Эксперты ОЭСР в ежегодном докладе Pension Market in Focus, изучив 70 стран указали, что российская пенсионная система является одной из худших в мире. Худшая ситуация наблюдается только в пяти других странах.
Готовя пенсионную реформу, которая стартовала с 2019 года, Правительство РФ выбрала достаточную сомнительную форму достаточно быстрого лага повышения пенсионного возраста (в других странах пенсионный возраст повышался с лагом 3 месяца за год), что не позволило гражданам подготовиться к изменениям. Принятые изменения в законодательство о защите граждан предпенсионного возраста в части преимущественного оставления на работе также не дали ощутимых результатов, поскольку до вступления изменений работодатели массово расстались с гражданами предпенсионного возраста, используя имеющиеся у них методы расторжения трудовых договоров. Учитывая, что другие страны до 2019 года уже озвучивали риски, связанные с дискриминацией по возрасту при трудоустройстве с учетом действующих аналогичных законов, на риски указывали и российский эксперты, Правительство РФ проигнорировало анализ рисков дискриминации. Ни работодатели, ни службы занятости населения не были готовы предоставить рабочие места гражданам старшего возраста (50+) по причине отсутствия созданных и подготовленных рабочих мест, неэффективной работы служб занятости населения с работодателями.
Далее Правительство РФ постаралось в массовом порядке переобучить граждан предпенсионного возраста востребованным профессиям, не достигнув результата, затянув обучение и дальнейшее трудоустройство на значительные сроки.
Все вышеуказанное повлекло массовое обнищание менее защищенных слоев населения, которые не получили эффективную поддержку от государства, оказались без средств к существованию.
Практический результат
Учитывая, что на счетах Фонда национального благосостояния аккумулируются средства, превышающие порог инвестирования ликвидной части ФНБ свыше 7% до 10%, предлагается использовать указанные средства на поддержку граждан, пострадавших от неэффективного проведения пенсионной реформы.
1. Основная часть Фонда национального благосостояния размещена на возвратной и платной основе на валютных счетах в Банке России (63%, эквивалент 8,75 трлн. руб.) и в случае необходимости может оперативно использоваться в том числе и на поддержку пенсионной системы России (из ответа Минфина России).
2. Фонд национального благосостояния, созданный в 2017 году за счет объединения Резервного фонда (932 млрд руб.) и Фонда национального благосостояния (4,19 трлн. руб.) будет работать по своему прямому назначению (повышению благосостояния граждан в части прямой поддержки граждан через конвертацию накоплений и зачислению на счета учета средств федерального бюджета).
3. Предложенная в решении инициатива позволит создать механизм частичного возврата средств, потраченные на поддержку благосостояния граждан при стабилизации ситуации, вызванной неэффективностью проведенной пенсионной реформы.