Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91858
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии права на передачу оружия и других подобных предметов в руки другим лицам под контролем владельца

Необходимо ограничение понятия передачи оружия и других предметов в ФЗ Об оружии, учитывая:
1) отсутствие четкого определения передачи оружия в ФЗ Об оружии;
2) наличие существенных ограничений на передачу оружия, в особенности, подлежащего регистрации в уполномоченных органах и (или) приобретаемого по лицензии, патронов к оружию, пороха и капсюлей в ФЗ Об оружии и подзаконных актах;
3) наличие уголовной ответственности за незаконную передачу огнестрельного оружия с коротким или нарезным стволом и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, не отнесенного к гражданскому, патронов к указанным видам оружия, за исключением патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, основных частей указанных видов огнестрельного оружия, а также взрывчатых веществ (включая охотничий и иной порох);
4) введение в 2021 году административной ответственности за незаконную передачу любого оружия, патронов к оружию, а также основных частей огнестрельного оружия (ст.20.10 КоАП РФ) и за нарушение правил передачи оружия (ч.6 ст.20.8 КоАП РФ);
5) введение права частной охраны на транспорте на досмотры багажа пассажиров и их вещей, введение права частной охраны на объектах, на которых установлен пропускной режим, на осмотр вносимых и выносимых (ввозимых или вывозимых) предметов и транспортных средств;
6) наличие права на обращение взыскания на оружие должника, не запрещенное к обороту в РФ;
7) отсутствие правил передачи оружия, имеющего культурную ценность, и запрета на оценку стоимости оружия.
В целях соблюдения законных прав владельцев оружия и других лиц, а также упорядочивания правовых норм законодательства, регулирующего оборот оружия и других видов имущества, необходимо введение в ФЗ Об оружии исключения из понятия передачи оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей следующих видов их передачи другим лицам:
1) непосредственной передачи в руки другому лицу на очень короткое время владельцем оружия незаряженного или разобранного оружия, патронов отдельно от оружия или без подходящего для их использования оружия и пороха без снаряжения им патронов или заряжания оружия, совершаемой под контролем владельца оружия без предоставления владельцем права на использование оружия и других указанных предметов по назначению или на их вынос с соответствующей территории из поля зрения владельца, либо без фактической возможности использования оружия по назначению, его выноса за пределы места его хранения или демонстрации либо хищения;
2) передачи в руки покупателей или иных посетителей оружейных магазинов и других подобных организаций, не совершающих опасных действий, желающих ознакомится с оружием или другими подобными предметами, оружия, патронов и пороха продавцами и иными сотрудниками оружейных магазинов и других подобных организаций, совершаемой под их контролем без предоставления ими права на использование оружия и других указанных предметов по назначению или на их вынос с соответствующей территории из их поля зрения, либо без фактической возможности использования оружия по назначению, его выноса за пределы места его продажи, хранения или демонстрации либо хищения;
3) непосредственной передачи оружия, патронов к оружию и пороха в руки сотруднику государственной или частной охранной организации или иному лицу, ответственному за обеспечение безопасности, либо пресекающему преступление, в случаях, когда проверка оружия или разоружение лица являются необходимыми.
На передачу гражданского оружия, не имеющего культурной ценности, патронов к оружию, пороха и капсюлей наложены существенные ограничения положениями ФЗ Об оружии и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814, затрудняющие его передачу даже в случаях, когда она не создает угрозы совершения общественно опасных деяний, и увеличивающие риск произвольного привлечения владельцев оружия и других лиц к административной и, в особенности, к уголовной ответственности.
За нарушение правил передачи любого оружия и за незаконную передачу всех видов оружия, патронов к оружию и основных частей огнестрельного оружия, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, с 2021 года предусмотрена административная ответственность в ч.6 ст.20.8 и ст.20.10 КоАП РФ, а за незаконную передачу огнестрельного оружия с коротким или нарезным стволом либо служебного, боевого или запрещенного к обороту огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, а также взрывчатых веществ и взрывных устройств предусмотрена уголовная ответственность в ч.1, 3 и 4 ст.222-222.2 УК РФ, если она не является малозначительным деянием (ч.2 ст.14 УК РФ). При этом с 2021 года в ст.222 и 222.1 усилены наказания и УК РФ дополнен ст.222.2 о незаконном обороте крупнокалиберного огнестрельного оружия, не отнесенного к гражданскому или служебному оружию, его основных частей и боеприпасов к нему.
В части соблюдения прав потребителей, в частности, права на ознакомление покупателя или иного лица с продаваемыми гражданским оружием, патронами к оружию, порохом и капсюлями Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему установлены право на ознакомление с оружием и запрет продавать оружие без паспорта, лицензии или иного документа, предусмотренного законом.
Согласно п. 8(4). Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему по требованию потребителя он должен быть ознакомлен с устройством механизма товара, который должен демонстрироваться в собранном и технически исправном состоянии, а согласно п. 8(5). продажа товаров осуществляется при представлении потребителем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя, и документов, установленных статьей 13 Федерального закона "Об оружии". До января 2021 года данные правила были предусмотрены Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (правила продажи оружия и патронов к нему были введены Постановлением Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222 (Особенности продажи оружия и патронов к нему)), в которых содержалось указание на конкретные разрешительные документы (лицензии, разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия).
Таким образом, продавцу не запрещено демонстрировать оружие потребителю, а потребитель имеет право требовать этого, но четко не указано само понятие потребителя и право продавца на передачу оружия ему в руки до окончания его покупки, а также право или обязанность продавца требовать предъявления лицензии или иного документа на приобретение оружия для его демонстрации. При этом как в прежних, так и в новых правилах четко не указано необходим ли паспорт или иной подобный документ для покупки оружия, приобретаемого без лицензии или иных разрешительных документов, но смысл данной формулировки указывает на наличие обязанности его предъявления только при покупке оружия, патронов, пороха и капсюлей по разрешительным документам. При этом установление возрастного ограничения (18 лет) на приобретение гражданами РФ видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии в соответствии с ч.4 ст.13 ФЗ Об оружии, и наличие запрета на приобретение без лицензии иностранными гражданами части видов оружия, приобретаемых без лицензии гражданами РФ или приобретаемых ими по иным видам разрешительных документов, и отсутствие лиц без гражданства в перечне субъектов, имеющих право на приобретение гражданского и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, может означать наличие права или обязанности требовать предъявления документа, удостоверяющего личность при продаже гражданского оружия, включая оружие, правила приобретения которого отсутствуют, но такие право или, тем более, обязанность продавца должны быть четко указаны в законе. Это требует внесения изменений в указанные Правила и ФЗ Об оружии. При этом необходимо ввести правила, соответствующие степени опасности конкретных видов оружия, не противоречащие положениям Конституции РФ и международным договорам РФ, и предусматривающие право на приобретение оружия лицами без гражданства и четкие правила приобретения оружия по лицензии или без лицензии данными лицами и иностранными гражданами, исключающими неравные условия его приобретения гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, устанавливаемые без учета степени опасности конкретных видов оружия, фактических критериев их отличия по поражающей способности и назначению от видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, конструктивно сходных с оружием изделий и других предметов, не являющихся оружием, и необходимости их законного использования определенными, многими или всеми лицами в различных жизненных ситуациях.
На практике, в различных оружейных магазинах могут демонстрировать, давая в руки посетителям оружие, приобретаемое без лицензии, как требуя предъявления паспорта, так и не требуя его, а оружие, приобретаемое по лицензии или иным разрешительным документам далеко не всегда дают в руки или даже демонстрируют без передачи лицам, не предъявившим лицензию на приобретение конкретного вида оружия или не коллекционирование оружия (для приобретения целого ряда видов оружия), либо разрешение на хранение и ношение оружия, в котором используются конкретные виды патронов (для приобретения патронов к соответствующим видам оружия), либо огнестрельного или пневматического охотничьего и (или) спортивного оружия (для приобретения пороха и капсюлей, охотничьего холодного клинкового и метательного оружия). При этом оружие часто отказываются демонстрировать и передавать в руки даже гражданам, имеющим разрешение на хранение оружия данного вида (разрешение не является лицензией), или лицензию на приобретение оружия, если осматриваются предметы, приобретаемые по разрешению, а не по лицензии (разрешение не является лицензией), или виды оружия, приобретаемые по другим видам лицензий (общей лицензии на приобретение любого гражданского оружия не существует, а по лицензии на коллекционирование оружия могут быть приобретены не все виды оружия), имеющие любую степень опасности (в частности, по лицензии на приобретение охотничьего и иного огнестрельного оружия не разрешено приобретать газовые пистолеты).
Установление обязанности продавца требовать предъявления паспорта и иных документов для осмотра или покупки оружия и других подобных предметов не является общим правилом во всех организациях, торгующих оружием, и правила конкретных оружейных и других подобных магазинов не являются могут существенно различаться и не всегда соответствуют ФЗ Об оружии.
В частности, до 2009 года паспорт был необходим для приобретения в оружейном магазине многих видов гражданского оружия, за исключением газовых баллончиков для самообороны, а с 2009 года и для приобретения в оружейных магазинах стало необходимым наличие паспорта, притом что правила их приобретения не отличаются от правил приобретения других видов гражданского оружия, приобретаемых без лицензии, лица без гражданства не имеют права на приобретение гражданского оружия, а возрастное ограничение на приобретение газовых баллончиков и других видов, гражданского оружия, приобретаемого без лицензии, указанного в ч.4 ст.13 ФЗ Об оружии (18 лет), введено в данную норму ФЗ Об оружии только с 2012 года. В оружейных магазинах, как правило, не продают и не всегда демонстрируют оружие, приобретаемое без лицензии, любым лицам, не предъявившим паспорта, но в других местах, в которых оно продается, предъявления паспорта не требуют. По паспорту в оружейных магазинах продают сигнальные пистолеты и револьверы калибра до 6 мм, которые не могут быть использованы в качестве огнестрельного или газового оружия, несмотря на то, что в ст.13 ФЗ Об оружии они приравнены к конструктивно сходным с оружием изделиям и могут быть свободно приобретены любыми лицами, а их виды, использующие для выстрелов капсюли, а не патроны могут быть проданы только без капсюлей, учитывая наличие запрета на продажу капсюлей лицам, не имеющим разрешений на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, что исключает возможность стрельбы из них для многих лиц.
Встречаются случаи продажи ряда видов пороха только гражданам, имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, под предлогом его использования в патронах именно к данному оружию, притом что ФЗ Об оружии не разграничивает порох по видам, а многие виды пороха, как правило, могут быть использованы в патронах к гладкоствольному огнестрельному оружию и запрета на использование в них какого-либо вида пороха не предусмотрено. Примечательно, что случаи продажи ряда видов пороха только гражданам, имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, встречались в различных оружейных магазинах и до 2019 года, когда владельцы огнестрельного оружия с нарезным стволом не имели права на приобретение пороха и на самостоятельное снаряжение патронов к оружию.
Спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом, как правило, продается только юридическим лицам, при отсутствии в ФЗ Об оружии запрета на его продажу гражданам РФ, имеющим лицензии на его приобретение, и иностранным гражданам, имеющим лицензии на приобретение гражданского оружия с обязанностью его вывоза из РФ не позднее 10 дней.
Патроны травматического действия к огнестрельному длинноствольному гладкоствольному оружию самообороны далеко не всегда продаются в оружейных магазинах, но в части магазинов устанавливаются запреты на приобретение охотничьих патронов по разрешению на хранение огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия самообороны, что означает распространение случаев использования в целях самообороны именно мощных и непосредственно опасных для жизни человека охотничьих патронов, которые могут иметь дульную энергий более 300 Дж (в особенности, учитывая отсутствие у владельцев оружия самообороны права на самостоятельное снаряжение патронов), или, напротив, полное лишение права на самооборону с применением мощных патронов либо лишения возможности покупки патронов к данному оружию самообороны.
Встречаются случаи продажи в антикварных и оружейных магазинах всех видов холодного оружия по лицензии на приобретение газовых пистолетов и револьверов, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами наров РФ или с казачьей формой, которая не дает права на приобретение многих видов холодного оружия и всех видов старинного (антикварного) оружия, его копий или реплик, или продажи холодного оружия одновременно по лицензии на коллекционирование оружия и разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия, несмотря на то, что указанные лицензия и разрешение являются в ФЗ Об оружии взаимоисключающими документами, т.к. для приобретения холодного оружия, имеющего культурную ценность, необходимо получение только лицензии на коллекционирование оружия, а охотничье холодное клинковое оружие приобретается без лицензии, что дает право на его приобретение только по охотничьему билету и разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия.
Встречаются и случаи продажи травматических пистолетов и револьверов как газового оружия, а не огнестрельного оружия ограниченного поражения, по причине их сертификации в качестве газового оружия, и продажи ножей, исключенных из перечня видов холодного оружия, но сертифицированных в качестве охотничьего холодного клинкового оружия, как охотничьего холодного клинкового оружия, т.к. их пересертификация длительное время не проводится.
Подобные правила противоречат ФЗ Об оружии и не действовать, но положения ФЗ Об оружии нелогичны, что требует четкого распределения правил продажи и иного оборота оружия по степени опасности его видов.
Существуют выставки оружия, на которых любые лица могут брать в руки любое оружие, включая боевое или запрещенное к обороту в РФ, что не влечет опасных последствий, поэтому запрет на любую передачу в руки оружия не имеет смысла.
Отсутствие права на демонстрацию оружия с его передачей в руки продавцом или законным владельцем оружия и права на осмотр оружия лицом, имеющим право на его хранение, но не приобретение, или любым лицом нелогичны и негативно влияют на развитие оружейной культуры, а в отношении наименее опасных видов оружия и других подобных предметов, сходных по степени опасности с распространенными в быту предметами (в особенности, холодного оружия, сигнальных пистолетов, из которых невозможно производство выстрела патронами с поражающими элементами, и капсюлей), - не имеют смысла, учитывая наличие в свободном обороте их аналогов. Недостаточно развитая оружейная культура может быть одной из основных причин роста количества вооруженных преступлений и несчастных случаев с оружием, учитывая необходимость наличия специальных знаний правил обращения с оружием при владении и использовании многих видов оружия, поражающих цель на расстоянии.
При этом для исключения возможности неправомерного использования оружия, его хищения в различных целях и несчастных случаев достаточно обеспечения определенных мер безопасности, включающих демонстрацию оружия в незаряженном состоянии или усиление охраны магазина или иного объекта, на котором оружие демонстрируется.
Частная охрана не наделена правами на получение оружия от других лиц и осмотр оружия, а оценщики не наделены специальными правами на оценку оружия, его осмотр и совершение других действий, связанных с его оценкой, но оценка оружия не запрещена ФЗ Об оружии и иным законодательством РФ, что требует внесения в законодательство изменений, защищающих права владельцев оружия и лиц, совершающих юридически значимые действия в отношении оружия и иного имущества других лиц, а опасность завладения оружием и другими предметами возникает при вооруженном нападении и превосходстве в силе над потерпевшим, когда переход оружия к другим лицам не является виной владельца оружия или иного ответственного лица.
Вышеизложенное указывает на необходимость введения четких правил передачи и продажи оружия юридическими и физическими лицами, исключающих излишние ограничения прав лиц и запреты на передачу оружия, патронов к оружию и пороха лицам, имеющим какие-либо лицензии или разрешения на приобретение и хранение оружия, и на передачу в руки данных предметов во время их демонстрации любым лицам, а также разрешающих передачу другим лицам холодного оружия, иного оружия, не представляющего большой степени опасности, патронов к данному оружию, капсюлей, капсюлированных гильз и пороха в небольшом количестве или для его использования в законных целях.
В прежнем законодательстве отсутствовали положения, разделяющие права лиц, получивших лицензии на приобретение оружия, и лиц, имеющих разрешения на его хранение.
В законе об оружии 1993 г. было предусмотрено право на приобретение по лицензии на приобретение оружия как оружия, так и патронов к нему, а газовые пистолеты и револьверы приобретались по открытой лицензии, являющейся одновременно разрешением на их хранение ношение, в котором указанные пистолеты и револьверы регистрировались торговой организацией при их продаже. Указанное право и открытые лицензии на приобретение оружия были отменены после вступления в силу ФЗ Об оружии с 1 июля 1997 года, когда для приобретения патронов стала необходима регистрация приобретенного оружия в уполномоченных органах.
В законодательстве части других стран ряд видов оружия находится в более свободном обороте, чем в РФ.
В Законе Об оружии Абхазии введено право на приобретение без лицензии совершеннолетними полностью дееспособными гражданами Абхазии всех видов сигнального оружия, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к ним, а также оружия, имеющего культурную ценность, пневматического оружия любого калибра с дульной энергией до 10 Дж и ряда видов холодного оружия, включая охотничьи ножи, и национальные кинжалы народов Абхазии.
В новом Законе Об оружии Южной Осетии отсутствуют строгие ограничения на оборот огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией до 7,5 Дж.
В законодательстве части стран мира и многих штатов США, устанавливающих различные ограничения на приобретение огнестрельного оружия, отсутствуют ограничения на оборот патронов ко многим или всем видам ручного стрелкового оружия, которые разрешено продавать даже в хозяйственных и продуктовых магазинах (в США существуют торговые автоматы по продаже патронов к огнестрельному оружию), что указывает на отсутствие у патронов к оружию степени опасности, достаточной для введения ограничений на их приобретение, продажу или иной оборот.
Учитывая вышеизложенное, необходимо ограничение понятия передачи оружия и других предметов в ФЗ Об оружии путем введения в ФЗ Об оружии исключения из понятия передачи оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей следующих видов их передачи другим лицам:
1) непосредственной передачи в руки другому лицу на очень короткое время владельцем оружия незаряженного или разобранного оружия, патронов отдельно от оружия или без подходящего для их использования оружия и пороха без снаряжения им патронов или заряжания оружия, совершаемой под контролем владельца оружия без предоставления владельцем права на использование оружия и других указанных предметов по назначению или на их вынос с соответствующей территории из поля зрения владельца, либо без фактической возможности использования оружия по назначению, его выноса за пределы места его хранения или демонстрации либо хищения;
2) передачи в руки покупателей или иных посетителей оружейных магазинов и других подобных организаций, не совершающих опасных действий, желающих ознакомится с оружием или другими подобными предметами, оружия, патронов и пороха продавцами и иными сотрудниками оружейных магазинов и других подобных организаций, совершаемой под их контролем без предоставления ими права на использование оружия и других указанных предметов по назначению или на их вынос с соответствующей территории из их поля зрения, либо без фактической возможности использования оружия по назначению, его выноса за пределы места его продажи, хранения или демонстрации либо хищения;
3) непосредственной передачи оружия, патронов к оружию и пороха в руки сотруднику государственной или частной охранной организации или иному лицу, ответственному за обеспечение безопасности, либо пресекающему преступление, в случаях, когда проверка оружия или разоружение лица являются необходимыми.
При внесении данных изменений, в целях соблюдения прав человека и упорядочивания правовых норм, необходима отмена запретов на передачу другим лицам холодного оружия, иного оружия, не представляющего большой степени опасности, патронов к данному оружию, капсюлей, капсюлированных гильз и пороха в небольшом количестве или для его использования в законных целях, и иных ограничений на оборот холодного и иного оружия, не представляющего большой степени опасности, а также капсюлей и капсюлированных гильз.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм.

Решение

Необходимо ограничение понятия передачи оружия и других предметов в ФЗ Об оружии путем введения в ФЗ Об оружии исключения из понятия передачи оружия, патронов к оружию, пороха и капсюлей следующих видов их передачи другим лицам:
1) непосредственной передачи в руки другому лицу на очень короткое время владельцем оружия незаряженного или разобранного оружия, патронов отдельно от оружия или без подходящего для их использования оружия и пороха без снаряжения им патронов или заряжания оружия, совершаемой под контролем владельца оружия без предоставления владельцем права на использование оружия и других указанных предметов по назначению или на их вынос с соответствующей территории из поля зрения владельца, либо без фактической возможности использования оружия по назначению, его выноса за пределы места его хранения или демонстрации либо хищения;
2) передачи в руки покупателей или иных посетителей оружейных магазинов и других подобных организаций, не совершающих опасных действий, желающих ознакомится с оружием или другими подобными предметами, оружия, патронов и пороха продавцами и иными сотрудниками оружейных магазинов и других подобных организаций, совершаемой под их контролем без предоставления ими права на использование оружия и других указанных предметов по назначению или на их вынос с соответствующей территории из их поля зрения, либо без фактической возможности использования оружия по назначению, его выноса за пределы места его продажи, хранения или демонстрации либо хищения;
3) непосредственной передачи оружия, патронов к оружию и пороха в руки сотруднику государственной или частной охранной организации или иному лицу, ответственному за обеспечение безопасности, либо пресекающему преступление, в случаях, когда проверка оружия или разоружение лица являются необходимыми.
При внесении данных изменений, в целях соблюдения прав человека и упорядочивания правовых норм, необходима отмена запретов на передачу другим лицам холодного оружия, иного оружия, не представляющего большой степени опасности, патронов к данному оружию, капсюлей, капсюлированных гильз и пороха в небольшом количестве или для его использования в законных целях, и иных ограничений на оборот холодного и иного оружия, не представляющего большой степени опасности, а также капсюлей и капсюлированных гильз.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 882 голоса

118

Против решения: 256 голосов

К началу списка инициатив