Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф96464
Уровень инициативы:
Федеральный

Ввести равные федеральные премии для школьников, проявивших выдающиеся способности на мероприятиях, проводимых на территории всей страны

В настоящее время система поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи – одного из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала регионов, недостаточно эффективна из-за неравенства объемов премий, устанавливаемых субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Так, в 2020/21 учебном году объем премий составлял:
за сдачу ЕГЭ на 100 баллов по одному предмету во многих регионах 0 рублей, а, например, в ЯНАО – 100 000 рублей;
за медаль «За особые успехи в учении» во многих регионах 0 рублей, а, например, в ЯНАО – 17 241 рубль;
за призовое место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) во многих регионах 0 рублей, а, например, в Московской области – 34 500 рублей;
за достижения в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) во многих регионах 0 рублей, а, например, в Москве 100 000 рублей участникам, 300 000 рублей призерам, 500 000 рублей победителям.
До 2017 года победителям и призерам международных, всероссийских, межрегиональных, региональных олимпиад присуждались федеральные премии в едином размере независимо от региона проживания обучающегося. В настоящее время федеральные премии получают только призеры Международных олимпиад по общеобразовательным предметам.
Участники Всероссийской олимпиады школьников знают о том, что в регионах объемы премий разнятся, и стремятся участвовать в олимпиаде от Москвы или Московской области, потому что так есть шанс заработать «хорошие» деньги. Особое внимание стоит обратить на тот факт, что задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников для участников-представителей всех субъектов Российской Федерации являются одинаковыми, задания регионального этапа могут включать в себя несколько заданий с присутствием регионального компонента. Проведение всех этапов Всероссийской олимпиады школьников охватывает всю территорию Российской Федерации. Однако объемы региональных выплат за достижения в главном интеллектуальном соревновании школьников России значительно отличаются друг от друга. Более того, в неравное положение обучающихся ставит и разный подход регионов к подготовке участников Всероссийской олимпиады школьников, что в конечном итоге сказывается на фактической сумме полученной премии. В одних регионах подготовка олимпиадников осуществляется бесплатно в составе сборных, в других вследствие отсутствия аналогичной практики, загруженности учителей обучающиеся для должной подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде школьников прибегают к помощи в том числе и онлайн-курсов, стоимость которых фактически вычитается из суммы выплаты, полученной обучающимися в случае успешного выступления на олимпиаде. При этом не все участники заключительного этапа ВсОШ становятся победителями или призерами, и не во всех регионах осуществляются соответствующие выплаты.
Также в настоящее время обучающиеся все чаще прибегают к помощи онлайн-курсов для подготовки к ЕГЭ, при этом одни из них имеют возможность частично компенсировать траты в случае сдачи экзамена на 100 баллов за счет установленной регионом премии, а другие – нет.
Участвуя в федеральных олимпиадах, конкурсах и иных мероприятиях, которые проводятся на территории всех субъектов Российской Федерации, учащиеся находятся в одинаковых условиях, отсюда следует, что и объемы государственной поддержки должны быть одинаковыми, ведь конституционный принцип равенства является основой для планирования образовательной политики и принятия целой системы мер со стороны государства.

Практический результат

Реализация инициативы позволит решить проблему неравенства объемов премий, устанавливаемых регионами за достижения обучающихся на мероприятиях, проводимых на всей территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта повысит мотивацию обучающихся участвовать в интеллектуальных мероприятиях, более качественно готовиться к ним, а также обеспечит сокращение оттока талантливых молодых людей из регионов, так как материальное, денежное стимулирование является не только одним из методов улучшения мотивации обучающихся, но и повышает уровень экономической привлекательности региона, что в конечном итоге сказывается на его имидже.

Решение

В целях соблюдения конституционных принципов равенства, поддержания доверия граждан к действиям государства, развития мер поддержки талантливой молодежи представляется необходимым на федеральном уровне в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, утвердить перечень федеральных мероприятий, по итогам которых должны производиться выплаты специальных денежных поощрений в едином размере за счет средств федерального бюджета. В этих целях предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнив статью 77 частью 4.1. следующего содержания:
«4.1. Специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования для лиц, проявивших выдающиеся способности на мероприятиях федерального уровня, перечень которых утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются в едином размере и финансируются за счет средств федерального бюджета».

К началу списка инициатив