Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф93844
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости упорядочивания правил оборота владельцами и другими лицами капсюлей, пороха и видов огнестрельного и иного подобного оружия, не использующих унитарные патроны

Необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение капсюлей владельцами всех видов огнестрельного, сигнального и иного оружия или любыми лицами и пороха – указанных видов оружия, в которых порох и (или) капсюли используются для воспламенения порохового заряда в стволе оружия без унитарного патрона, метания снаряда или подачи сигнала, имеющими лицензии или разрешения на соответствующие виды оружия, или владельцами всех видов указанного оружия, приобретаемого по лицензии или без лицензии, либо права на приобретение пороха в небольшом или в определенном количестве любыми лицами, поскольку ФЗ от 19.07.2018 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" введен запрет на продажу или передачу инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение такого оружия (ст.6 ФЗ Об оружии), и запрет на продажу инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий и реплик старинного огнестрельного оружия лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия (ст. 18 ФЗ Об оружии). При этом не указано определение капсюлей к такому огнестрельному оружию и критерии их отличия от капсюлей к сигнальному оружию, приобретаемому без лицензии, а также правила приобретения капсюлей владельцами такого сигнального оружия.
Капсюли для патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, находились в свободной продаже до 16 января 2019 года. При этом данные капсюли используются в сигнальных пистолетах и револьверах, приобретаемых без лицензии и в целом ряде других видов оружия, приобретаемых по лицензии или без лицензии, что указывает на отсутствие опасности в свободном обороте капсюлей.
Ограничения на приобретение пороха были введены в СССР и существуют до настоящего времени (четко указаны в ФЗ Об оружии с 2012 года).
При этом в свободном обороте находятся строительно-монтажные патроны, не отнесенные к патронам к оружию, и предусмотрено право любых лиц на приобретение без лицензии и других разрешительных документов сигнальных пистолетов и револьверов, предназначенных только для подачи сигналов с использованием сигнальных или строительных патронов калибра не более 6 мм, сигнальных устройств, не являющихся пистолетами или револьверами, и сигнальных ракет, а также охолощенного оружия, патронов к нему, и аэрозольных устройств, отнесенных к оружию самообороны, предназначенных для использования холостых патронов, содержащих только капсюль и различных видов патронов, содержащих капсюль и небольшое количество пороха («УДАР», «Добрыня» и др.). Формально указанные патроны не отнесены к патронам и являются элементами данных аэрозольных устройств (БАМами).
Более того, ФЗ Об оружии в ст. 13 разрешен свободный оборот сигнальных пистолетов, револьверов и патронов к ним, которые не могут быть использованы в качестве огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения или газового оружия, и не указано на возможность использования в данном или ином оружии капсюлей вместо патронов, но не содержится запрета на их использование оружии вместо патронов и на их отнесение к патронам в случае, если они имеют дополнительные элементы конструкции либо устанавливаются в гильзу или фальшпатрон, либо сходны по размерам с какими-либо патронами.
Вышеуказанные виды патронов и других устройств, как правило, представляют большую опасность, чем капсюли к патронам к огнестрельному оружию, при этом законодательством РФ разрешается приобретение без лицензии или разрешения и других устройств, отнесенных к конструктивно сходным с оружием изделиям или к видам пиротехнических изделий, приобретаемым без лицензии.
В ФЗ Об оружии отсутствуют специальные ограничения и запреты на приобретение сигнального и иного оружия, предназначенного для использования капсюлей, и дульнозарядного оружия, а также иного оружия, в котором не используются унитарные патроны, и на оборот такого оружия в целях самообороны и в иных законных целях, не связанных с охотой или стрелковым спортом, а также на оборот любых дульнозарядных пистолетов.
При этом иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на приобретение пороха и капсюлей, а также патронов к оружию, приобретаемому по лицензии, исходя из отсутствия у них права на регистрацию приобретенного оружия и получение разрешения на него, а также отсутствия у лиц без гражданства права на приобретение гражданского оружия.
Таким образом, введение ограничений на приобретение и иной оборот капсюлей к патронам к огнестрельному оружию не способствует пресечению бесконтрольного оборота опасных предметов, но влечет ограничение прав владельцев сигнальных пистолетов и револьверов, приобретаемых без лицензии, и целого ряда других видов оружия, предоставляя право на приобретение капсюлей только гражданам РФ, имеющим разрешение на хранение и ношение спортивного и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия.
При этом указанные граждане имеют право на хранение в любом количестве и использование пороха и капсюлей в ином оружии, не имеющим культурной ценности, находящимся в их законном владении, и на использование капсюлей в предметах, не отнесенных к оружию, а также имеют возможность заряжания ими оружия, имеющего культурную ценность, использование их в которых законно в случае имитации стрельбы из указанного оружия, не отнесенного к старинному (антикварному), и в состояниях, исключающих преступность и наказуемость деяния (необходимой обороны, крайней необходимости и т.п.).
Граждане, имеющие разрешения на хранение других видов оружия (сигнального оружия, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного огнестрельного короткоствольного оружия, наградного оружия и других видов оружия, не являющихся огнестрельным длинноствольным оружием, приобретенным в целях занятия охотой или спортом), также не имеют права на приобретение капсюлей и пороха, поскольку они не имеют права на самостоятельное снаряжение патронов к оружию.
При этом патроны к пистолетам и револьверам могут быть использованы в спортивном и охотничьем огнестрельном оружии с нарезным стволом, а ряд видов патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию имеет сходство с патронами к любому огнестрельному оружию с нарезным стволом. При этом подобные виды гладкоствольного огнестрельного оружия и патронов к нему с 29 июня 2022 года будут отнесены к огнестрельному оружию с нарезным стволом и патронам к нему, если в стволе оружия имеется нарезная часть любой длины и пуле придается вращательное движение, но четкие критерии отличия патронов к оружию с нарезным стволом от патронов к гладкоствольному оружию введены не будут.
Это означает введение права на их самостоятельное снаряжение и оборот пороха и капсюлей владельцами ружей, карабинов и винтовок, в которых используются данные патроны, при отсутствии указанного права у владельцев пистолетов и револьверов или наградного оружия. Это нелогично, учитывая отсутствие опасности в праве на оборот капсюлей и самостоятельное снаряжение патронов владельцами любого оружия, имеющими разрешение на его хранение, наличие контроля за указанными владельцами оружия и проявление к ним доверия со стороны органов власти, выраженного в предоставлении им права на получение соответствующих видов оружия. Поэтому необходимо как введение капсюлей в свободный оборот, так и решение вопроса о введении права владельцев любого огнестрельного оружия и других видов оружия, патроны к которым возможно безопасно снарядить самостоятельно, если это не влечет изменения их характеристик, определяющих оборотоспособность оружия и патронов к нему, на самостоятельное снаряжение патронов.
Существуют виды капсюлей, предназначенных только для сигнального оружия или предметов, не отнесенных к оружию, но критерии их отличия от других видов капсюлей в ФЗ Об оружии отсутствуют.
Порох может быть использован не только для поражения цели на расстоянии снарядом, но и для воспламенения порохового заряда в стволе оружия, не предназначенного для использования унитарных патронов и капсюлей, и других подобных предметов (затравочный порох), имитации выстрела или подачи сигнала (затравочный и иной порох, размещенный в предмете с исключением возможности поражения цели на расстоянии снарядом (в особенности с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2) и (или) в небольшом количестве), а капсюли могут быть заменены другими видами воспламенителей заряда в патроне или стволе (порохом, применявшимся для воспламенения порохового заряда в стволе до изобретения капсюля, фитилем или иным огнеопасным предметом, нагреванием различными предметами, электричеством и т.п.), а артиллерийские орудия и целый ряд видов огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового и сигнального оружия имеют электрическое воспламенение заряда (травматические пистолеты «Оса», «Стражник», «Кордон» и др., газовые пистолеты (устройства), приобретаемые без лицензии, «Пионер», «Премьер» и др., стартовые пистолеты, работающие на электрической энергии и т.п.). При этом многие виды воспламенения заряда, не отнесенные к пороху и капсюлям, находятся в свободном обороте, а ограничение их оборота невозможно. Поэтому ограничение оборота капсюлей и небольшого количества пороха не имеет смысла, в особенности, учитывая наличие в свободном обороте других предметов, обеспечивающих возможность производства выстрелов из различных видов оружия и других предметов (многих видов пуль, стрел и других снарядов, баллончиков для сифонов или пневматического оружия и т.п.), и возможность использования для выстрела многих предметов (гвоздей, игл, камней, веществ для спичек и т.п.)
Нарушение запрета на продажу изделий, не отнесенных к оружию, патронам и взрывчатым веществам не влечет административной ответственности за нарушение правил оборота оружия или уголовной ответственности. Возможна только административная ответственность за продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (ст. 14.2 КоАП РФ). Нарушение иных запретов на оборот таких изделий не влечет административной или уголовной ответственности. При этом незаконный оборот любых взрывчатых веществ отнесен к преступлениям в ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, которые с 2021 года отнесены только к тяжким и особо тяжким преступлениям, максимальные наказания за которые составляют до 8, 11, 15 и 20 лет лишения свободы, а капсюль может быть использован в качестве боеприпаса для метания снаряда в пистолетах, револьверах и других видах оружия, в которых данной цели не используется порох, но может быть использован капсюль. Оборот данных видов оружия является ограниченным лицензированием или запрещенным (в зависимости от их соответствия криминалистическим требованиям и положениям ФЗ Об оружии), но к огнестрельному оружию могут быть отнесены только указанные предметы, имеющие удельную энергию выстрела металлическими снарядами не более 0,5 Дж/мм2, а предметы, имеющие меньшую удельную энергию, могут быть отнесены к сигнальному, списанному или газовому оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения или к предметам конструктивно сходным с огнестрельным оружием, но не являющимися оружием, учитывая положения криминалистических требований.
Отнесение предмета к вышеуказанным видам предметов определяется наличием в его стволе ограничителя движения пули (рассекателя) и другими его характеристиками, исключающими его отнесение к огнестрельному оружию. При этом сигнальные пистолеты и револьверы, использующие только капсюли могут быть отнесены только к сигнальному оружию, приобретаемому без лицензии, а пистолеты, револьверы и другие конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия, не имеющие в стволе ограничителя, но имеющие удельную энергию не более 0,5 Дж/мм2, могут быть отнесены только к конструктивно сходным с оружием изделиям, т.е. находятся в свободном обороте.
При этом данное значение удельной кинетической энергии является минимальным критерием только для отнесения огнестрельных устройств к огнестрельному оружию и не применяется к иным видам оружия, в которых не используются порох и (или) капсюли (луки и арбалеты относятся к метательному оружию, если имеют натяжение тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, пружинные пистолеты, ружья, стреляющие ножи и иные подобные устройства не отнесены к оружию, одним из критериев холодного оружия является отсутствие повреждений на нем после определенного количества ударов энергией 20 – 50 Дж в сосновую доску или ударов плашмя по бревну, а пневматическое оружие с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж, приобретаемое без лицензии, и конструктивно сходные с пневматическим оружием изделия могут иметь удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2, если их калибры составляют менее 4,5 и 2,8 мм соответственно, либо если пневматическое устройство имеет специальное назначение при любой дульной энергии более 3 Дж (пневматическое ружье для подводной охоты, пневматический строительно-монтажный пистолет и т.п.)), и к конструктивно сходным с огнестрельным оружиям изделиям, имеющим специальное назначение (строительно-монтажным пистолетам и т.п.).
Поэтому запрет свободного оборота капсюлей не имеет смысла необоснованно ограничивает права владельцев предметов, в которых они используется, учитывая отсутствие ограничений на оборот данных предметов и на оборот патронов к подобным предметам, предназначенным для использования патронов.
Необходимость наличия для приобретения капсюлей и пороха именно разрешения на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия влечет излишние расходы владельцев оружия и распространение в обороте именно опасного огнестрельного оружия, имеющего дульную энергию более 2000 Дж, которое может быть использовано в преступных целях законными владельцами или попасть в незаконный оборот с любыми последствиями.
Таким образом, все усилия государства, направленные на борьбу с преступностью и противодействие незаконному обороту оружия, а также профилактику несчастных случаев с оружием, сводятся к нулю, учитывая увеличение количества ружей, карабинов и винтовок в законном обороте у населения и лиц, привлеченных к ответственности за незаконные действия с оружием и другими подобными предметами, и (или) владеющих оружием или другими подобными предметами незаконно.
В ФЗ Об оружии отсутствует право на снаряжение капсюлями гильз без дальнейшего их снаряжения порохом лицами, не имеющими разрешений на хранение и ношение спортивного или охотничьего огнестрельного оружия, но законно владеющими оружием, но отсутствует и запрет на свободный оборот капсюлированных гильз, а патроны к части видов оружия, приобретаемого без лицензии, изготавливаются только в виде капсюлированных гильз, не имеющих порохового заряда, пыжей и заглушек. В частности, гильзы ряда видов холостых патронов к устройству «УДАР» имеют только капсюль и не имеют заглушки. Снаряжение таких гильз капсюлями не разрешено, но и не запрещено законом, но оно не является общественно опасным деянием и не может влечь ответственности по ч. 4 ст. 223 УК РФ, другим частям данной нормы или по иным нормам УК РФ, что требует введения права любых лиц на снаряжение гильз только капсюлями и правил оборота капсюлированных гильз ко всем видам патронов, исключающих установление излишне строгих ограничений на их оборот, учитывая большую опасность полностью снаряженных патронов, чем капсюлированных гильз.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение капсюлей владельцами всех видов оружия или любыми лицами и пороха – указанных видов оружия, в которых порох и (или) капсюли используются для воспламенения порохового заряда в стволе оружия без унитарного патрона, метания снаряда или подачи сигнала, имеющими лицензии или разрешения на соответствующие виды оружия, или владельцами всех видов указанного оружия, приобретаемого по лицензии или без лицензии, либо права на приобретение пороха в небольшом или в определенном количестве любыми лицами.
При внесении данных изменений, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав владельцев оружия и других лиц, необходимо введение четких правил оборота капсюлей и пороха, исключающих признание действий с ними законных владельцев оружия и других предметов, в которых они используются, незаконными, если они соответствуют законным правилам использования данных предметов, а также декриминализация незаконного оборота взрывчатых веществ, используемых в огнестрельном оружии и других подобных предметах, если он связан с оборотом указанных видов оружия и других предметов (в особенности, их заряжанием или стрельбой из них).
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот капсюлей и введение минимального количества пороха, оборот которого ограничен необходимостью получения конкретных разрешительных документов, и незаконный оборот которого влечет уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, с распределением ограничений на его оборот по значениям его поражающей способности (кинетической энергии и возможности причинения определенного вреда).
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупции, экономии мер уголовной репрессии и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, противодействие коррупции, экономия мер уголовной репрессии и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии права на приобретение капсюлей владельцами всех видов оружия или любыми лицами и пороха – указанных видов оружия, в которых порох и (или) капсюли используются для воспламенения порохового заряда в стволе оружия без унитарного патрона, метания снаряда или подачи сигнала, имеющими лицензии или разрешения на соответствующие виды оружия, или владельцами всех видов указанного оружия, приобретаемого по лицензии или без лицензии, либо права на приобретение пороха в небольшом или в определенном количестве любыми лицами.
При внесении данных изменений, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав владельцев оружия и других лиц, необходимо введение четких правил оборота капсюлей и пороха, исключающих признание действий с ними законных владельцев оружия и других предметов, в которых они используются, незаконными, если они соответствуют законным правилам использования данных предметов, а также декриминализация незаконного оборота взрывчатых веществ, используемых в огнестрельном оружии и других подобных предметах, если он связан с оборотом указанных видов оружия и других предметов (в особенности, их заряжанием или стрельбой из них).
Наиболее правильным решением является отмена ограничений на оборот капсюлей и введение минимального количества пороха, оборот которого ограничен необходимостью получения конкретных разрешительных документов, и незаконный оборот которого влечет уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, с распределением ограничений на его оборот по значениям его поражающей способности (кинетической энергии и возможности причинения определенного вреда).

К началу списка инициатив