В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти снова вносятся изменения в нормативные акты о мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с которыми образовательные программы переводятся в дистанционный формат.
Ситуация не является новой и, к сожалению, не исключено ее повторение в будущем.
Но при этом при введении данной меры не учтено следующее.
В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На сегодняшний день несмотря на то, что пандемия коронавируса продолжается два года, такой порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Правительством РФ не установлен.
Действующий Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Порядок применения электронного обучения) очевидно устарел и не учитывает реалии нашего времени и особенности применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации общеобразовательными учреждениями образовательных программ для младших возрастных категорий обучающихся, а также по отдельным направлениям образовательной деятельности (художественное, музыкальное и другие), в связи с чем отсутствует единообразие в реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, не созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся в нарушение п.6 Порядка применения электронного обучения.
В 2020 году Министр просвещения РФ Сергей Кравцов признал, что Россия оказалась не готова к дистанционному обучению. За два года ничего не изменилось – суть дистанционного обучения на период действия коронавирусных ограничений сводится к тому, что преподаватели посредством социальных сетей, мессенджеров выдают для выполнения задания, при этом не объясняя должным образом новые темы и не убедившись в их освоении учениками, и требуют предоставления результатов их выполнения, что делает неэффективным, нерезультативным и сводит на нет процесс обучения.
Практический результат
Установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования при применении дистанционного формата обучения на период сложной эпидемиологической обстановки.
Дополнительные материалы