменений, упорядочивающих оборот всех видов оружия и меры ответственности за его незаконный оборот по степени опасности конкретных видов оружия, их поражающей способности и необходимости их использования в законных целях.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии правила, исключающего отнесение к холодному оружию предметов, отнесенных к нему по экспертным критериям, но имеющих бытовое назначение или используемых в качестве бытовых предметов, которое может быть введено путем внесения изменений в определение холодного оружия, предусмотренное ст. 1 ФЗ Об оружии, и в другие нормы ФЗ Об оружии о правилах оборота охотничьего, холодного оружия и других видов холодного оружия, которые могут иметь бытовое и иное назначение, не связанное с поражением цели.
При этом необходимы введение правил, разрешающих хранение без ограничений всех видов холодного оружия, иной его оборот, не связанный с его ношением в общественных местах или использованием в качестве оружия, или отменяющих все ограничения на оборот холодного оружия, и решение вопросов об исключении из перечня видов холодного оружия всех видов спортивного холодного оружия, парадного холодного оружия, и холодного оружия, имеющего культурную ценность, или иного холодного оружия, предназначенного для использование в культурных и образовательных целях или в целях коллекционирования, а также наградного и охотничьего холодного оружия, или об исключении всех видов холодного оружия, имеющих бытовое или иное назначение, кроме поражения цели (включая боевое холодное оружие и холодное оружие, запрещенное к обороту на территории РФ), из перечня видов холодного оружия, либо об исключении всех видов холодного оружия из перечня видов оружия, отмене всех ограничений на его оборот, предусмотренных ФЗ Об оружии и подзаконными актами, и внесении корреспондирующих изменений в норму УК РФ и другие законодательные акты РФ, указывающие холодное оружие как вид оружия и ограничивающие его оборот, учитывая не большие поражающую способность и степень опасности всех видов холодного оружия, чем бытовых предметов, преимущественное использование в настоящее время различных видов холодного оружия в целях коллекционирования (коллекционное, авторское, антикварное и иное холодное оружие), ношения с форменной одеждой (военные кортики, парадные кинжалы, шпаги, сабли, шашки, палаши и т.п.) и в церемониальных целях (стилеты, национальные, военные и другие подобные кинжалы, сабли, шашки и т.п., масонские мечи и иное церемониальное холодное оружие), либо в хозяйственно-бытовых целях (охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания, тесаки, многоцелевые штыки-ножи и иные боевые ножи и т.п.), а также наличие у многих охотничьих и боевых ножей функций бытовых инструментов.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, регламентирующего правила оборота финских ножей и всех видов холодного оружия, имеющего иное назначение, кроме поражения цели, и холодного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, а также принятие органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ законодательных актов, исключающих из законодательства соответствующих субъектов РФ понятие финского ножа и все положения об обороте холодного и иного оружия, противоречащие Конституции РФ, ФЗ Об оружии и иному федеральному законодательству, учитывая высшую юридическую силу Конституции РФ и большую юридическую силу ФЗ Об оружии и иного федерального законодательства, нежели законодательства субъектов РФ.
Указанные изменения необходимы, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, уменьшению коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочиванию его норм.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, уменьшение коррупционной составляющей законодательства об обороте оружия и упорядочивание его норм.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии правила, исключающего отнесение к холодному оружию предметов, отнесенных к нему по экспертным критериям, но имеющих бытовое назначение или используемых в качестве бытовых предметов, которое может быть введено путем внесения изменений в определение холодного оружия, предусмотренное ст. 1 ФЗ Об оружии, и в другие нормы ФЗ Об оружии о правилах оборота охотничьего, холодного оружия и других видов холодного оружия, которые могут иметь бытовое и иное назначение, не связанное с поражением цели.
При этом необходимы введение правил, разрешающих хранение без ограничений всех видов холодного оружия, иной его оборот, не связанный с его ношением в общественных местах или использованием в качестве оружия, или отменяющих все ограничения на оборот холодного оружия, и решение вопросов об исключении из перечня видов холодного оружия всех видов спортивного холодного оружия, парадного холодного оружия, и холодного оружия, имеющего культурную ценность, или иного холодного оружия, предназначенного для использование в культурных и образовательных целях или в целях коллекционирования, а также наградного и охотничьего холодного оружия, или об исключении всех видов холодного оружия, имеющих бытовое или иное назначение, кроме поражения цели (включая боевое холодное оружие и холодное оружие, запрещенное к обороту на территории РФ), из перечня видов холодного оружия, либо об исключении всех видов холодного оружия из перечня видов оружия, отмене всех ограничений на его оборот, предусмотренных ФЗ Об оружии и подзаконными актами, и внесении корреспондирующих изменений в норму УК РФ и другие законодательные акты РФ, указывающие холодное оружие как вид оружия и ограничивающие его оборот, учитывая не большие поражающую способность и степень опасности всех видов холодного оружия, чем бытовых предметов, преимущественное использование в настоящее время различных видов холодного оружия в целях коллекционирования (коллекционное, авторское, антикварное и иное холодное оружие), ношения с форменной одеждой (военные кортики, парадные кинжалы, шпаги, сабли, шашки, палаши и т.п.) и в церемониальных целях (стилеты, национальные, военные и другие подобные кинжалы, сабли, шашки и т.п., масонские мечи и иное церемониальное холодное оружие), либо в хозяйственно-бытовых целях (охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания, тесаки, многоцелевые штыки-ножи и иные боевые ножи и т.п.), а также наличие у многих охотничьих и боевых ножей функций бытовых инструментов.
До внесения данных изменений в ФЗ Об оружии, для соблюдения конституционных прав человека, необходимо принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, регламентирующего правила оборота финских ножей и всех видов холодного оружия, имеющего иное назначение, кроме поражения цели, и холодного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, а также принятие органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ законодательных актов, исключающих из законодательства соответствующих субъектов РФ понятие финского ножа и все положения об обороте холодного и иного оружия, противоречащие Конституции РФ, ФЗ Об оружии и иному федеральному законодательству, учитывая высшую юридическую силу Конституции РФ и большую юридическую силу ФЗ Об оружии и иного федерального законодательства, нежели законодательства субъектов РФ.
Указанные изменения необходимы, учитывая принципы высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и другие основные принципы, обеспечивающие защиту прав человека, предусмотренные положениями Конституции РФ.

К началу списка инициатив