Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
65Ф9395
Уровень инициативы:
Федеральный

Наделение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации некоторыми полномочиями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

В соответствии со ст. 103 Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в Российской Федерации создана должность Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, основная задача которой является защита прав, свобод и законных интересов граждан.
Этим же Федеральным конституционным законом предусмотрено, что субъекты Российской Федерации могут учреждать должности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
При этом, ни указанным законом, ни иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определяется компетенция и полномочия Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Фактически это приводит тому, что при учреждении субъектами Российской Федерации таких должностей реальные рычаги защиты (обращение в суд в защиту интересов граждан, право знакомиться с гражданскими, уголовными делами и делами об административных правонарушениях и т.д.) прав и свобод человека у таких Уполномоченных отсутствуют. Обычно региональными законами их полномочия ограничиваются рассмотрением обращений, информирование правоохранительных органов о нарушением прав и свобод человека и т.д.
Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации фактически трудно осуществлять защиту прав и свобод населения Российской Федерации из-за того, что должность одна, аппарат небольшой. Для этого, в субъектах Российской Федерации должны создаваться должности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с реальными полномочиями.

Практический результат

Более эффективная защита прав, свобод и законных интересов граждан на уровне субъектов Российской Федерации.

Помощь Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и органам прокуратуры в осуществлении защиты прав, свобод и законных интересов граждан.



Решение

Внести изменения в Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в части наделения уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации некоторыми полномочиями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в частности, предусмотренных ст.23, 29 указанного закона, а именно:
1). Наделить Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации следующими полномочиями при проведении проверки по жалобе:
- беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
- запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
2). Наделить Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации следующими полномочиями по результатам рассмотрения жалобы:
- обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
- обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
Либо принять Федеральный закон, регулирующий правовой статус Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, с учетом вышеизложенного.
Примером может служить Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации".
Кроме того, необходимо наделить уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, для чего помимо изложенного необходимо внести изменение в ст.6 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", посредством отнесения их к лицам, указанным в абзаце 1 ст. 6 указанного Федерального закона (право предоставлено законом).

К началу списка инициатив