Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф99044
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации контрабанды холодного и иного оружия, не имеющего большой поражающей способности, или любого гражданского и иного оружия, не запрещенного к обороту в РФ

Необходима декриминализация контрабанды холодного оружия, отнесенного к вооружению в ст. 226.1 УК РФ, и других видов вооружения, не являющихся огнестрельным оружием, видов огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 2 Дж на мм2, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, имеющих указанную удельную кинетическую энергию, представляющих меньшую опасность, чем стандартные виды огнестрельного оружия и боеприпасов, видов вооружений, не состоящих на вооружении в РФ, либо видов вооружений, состоящих на вооружении в РФ, но отнесенных к видам оружия, незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности, или влечет ее только в некоторых случаях, либо всех видов гражданского оружия и иного оружия, не запрещенного к обороту гражданами, а также контрабанды учебного оружия и иных видов предметов, отнесенных к вооружению или иной военной техники, учитывая меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра не более 4,5 мм и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, и не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, а также меньшую опасность пневматического, метательного, газового и сигнального оружия, а также огнестрельного оружия, имеющего удельную кинетическую энергию не более 1,5 или 2 Дж на мм2, чем стандартных видов огнестрельного оружия.
В ст. 226.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду огнестрельного оружия и всех видов вооружения и военной техники, а наказанием является лишение свободы на срок от 3 до 7 лет или его сроки до 12 лет (при наличии квалифицирующих признаков) с альтернативными дополнительными наказаниями в виде штрафов. При этом иные незаконные действия с любым оружием, не являющимся огнестрельным, во многих или во всех случаях не влекут уголовной ответственности.
Незаконный оборот части видов оружия, не являющегося огнестрельным, не влечет уголовной ответственности даже в том случае, если он повлек наступление тяжких последствий. В УК РФ отсутствует отдельная ответственность за хищение и вымогательство холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным, и различные нарушения правил его оборота, а также за какие-либо нарушения правил оборота конструктивно сходных с оружием изделий и других бытовых предметов даже, если они повлекли тяжкие последствия.
Под контрабандой вооружения понимается контрабанда любого оружия, состоящего на вооружении в РФ или в других государствах, учитывая положения ст. 1 ФЗ О военно-техническом сотрудничестве. Отдельная ответственность за контрабанду любого оружия, не являющегося огнестрельным и не состоящего на вооружении, в УК РФ отсутствует, поэтому контрабанда данного оружия, не состоящего на вооружении, является административным правонарушением.
При этом виды холодного и иного оружия, не являющегося огнестрельным, состоящие или не состоящие на вооружении, не различаются по степени опасности, а многие виды иностранного военного холодного оружия, состоящего на вооружении в другом государстве, но не в РФ, или любого военного холодного оружия, не отнесенного к боевому в ст. 5 ФЗ Об оружии, отнесены в РФ к гражданскому оружию или холодному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии.
Виды иного иностранного военного оружия, не являющегося огнестрельным, состоящего на вооружении в другом государстве, но не в РФ, или любого военного оружия, не являющегося огнестрельным, не отнесенного к боевому в ст. 5 ФЗ Об оружии, отнесены в РФ к гражданскому оружию.
Учитывая технические характеристики современных видов вооружений, часто применяемых в вооруженных конфликтах, и отнесение в ст. 226.1 УК РФ контрабанды вооружения к тяжким преступлениям, контрабанда военного или боевого холодного оружия или иного оружия, не являющегося огнестрельным, (в особенности, одной или нескольких его единиц) может быть признана малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ), но для исключения случаев злоупотреблений при привлечении к уголовной ответственности за данное деяние и упорядочивания норм УК и КоАП РФ о контрабанде, учитывая наличие случаев осуждения по ст. 226.1 УК РФ за контрабанду боевых ножей, отнесенных к вооружению, необходима декриминализация контрабанды всех видов холодного оружия.
Наиболее прецедентными среди приговоров и иных судебных решений по уголовным делам о контрабанде холодного оружия, отнесенного к вооружению, являются приговор одного из судов Ленинградской области и апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15 сентября 2016 года, которое официально опубликовано на сайте Ленинградского областного суда. Указанными судебными решениями пенсионер был осужден по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ за контрабанду девяти боевых австрийских ножей фирмы «GLOCK» FM 78, состоящих на вооружении в ряде зарубежных стран, к трем годам реального лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Данное наказание за контрабанду вооружения является излишне строгим и не учитывает степень общественной опасности контрабанды подобного вооружения, поскольку контрабанда боевых ножей не представляет общественной опасности в современных условиях.
Иностранные боевые ножи были отнесены к боевому холодному оружию, что противоречит ст. 5 ФЗ Об оружии, т.к. боевой нож должен состоять на вооружении в РФ для его признания боевым холодным оружием. Иностранные боевые ножи, не запрещенные к обороту в РФ, отнесены законодательством РФ к гражданскому охотничьему холодному клинковому оружию, поэтому боевые австрийские ножи фирмы «GLOCK» FM 78 отнесены в РФ к гражданскому охотничьему холодному клинковому оружию.
Указанные судебные решения являются несправедливыми и могут быть обжалованы по данному основанию (ст. 389.18 УПК РФ). Подобные судебные решения дают основания как для декриминализации контрабанды холодного оружия, отнесенного к вооружению, так и для внесения в УК РФ изменений, исключающих назначение наказания в виде лишения свободы за преступления, совершенные без применения насилия и не повлекшие тяжких последствий, и декриминализирующих деяния, совершенные без применения насилия и не повлекшие причинения вреда здоровью человека или крупного ущерба, а также ограничивающих право суда на назначение наказания в виде лишения свободы осужденным пенсионного возраста.
Начальник кафедры уголовного права Военного университета С. Н. Шарапов указывал на то, что холодное оружие не может быть признано представляющим повышенную опасность для окружающих, так как оно не обладает свойством повышенной опасности, хотя применительно к отдельным его образцам и существуют правила безопасного использования. Поражающая способность холодного оружия обеспечивается не внутренней концентрированной энергией, а главным образом внешней, той физической силой, которая к нему прикладывается и без приложения которой не может причинить вред окружающим. Источник энергии при использовании холодного оружия находится вне самого предмета, который используется лишь в качестве инструмента, средства воздействия (учебник «Военно-уголовное право»).
При этом любое оружие признано источником повышенной опасности в ст. 2 ФЗ Об оружии с 29 июня 2022 года, что не может соответствовать степени опасности холодного оружия и целого ряда других видов оружия, поэтому необходимо внесение в ст. 2 ФЗ Об оружии изменений, четко отграничивающих оружие, представляющее повышенную опасность от других видов оружия, или исключающих холодное и ряд других видов оружия из перечня видов оружия.
В настоящее время наблюдается тенденция снятия части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, в частности, в Германии сняты с вооружения кортики, в США - штыки и т.д.
В законодательстве ряда стран мира, в частности, в Законе Об оружии Эстонии (п. 1) ч. (1) ст. 3), к боевому оружию отнесено только особо опасное огнестрельное оружие. В законодательстве ряда других стран мира, в частности, в Законе Об оружии Болгарии, все виды холодного оружия исключены из перечня видов оружия.
Снятие части или всех видов холодного оружия с вооружения в различных странах мира, исключение в законодательстве части стран мира холодного оружия из перечня видов боевого оружия или его отнесение к предметам, не являющимся оружием, обусловлены его низкой степенью опасности.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П отмечено, что уголовное законодательство, является по своей правовой природе крайним (исключительным) средством, с помощью которого государство реагирует на факты противоправного поведения в целях охраны общественных отношений, если она не может быть обеспечена должным образом только с помощью правовых норм иной отраслевой принадлежности. Из данного утверждения следует, что уголовная ответственность допустима только за незаконный оборот наиболее опасных видов оружия и незаконный оборот иных видов оружия, повлекший тяжкие последствия.
Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов, предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретаются без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку (различные виды боевых и иных ножей, кинжалов и др.), и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии (игольчатые и иные штыки, двуручные мечи, пилумы, кинжалы с маленькими рукоятками и иные подобные предметы, парадные кортики, шпаги и иные предметы, рукоятки или иные части которые изготовлены из непрочных материалов и др.), а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию, способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), не как минимальную энергию, позволяющую причинить легкий вред здоровью человека или телесные повреждения, его не повлекшие, а как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж/см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж/см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж/см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж/см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л. Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж/мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом — по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж/см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.).
В 2019 году Е.А.Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения.
Во многих странах минимальная дульная энергия огнестрельного и (или) иного стрелкового оружия, приобретаемого по лицензии, составляет от 7,5 до 20 Дж. Подобные минимальные критерии пневматического и (или) огнестрельного оружия установлены законодательством Германии (7,5 Дж), Венгрии (7,5 Дж), Франции (20 Дж) и ряда других стран Европы.
По Закону Об оружии Южной Осетии 2021г. не являются пневматическим, огнестрельным и иным оружием любые пистолеты, револьверы и винтовки с дульной энергией до 3 Дж, а огнестрельное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии.
Законом Польши «Об оружии и боеприпасах» разрешен оборот без лицензии стрелкового оружия с дульной энергией не более 17 Дж.
В других странах мира встречаются минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляющие более 17 Дж. В частности, в законодательстве Индии (20 Дж).
В целом ряде различных стран мира минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, приобретаемого по лицензии, составляют более 20 Дж.
В законодательстве Швеции кинетическая энергия снаряда измеряется на расстоянии 4 метров от дульного среза, а минимальная энергия составляет 10 Дж для неавтоматического стрелкового оружия и 3 Дж – для автоматического.
Низкие минимальные значения дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия установлены некоторых странах мира, но они существенно различаются даже в законодательстве отдельных территорий (автономий) указанных государств.
В законодательстве Ирландии и Северной Ирландии минимальная дульная энергия стрелкового оружия определена в 1 Дж, но в законодательстве Великобритании, за исключением Северной Ирландии, минимальные критерии дульной энергии составляют 8,1 Дж для пневматических пистолетов и 16,2 Дж – для пневматических винтовок.
В законодательстве КНР с 2007 года минимальным критерием огнестрельного оружия является удельная кинетическая энергия 1,8 Дж/см2 (до 2007 года она составляла 16 Дж/см2), а предметами, полностью имитирующими огнестрельное оружие считаются пистолеты и другие подобные устройства, имеющие удельную кинетическую энергию от 0,16 до 1,8 Дж/см2, что меньше энергии пластиковой пульки калибра 6 мм, составляющей 2,058 Дж/см2, но в законодательстве Гонконга критерием отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию является дульная энергия, равная 2 Дж.
Существуют виды миниатюрного или малокалиберного огнестрельного оружия, формально соответствующие критериям огнестрельного оружия, но имеющие небольшие для нормального удержания рукой при стрельбе размеры и (или) дульную энергию, не превышающую 7,5 Дж. В частности, пистолет «Колибри», производившийся в Австро-Венгрии, имел калибр 2,7 мм, дульную энергию 4 Дж и размеры, не позволяющие эффективно его использовать в качестве оружия. При этом его удельная кинетическая энергия превышает минимальное ее значение, установленное для огнестрельного оружия законодательством РФ (0,5 Дж на мм2), учитывая его калибр и превышение значения удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2 при калибре более 2,8 мм, а его дульная энергия превышает ее минимальные значения, установленные законодательством ряда других стран мира (как было указано выше), но в законодательстве целого ряда вышеуказанных стран мира (Германии, Венгрии, Польши, Франции, Швеции и др.) предусмотрены значительно большие минимальные значения дульных или иных кинетических энергий стрелкового оружия (от 7,5 до 24,2 Дж либо 10 Дж (3 Дж для автоматического оружия) в четырех метрах от ствола (в законодательстве Швеции)). Поэтому пистолет «Колибри» не является огнестрельным оружием по законодательству части стран мира.
В законодательстве РФ указанный пистолет может быть не отнесен к оружию ввиду несоответствия критерию надежности, но данный критерий является факультативным, а в ФЗ Об оружии такой пистолет может быть отнесен к оружию, имеющему культурную ценность, не являющемуся старинным (антикварным) оружием, приобретаемому без лицензии любыми гражданами. При этом на его ношение, ввоз в РФ, вывоз из РФ, торговлю и ряд других действий налагаются такие же строгие ограничения, какие установлены на оборот любого оружия, и запрещено производство выстрелов из него, кроме имитации стрельбы на определенных мероприятиях, имеющего культурную ценность, и (или) любого гражданского оружия, а подобный современный пистолет ограничен к обороту как спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом или наградное короткоствольное боевое или гражданское огнестрельное оружие, т.е. его запрещено хранить вне стрелкового объекта и носить или можно хранить по месту жительства или носить, если им наградили и выдали наградное разрешение, и любой его оборот сильно ограничен. Таким образом, критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию являются примерными критериями отнесения именно к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, и превышают значения дульной энергии, установленные нормами ФЗ Об оружии в качестве критериев оборотоспособности охотничьего и спортивного пневматического оружия (3, 7,5 и 25 Дж). При этом поражающая различных видов металлических снарядов и снарядов травматического действия существенно различается, учитывая большую проникающую способность твердых металлических снарядов, чем упругих резиновых снарядов травматического действия. Поэтому возможно и необходимо четкое разделение правил оборота видов огнестрельного оружия ограниченного поражения и других видов стрелкового оружия по степени их поражающей способности, определяющей степень их опасности для жизни и здоровья человека, и установление минимальных критериев поражающей способности, относящих предметы к конкретным видам стрелкового оружия, с которыми они конструктивно сходны.
К пневматическому оружию отнесены любые сходные с ним устройства, предназначенные для поражения цели с дульной энергией от 3 Дж, приобретаемые без лицензии, если дульная энергия не превышает 7,5 Дж, а калибр – 4,5 мм. Превышение данных значений дульной энергии и калибра означает их отнесение к охотничьему (при дульной энергии не более 25 Дж) или спортивному оружию, приобретаемым по соответствующим видам лицензий, т.к. к оружию самообороны пневматическое оружие в ФЗ Об оружии не отнесено.
К метательному стрелковому оружию отнесены только луки с натяжением тетивы более 27 кгс и арбалеты с натяжением тетивы более 43 кгс. Пружинные пистолеты, стреляющие ножи, ружья, тетивные пистолеты и ружья, не являющиеся луками и арбалетами, духовые трубки и другие подобные устройства не отнесены к метательному и иному оружию. Это означает свободный оборот всех указанных предметов и ограниченный оборот в качестве спортивного или охотничьего оружия либо средств с транквилизаторами для животных луков и арбалетов с натяжением тетивы более 27 и 43 кгс соответственно (если они могут быть отнесены к нелетальному оружию при данных значениях натяжения тетивы).
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий) и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Существуют предметы, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, состоящие на вооружении в каких-либо странах мира (мачете, кукри, кинжал без острия Mod, состоящий на вооружении спецназа Канады, и т.п.). В РФ данные предметы не могут быть ограничены как холодное и иное оружие, поэтому они не могут быть отнесены к вооружению, контрабанда которого является преступлением, и не могут быть ограничены к перемещению через территорию РФ как оружие.
Ст.24 ФЗ Об оружии запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения, а в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей, т.е. криминалистическая экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, проводимая для определения его принадлежности к оружию, запрещена, что делает его отнесение к оружию юридически невозможным.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
Критерии холодного оружия являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.), при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
Критерии отнесения предметов к холодному оружию, предусмотренные законодательством РФ, отсутствуют в законодательстве большинства стран мира, в которых предусмотрены минимальные критерии отнесения предмета холодному оружию (длина клинка, наличие заточки лезвия и острия (режущих кромок) и т.п.), а холодное оружие во многих данных странах приравнено по оборотоспособности и ответственности за нарушение правил оборота к бытовым предметам. Военный кортик всегда предназначался только для ношения с парадной формой, а не для боевого применения, поэтому его отнесение к холодному оружию противоречит его назначению.
Таким образом, сохранение уголовной ответственности за контрабанду холодного оружия, отнесенного к вооружению, нарушает ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывает высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к конкретному виду военного холодного оружия, состоящего на вооружении, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния.
Оборот холодного оружия является опасным деянием в таких же случаях, в каких представляют опасность оборот предметов, не отнесенных к оружию, поэтому существуют равные ограничения и запреты на оборот любого оружия и других предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья человека в определенных местах (местах лишения свободы, объектах транспорта и т.п.), и разделение мер ответственности только по признаку отнесения предмета к холодному оружию противоречит здравому смыслу, нарушает принцип справедливости и не способствует борьбе с преступностью.
Необходима полная отмена ограничений на оборот холодного оружия, учитывая возможность его замены бытовыми предметами и другими видами оружия при совершении преступлений, уровень вооруженности силовых структур и граждан, позволяющий равным образом пресекать нападения с применением холодного оружия и других предметов, и более частое его использование в целях коллекционирования, чем в преступных целях, а также постепенное снятие холодного оружия с вооружения армий различных стран мира и свободный оборот холодного оружия, состоящего на вооружении армий различных стран, во многих странах мира.
В УК РСФСР 1960 г. не всегда предусматривалась уголовная ответственность за контрабанду огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия, которая была отменена с 1994 года и введена со дня вступления в силу УК РФ с 1 января 1997 года, но в Таможенный кодекс РФ изменения, указывающие на ее введение, были внесены только в 2003 году.
В ряде стран СНГ отсутствует уголовная ответственность за контрабанду огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия.
Отмена уголовной ответственности за контрабанду многих видов оружия оправдана различной степенью опасности конкретных видов оружия.
Учитывая технические характеристики стандартных видов огнестрельного оружия и современных видов вооружений, часто применяемых в вооруженных конфликтах, а также отнесение контрабанды вооружения к тяжким преступлениям, необходима именно декриминализация контрабанды всех видов холодного оружия и иного оружия, не являющегося огнестрельным оружием, имеющим удельную кинетическую энергию не более 2 Дж на мм2, а не введение уголовной ответственности за контрабанду всех видов оружия.
Для четкого разделения преступлений и административных правонарушений необходимо и внесение в ст. 226.1 УК РФ изменений, декриминализирующих контрабанду военной техники, не представляющей большей опасности, чем предметы, разрешенные к гражданскому обороту и сходной с ними по своим характеристикам.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека и гражданина, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходима декриминализация контрабанды холодного оружия, отнесенного к вооружению в ст. 226.1 УК РФ, и других видов вооружения, огнестрельного оружия и иных подобных предметов, не являющихся огнестрельным оружием, имеющим удельную кинетическую энергию более 2 Дж на мм2, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, имеющих подобную поражающую способность, представляющих меньшую опасность, чем стандартные виды огнестрельного оружия, и не состоящих на вооружении в РФ, либо указанных видов вооружений, состоящих на вооружении в РФ, но отнесенных к видам оружия, незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности, или влечет ее только в некоторых случаях, либо всех видов гражданского оружия и иного оружия, не запрещенного к обороту гражданами, а также контрабанды учебного оружия и иных видов предметов, отнесенных к вооружению или иной военной техники.
Для четкого разделения преступлений и административных правонарушений необходимо и внесение в ст. 226.1 УК РФ изменений, декриминализирующих контрабанду военной техники, не представляющей большей опасности, чем предметы, разрешенные к гражданскому обороту и сходной с ними по своим характеристикам.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 949 голосов

51

Против решения: 228 голосов

К началу списка инициатив