Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф109667
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов), составляющих более 20 Дж и 0,5 Дж на мм2 соответственно, либо их исключения из понятия оружия

Необходимо введение в ФЗ Об оружии минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов), составляющих более 20 Дж и 0,5 Дж на мм2 соответственно, а также установление общего минимального значения усилия натяжения тетивы луков и арбалетов или его значений, позволяющих натягивать тетиву без особых усилий, соответствующих критериям дульной и удельной кинетических энергий, при которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку в случаях нанесения в результате производства выстрела с расстояния более 1 или 10 метров снарядами (стрелами, пулями и т.п.) ранений туловища или иных частей тела, либо исключение метательного стрелкового оружия (т.е. луков и арбалетов) из перечня видов оружия с отменой ограничений на его оборот как видов оружия и его минимальных экспертных критериев (усилия натяжения тетивы лука или арбалета более 27 или 43 кгс соответственно), учитывая минимальные критерии метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов (усилия натяжения тетивы лука или арбалета более 27 или 43 кгс соответственно)), превышающие минимальные критерии многих других видов оружия (пневматического, огнестрельного и др.), сложность их эффективного использования в качестве оружия для защиты или нападения (большие размеры, затрудняющие скрытое или постоянное ношение и быстрое использование луков или арбалетов, наличие тугой тетивы, сложность быстрого производства второго выстрела и т.п.) и запрет отнесения к метательному оружию других механических метательных устройств (пружинных ружей, рогаток и др.), включая пружинные стреляющие ножи, пружинные пистолеты, пушки и катапульты, заключающийся в наличии в перечне видов охотничьего и спортивного метательного стрелкового оружия только луков и арбалетов, а также в отсутствии их критериев как видов метательного или иного оружия.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку в качестве минимального критерия метательного стрелкового оружия установлено только значение усилия натяжения тетивы лука или арбалета более 27 или 43 кгс соответственно и не определено минимальное значение его дульной и удельной кинетических энергий, а критерии многих других видов оружия отличаются от критериев указанного метательного оружия и определяются минимальным значением дульной энергии, составляющим более 3 Дж, - для пневматического оружия, или минимальным значением удельной кинетической энергии, составляющим более 0,5 Дж на мм2, - для огнестрельного оружия, либо минимальными критериями холодного и броскового оружия, устанавливаемыми, в том числе путем нанесения ударов с кинетической энергией 20 – 50 Дж.
При этом критерии отнесения предметов к метательному оружию таковы, что минимальная дульная энергия метательного оружия превышает 25 или 30 Дж, а удельная кинетическая энергия может превышать как 0,5, так и 1,5 Дж на мм2, учитывая отнесение к метательному стрелковому оружию только луков с усилием натяжения тетивы (силой дуги) более 27 кгс и арбалетов (включая ствольные арбалеты - шнепперы) – более 43 кгс, а к метательному бросковому оружию тех предметов, метаемых рукой, которые соответствуют минимальным критериям холодного оружия и дополнительным критериям конкретных видов метательного броскового оружия, т.е. предметов, не предназначенных для производства выстрела. При этом пружинные стреляющие ножи, пружинные пистолеты, ружья и пушки, рогатки, духовые трубки, ружья для подводной охоты, катапульты и иные механические метательные устройства, не являющиеся луками и арбалетами, не отнесены ФЗ Об оружии и экспертными методиками к метательному или иному оружию (в отношении пружинных стреляющих ножей имеет значение только их соответствие минимальным критериям холодного оружия) независимо от их дульной энергии и иных характеристик.
Таким образом, критерии отнесения предметов к метательному оружию позволяют признавать им только предметы, метаемые рукой, соответствующие критериям холодного оружия, имеющие определенные аэродинамические характеристики, луки с усилием натяжения тетивы более 27 кгс и арбалеты с усилием натяжения тетивы более 43 кгс, а остальные механические метательные устройства и предметы, не соответствующие критериям холодного оружия, не могут быть отнесены к метательному оружию и находятся в свободном обороте. При этом прицельное метание любого предмета требует определенной подготовки, наличие которой позволяет эффективно метать и предметы, не отнесенные к метательному или холодному оружию, поэтому метательное бросковое оружие не представляет большей степени опасности, чем бытовые предметы. Усилие натяжения тетивы луков и арбалетов, составляющее не более 27 или 43 кгс, позволяет достигать значений кинетической энергии, превышающих 25 Дж, и удельной кинетической энергии – более 0,5 или 1,5 Дж (в зависимости от диаметра стрел или других снарядов и от наличия у них острых частей), а калибр шнеппера может составлять менее 6 или 4,5 мм, что позволяет при натяжении тетивы не более 43 кгс придать пуле дульную энергию более 7,5 или 25 Дж и удельную кинетическую энергию более 0,5 или 1,5 Дж на мм2. Механические пистолеты, ружья и пушки (тетивные, пружинные и др.) могут иметь усилие при заряжании снаряда до 50 (определено соответствующим ГОСТом для ружей для подводной охоты) или более кгс, при отсутствии критериев их отнесения к оружию. При этом они могут превосходить по поражающей способности целый ряд видов пневматического оружия, маломощного огнестрельного оружия, луков и арбалетов, приобретаемых по лицензиям или иным разрешительным документам, т.к. их дульная энергия может значительно превышать 7,5 и 25 Дж, а удельная кинетическая энергия – 0,5 и 1,5 Дж на мм2.
Поэтому отнесение к метательному оружию любых механических стреляющих устройств с дульной энергией 4, 7,5 или 25 Дж юридически невозможно, а отнесение к нему данных устройств с дульной энергией 32, 50 или более Дж возможно только, если они являются луками или арбалетами с усилиями натяжения тетивы более 27 или 43 кгс соответственно.
При этом дульная энергия луков с усилием натяжения тетивы более 27 кгс может быть больше, чем у арбалетов с усилием натяжения тетивы более 43 кгс, но усилие натяжение тетивы лука более 27 или 35 кгс может быть очень большим для стрелка, затрудняющим стрельбу из лука.
Поэтому для отнесения лука к оружию необходимо учитывать как его высокую поражающую способность, так и наличие фактической возможности производства выстрела из него с нормальными усилиями, дающими возможность производства прицельных выстрелов из лука людям с различной физической силой, но проще исключить все луки из перечня видов оружия, учитывая их конструкцию, затрудняющую их использование в качестве оружия для защиты или нападения.
Критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию таковы, что огнестрельные устройства, имеющие гладкий или нарезной ствол без заглушек, рассекателей или иных ограничителей полета металлических снарядов, распространенных или крупных калибров (от 5,6 или 10 мм соответственно) не являются огнестрельным или иным оружием, если их дульная энергия превышает 3 Дж, но не превышает 7,5, 25 или 50 Дж соответственно, т.к. единственным критерием огнестрельного оружия является значение удельной кинетической энергии, составляющее более 0,5 Дж на мм2, которое достигается в оружии калибров более 4,5, 8 или 11,5 мм при дульной энергии, превышающей 7,5, 25 или 50 Дж. В оружии малых калибров, составляющих не более 4,5, 2,8 или 1 мм значение удельной кинетической энергии, составляющее более 0,5 Дж на мм2, достигается при дульной энергии, не превышающей 7,5, 3 или 0,5 Дж. При этом критерием пневматического оружия является дульная энергия более 3 Дж, а для огнестрельного оружия минимальное значение дульной энергии не предусмотрено. Это требует законодательного урегулирования, в особенности, учитывая фактическое отсутствие в широком распространении огнестрельного оружия калибра не более 4,5 или 4,7 мм и, тем более, калибра, не превышающего 2,7 мм, а также пневматического оружия калибра до 1 или 2 мм. Критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию фактически позволяют признавать им миниатюрные огнестрельные пистолеты, ружья и т.п. предметы калибров до 2,8 или 4,5 мм с дульными энергиями до 3 или 7,5 Дж и удельными кинетическими энергиями более 0,5 Дж на мм2 (в частности, австро-венгерский миниатюрный пистолет «Колибри» калибра 2,7 мм с дульной энергией 4 Дж), но исключают признание им огнестрельных пистолетов, ружей, автоматы, пушки и т.п. предметы калибров более 11, 20 или 40 мм с дульными энергиями более 25, 50 или 100 Дж, удельными кинетическими энергиями не более 0,5 Дж на мм2 (в частности, не является огнестрельным оружием капсюльный карманный пистолет «Дерринджер» калибра 11,4 мм с дульной энергией 32 Дж и удельной кинетической энергией 0,32 Дж на мм2 (из такого пистолета в 1865г. был смертельно ранен президент США А. Линкольн.
При этом он не является каким-либо оружием, поэтому его оборот не ограничен)).
Таким образом, огнестрельные устройства, как являющиеся, так и не являющиеся огнестрельным оружием, могут иметь любую дульную энергию и различаются только по удельной кинетической энергии, а правила оборота любого современного огнестрельного оружия, в особенности пистолетов и револьверов, являются излишне строгими и неупорядоченными по их видам и фактической поражающей способности, при свободном обороте аналогичных предметов, не отнесенных к оружию по значениям удельной кинетической энергии.
Гражданское метательное стрелковое оружие, не имеющее культурной ценности, разделено в ст. 3 ФЗ Об оружии только на охотничье и спортивное.
При этом правила приобретения и иного оборота гражданами РФ в ФЗ Об оружии отсутствуют, но его хранение вне стрелковых объектов запрещено в ст. 6 ФЗ Об оружии. Поэтому право на его приобретение и хранение имеют юридические лица на основании лицензий и разрешений и иностранные граждане на основании лицензий на приобретение гражданского оружия, допускающих хранение приобретенного оружия в течение 10 дней до его вывоза из РФ, т.к. в ФЗ Об оружии не предусмотрены запреты на приобретение любых видов гражданского оружия иностранными гражданами, а к видам гражданского оружия, приобретаемым иностранными гражданами без лицензии, метательное и целый ряд других видов оружия (холодное и огнестрельное оружие, оружие, имеющее культурную ценность, любые виды оружия, приобретаемые по лицензиям или разрешениям, и ряд других видов оружия) не относятся.
Охотничье метательное стрелковое оружие приобретается без лицензии, но только гражданами РФ, имеющими охотничий билет и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, и подлежит последующей регистрации в уполномоченном органе. Наличие указанных документов и регистрация такого оружия обязательны и для его хранения, продажи, дарения и наследования.
При этом оно приобретается в количестве не более 5 единиц, если оно не является объектом коллекционирования.
Критерии отличия охотничьих луков и арбалетов от спортивных и правила оборота других видов метательного оружия не введены, что требует их введения в целях соблюдения конституционных прав человека и гражданина, противодействия коррупции и упорядочивания правовых норм ФЗ Об оружии.
Оружие, имеющее культурную ценность, не являющееся холодным оружием, не отнесенное к старинному (антикварному) оружию, приобретается любыми гражданами РФ без лицензии и не регистрируется, т.к. правила его приобретения в ст. 13 ФЗ Об оружии отсутствуют, а старинное (антикварное) оружие, его копии или реплики, а также холодное оружие, имеющее культурную ценность, приобретаются гражданами РФ, имеющими лицензии на коллекционирование оружия, выдаваемые с 14 лет, и не регистрируются.
При этом ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии запрещены повреждение или уничтожение культурных ценностей, а также использование оружия, имеющего культурную ценность, для осуществления выстрела или иным способом, повреждающим его, не связанным с его хранением, коллекционированием или экспонированием, поэтому криминалистические экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, проводимые в целях определения его принадлежности к конкретному виду оружия, являются незаконными, что исключает отнесение предмета, имеющего культурную ценность, к оружию и, следовательно, установление ограничений на его оборот как оружия.
Иностранные граждане имеют право приобретать указанные и многие другие виды гражданского оружия по лицензиям на приобретение гражданского оружия, выдаваемым на основании ходатайств дипломатических представительств их государств, с обязанностью вывоза приобретенного оружия из РФ не позднее 10 дней, т.е. возрастное ограничение и иные условия приобретения гражданского оружия, приобретаемого иностранными гражданами по лицензии, определяются законодательством государств, гражданами которых они являются.
Иностранные граждане не имеют права продавать гражданское и иное оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии.
Стрелковое метательное оружие может быть отнесено к боевому оружию, если оно принято на вооружение в РФ и предназначено для решения боевых и оперативно-служебных задач, но характеристики и правила оборота боевого оружия, не запрещенного к обороту в РФ, в ФЗ Об оружии отсутствуют.
Лица без гражданства не имеют права приобретать и продавать гражданское и иное оружие, предусмотренное ФЗ Об оружии.
Запрещенным к обороту в РФ является стрелковое метательное оружие, не соответствующее Криминалистическим требованиям, которые не запрещают большинство видов данного оружия, но обязывают наносить номер на такое гражданское оружие, не имеющее культурной ценности.
Виды метательного и иного оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, находятся в свободном обороте для любых лиц, поэтому положения ФЗ Об оружии на их приобретение, хранение, ношение, перевозку или иной оборот не распространяются. При этом характеристики данных видов оружия законодательно не определены, а отнесение стрелкового оружия к гражданскому оружию фактически определяется Криминалистическими требованиями, сертификатом на него или заключением эксперта.
При этом ограничения на оборот всех видов оружия любыми лицами предусмотрены ст. 31 Конституции РФ (в части их ношения на определенных в ней массовых мероприятиях) и могут устанавливаться Конституцией РФ, международными договорами РФ, а также в случаях введения режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения в соответствии с ФЗ О противодействии терроризму, ФКЗ О чрезвычайном положении и ФКЗ О военном положении.
Привлечение к административной ответственности за нарушение правил оборота оружия или его незаконный оборот может влечь временное лишение лицензий и разрешений на оборот оружия или его конфискацию, а также возможное назначение административного ареста в случаях, предусмотренных КоАП РФ. При этом в случаях привлечения к административной ответственности за любые правонарушения, за которые предусмотрен административный арест, либо повторного в течение года привлечения к административной ответственности за нарушение правил оборота оружия или другие деяния, предусмотренные главами 19 или 20 КоАП РФ, гражданин лишается права на получение лицензий и разрешений на оборот оружия на 1 год, а выданные лицензии или разрешения аннулируются, согласно положениям ст. 13 ФЗ Об оружии.
Поэтому необходимо четкое распределение всех ограничений на оборот оружия, а также мер ответственности за их нарушение по степени опасности видов оружия и конкретных нарушений, а также по последствиям указанных нарушений с отменой излишних ограничений на оборот оружия и всех ограничений на оборот наименее опасного оружия и видов оружия, заменяемых большинством видов бытовых предметов и иных предметов материального мира, доступных всем людям.
Согласно данным судебной медицины: при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией 6-8 Дж на см2 причиняет ссадины; с энергией 14-17 Дж на см2 - поверхностные раны; с энергией 32-36 Дж на см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины; с энергией 54-60 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки; с энергией 135-145 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
При этом такие критерии поражающей способности применяются только к огнестрельному оружию, в отношении всех видов которого установлен единственный критерий – удельная кинетическая энергия более 50 Дж на см2, и не учитываются в отношении других видов стрелкового оружия (пневматического, метательного и т.п.), критериями которых являются дульная энергия либо усилие натяжения тетивы лука или арбалета, а виды огнестрельного оружия, имеющие удельную кинетическую энергию более 145 Дж на см2 (более 1,45 Дж на мм2), и различные виды оружия, имеющие удельную кинетическую энергию не более 20, 40 или 50 Дж на см2, отдельно не указаны в ФЗ Об оружии.
В 2019 году Е. А. Лаппо в своей работе «Об уточнении значения минимальной поражающей способности ручного стрелкового огнестрельного оружия» указывал, что А. Г. Андреевым в 2003 году было подтверждено что форма головной части пуль (при равных скоростях в момент поражения) влияет на величину их проникновения. В своей работе (Андреев А. Г. «Современное состояние и проблемы криминалистического исследования самодельного огнестрельного оружия»: дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003) А. Г. Андреев указывает, что некоторые пули патронов 5,45x39 внедрялись в биологический материал под углом, вследствие чего глубина их проникновения уменьшалась, а результат не учитывался при обработке результатов экспериментальной стрельбы.
Указанные исследования только подтверждают несостоятельность в качестве критериев огнестрельного оружия значений удельной кинетической энергии до 1,50 Дж на мм2 и невозможность их применения к иному оружию.
При этом необходимо учитывать материал, массу, размер и другие характеристики снаряда для определения его фактической проникающей способности при конкретных значениях удельной кинетической энергии, что подтверждается разрешенными ФЗ Об оружии максимальными значениями дульной энергии гражданского и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения как вида оружия, не предназначенного для причинения смерти человеку, и патронов травматического действия к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, составляющими 91 и 150 Дж соответственно (гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения не может иметь удельную кинетическую энергию металлического снаряда, заряженного с дула перед ограничителем ствольного оружия или в патрон бесствольного оружия, превышающую 0,5 Дж на мм2, а указанное служебное оружие и патроны к огнестрельному длинноствольному оружию могут иметь данную удельную кинетическую энергию), т.е. ее значениями, при которых удельная кинетическая энергия снарядов многих калибров указанных видов оружия и патронов превышает 0,5 или 1,5 Дж на мм2, но указанные виды оружия и патронов с такими значениями кинетических энергий отнесены к нелетальным, что может означать фактическое отсутствие у них способности нанесения проникающих ранений грудной клетки с переломами грудины или с повреждением ее задней стенки.
Для газового и иного нелетального оружия, сигнального и списанного оружия, а также для огнестрельных устройств, не отнесенных к оружию, максимальные значения дульной энергии не предусмотрены, а удельная кинетическая энергия металлического снаряда, заряженного с дула перед ограничителем или рассекателем ствольного оружия или иного подобного огнестрельного устройства либо в патрон огнестрельного устройства, не имеющего ограничителей в стволе, или бесствольного устройства, не может превышать 0,5 Дж на мм2.
Критерии отнесения предметов к пневматическому оружию занижены и таковы, что к нему могут быть отнесены любые пневматические устройства, поражающие цель на расстоянии снарядом, получающим направленные движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа, имеющие дульную энергию более 3 Дж, при любых калибре и значении удельной кинетической энергии, а оборот видов данного оружия, имеющих дульную энергию более 7,5 Дж, ограничен лицензированием при любом калибре, поэтому пневматические устройства средних или крупных калибров (от 4,5 и 8 мм соответственно) отнесены к оружию и могут быть строго ограничены к обороту при тех значениях дульной и удельной кинетических энергий, при которых большинство видов огнестрельного оружия (при калибрах от 4,7 мм), луки и арбалеты не отнесены к оружию.
Наибольшая дульная энергия охотничьего пневматического оружия составляет 25 Дж, что меньше ее минимальных значений для огнестрельного оружия калибра более 8 мм, луков и арбалетов, отнесенных к охотничьему или иному метательному оружию, а также значительно меньше ее минимальных значений для охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия распространенных или крупных калибров (от 10 или 18,5 мм соответственно), составляющих более 40 или 120 Дж соответственно, и во много раз меньше значений дульных энергий стандартных и мощных видов охотничьего и иного нарезного и гладкоствольного огнестрельного оружия (от 100 (главным образом, для огнестрельного оружия с нарезным стволом) до 4000 или более Дж (для гладкоствольного огнестрельного оружия и наиболее мощного огнестрельного оружия с нарезным стволом)). При этом наличие у пневматического устройства удельной кинетической энергии более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 при дульной энергии не более 3 Дж не дает юридических оснований для его отнесения к оружию, а пневматические устройства, не сертифицированные как оружие (ружья для подводной охоты, строительно-монтажные пистолеты, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием), могут иметь любые значения кинетических энергий.
Критерии отнесения предметов к пневматическому оружию позволяют относить к нему все пневматические устройства с дульной энергией 4 Дж, которые приобретаются без лицензии только в случаях, если их калибр не превышает 4,5 мм, либо если они отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, не являющемуся старинным (антикварным) стрелковым оружием, или к видам оружия, не предусмотренным ФЗ Об оружии, т.е. к предметам, приобретаемым без лицензии при любых значениях дульной энергии, но указанные устройства, сертифицированные как предметы, не являющиеся оружием, не могут быть отнесены к оружию при любых значениях дульной энергии, включая 32, 50 или более Дж.
Таким образом, экспертные критерии различных видов оружия не позволяют относить к огнестрельному оружию конструктивно сходные с ним изделия, имеющие дульную энергию более 7,5, 25, 50 или даже 300 Дж, если их удельная кинетическая энергия не превышает 0,5 Дж на мм2, но относят к нему данные изделия, имеющие любую дульную энергию, при превышении указанного значения удельной кинетической энергии, и относят к пневматическому оружию все пневматические устройства с дульной энергией более 3 Дж, при установлении более строгих ограничений на оборот их видов с дульной энергией более 7,5 и 25 Дж, независимо от значений их удельной кинетической энергии. При этом к оружию не отнесены пружинные ружья и другие механические устройства, не являющиеся луками или арбалетами, при любых значениях кинетических энергий, а луки и арбалеты отнесены к оружию только при усилиях натяжения тетивы более 27 и 43 кгс соответственно, при которых дульная энергия превышает 25 Дж, а удельная кинетическая энергия может превышать 1,5 Дж на мм2. Для метательного броскового и холодного оружия значения кинетических энергий до 7,5 Дж и 0,5 или 1,5 Дж на мм2 являются очень незначительными, крайне малыми, в особенности, для предметов, имеющих острие или лезвие, и недостаточными для отграничения холодного и метательного броскового оружия от других предметов, т.к. энергия броска может составлять более 20 Дж, а энергия удара рукой – более 50 Дж. При этом предмет должен соответствовать и другим критериям холодного и метательного оружия для его отнесения к оружию. Поэтому установление в качестве критериев холодного и метательного броскового оружия значений начальной кинетической энергии от 3, 7,5, 25 или даже 50 Дж либо удельной кинетической энергии от 0,5, 1,5 или даже 5 Дж на мм2 не имеет смысла, т.к. энергии ударов или бросков любых острых предметов могут превышать указанные значения. Учитывая это имеются основания для исключения холодного и метательного броскового оружия из перечня видов оружия.
Для нелетального и иного оружия минимальных энергетических и иных подобных критериев не установлено, но большинство видов данного оружия, как правило, имеют дульную энергию более 3, 7,5 или 25 Дж. При этом не исключено наличие видов оружия и с меньшими значениями энергий, что требует законодательного урегулирования вопроса о минимальной энергии нелетального и иного оружия или исключения данных предметов из перечня видов оружия.
Из вышеуказанных минимальных критериев оружия следует, что, например, пневматический пистолет с дульной энергией 4 Дж (дульная энергия миниатюрного огнестрельного гладкоствольного пистолета «Колибри») будет отнесен к оружию при любых значениях калибра и удельной кинетической энергии, если он не является предметом, имеющим иное назначение, чем оружие.
Огнестрельный пистолет с дульной энергией 4 Дж будет отнесен к огнестрельному оружию только, если его калибр не превышает значение, составляющее около 3 мм, т.к. именно при таких небольших калибрах будет превышено минимальное значение удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2), т.е. большинство пистолетов и иных огнестрельных устройств, кроме миниатюрных или имеющих очень малый калибр, не будут признаны огнестрельным оружием при дульной энергии 4 Дж. При этом не запрещено относить их к газовому, сигнальному или иному подобному оружию, если они соответствуют другим критериям данных видов нелетального ильного или иного подобного оружия.
Пистолетные и винтовочные арбалеты, а также луки с дульной энергией 4 Дж не являются оружием, т.к. имеют усилие натяжения тетивы не более 43 или 27 кгс соответственно.
Пружинные и иные подобные пистолеты, а также рогатки и духовые трубки с дульной энергией 4 Дж не являются оружием, т.к. они не указаны в перечне видов оружия в ФЗ Об оружии и экспертные критерии их отнесения к оружию отсутствуют.
Значение кинетической энергии 4 Дж является очень низким значением для энергии удара или броска, поэтому не может быть критерием холодного и метательного броскового оружия.
Иные виды оружия с дульной энергией 4 Дж могут быть отнесены к оружию только, если они соответствуют другим критериям оружия и указанное значение энергии не противоречит данным критериям.
Пневматический пистолет с дульной энергией не менее 32 Дж (32 Дж - дульная энергия карманного огнестрельного гладкоствольного пистолета «Дерринждер») будет отнесен к спортивному или иному не охотничьему оружию, как правило, строго ограниченному к обороту при любых значениях калибра и удельной кинетической энергии, если он не является предметом, имеющим иное назначение, чем оружие.
Огнестрельный пистолет с дульной энергией не менее 32 Дж будет отнесен к огнестрельному оружию только, если его калибр составляет не менее 8,5 мм, т.к. именно при таких достаточно крупных калибрах будет превышено минимальное значение удельной
кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2), т.е. целый ряд видов пистолетов и иных огнестрельных устройств не будут признаны огнестрельным оружием при дульной энергии от 32 Дж. При этом не запрещено относить их к газовому, сигнальному или иному подобному оружию, если они соответствуют другим критериям данных видов нелетального ильного или иного подобного оружия.
Арбалеты и луки с дульной энергией не менее 32 Дж могут быть признаны оружием, если они имеют усилия натяжения тетивы более 43 или 27 кгс соответственно.
Пружинные и иные подобные ружья, а также другие механические метательные устройства, не являющиеся луками и арбалетами, с дульной энергией не менее 32 Дж не являются оружием, т.к. они не указаны в перечне видов оружия в ФЗ Об оружии и экспертные критерии их отнесения к оружию отсутствуют.
Значение кинетической энергии не менее 32 Дж является средним или высоким значением для энергии удара или броска, поэтому оно не может быть основным критерием холодного и метательного броскового оружия.
Иные виды оружия с дульной энергией не менее 32 Дж могут быть отнесены к оружию только, если они соответствуют другим критериям оружия и указанное значение энергии не противоречит данным критериям.
Из вышеизложенного следует, что различные виды оружия и иные предметы в законодательстве РФ нечетко разграничены законом.
Кинетическая энергия удара рукой человека, ножом или другим предметом превышает 3, 7,5 или 25 Дж и может достигать 80 или 200 Дж, а удельная кинетическая энергия удара ножом или другим острым предметом во много раз превышает 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Кинетическая энергия броска предмета рукой человека может превышать 7,5 или 20 Дж, а удельная кинетическая энергия броска ножа либо другого острого предмета или предмета, имеющего диаметр менее 20 мм, во много раз превышает 0,5 и 1,5 Дж на мм2.
При этом значения кинетической энергии не являются единственными критериями холодного и метательного броскового оружия, т.к. учитываются сохранение прочности конструкции предмета и проникновение в сосновую доску или мишень, имитирующую структуру тканей тела человека, на глубину не менее 10 или 20 мм соответственно при нанесении ударов с кинетической энергией 20 – 50 Дж, а также наличие определенной длины, ширины и толщины клинка, травмобезопасной рукояти длиной более 70 мм, удобной для нанесения ударов и других признаков холодного и метательного броскового оружия, предусмотренных экспертной методикой.
При этом многие образцы стрелкового оружия, не являющегося огнестрельным, и предметов, конструктивно сходных с оружием, сходны по внешнему виду с боевым огнестрельным оружием и имеют достаточно большую массу для возможности их использования в качестве предметов ударно-дробящего действия, поэтому пневматическое оружие и в разряженном состоянии может быть использовано для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, включая преступления, совершаемые путем угрозы им с последующим нанесением потерпевшему удара корпусом оружия как спереди, так и сзади либо метания (броска) оружия в сторону потерпевшего, а вред, причиненный ударом корпуса данного оружия или его броском, может во много раз превышать вред от выстрелов из огнестрельного, пневматического или иного оружия либо других предметов с дульной энергией до 3, 7,5, 25 или 50 Дж и представлять большую опасность для жизни человека.
При этом удельная кинетическая энергия ударов штыками (установка штыков на любое оружие или другие предметы законодательно не запрещена, а многие виды штыков не соответствуют критериям холодного оружия), клинками или иными острыми предметами, установленными на различные виды оружия или других предметов (комбинированное огнестрельное оружие, не имитирующее другие предметы, к обороту не запрещено и специальные ограничения на его оборот не установлены, а иные виды оружия и различные виды устройств, сходных с оружием, но не отнесенных к нему, имитирующих другие предметы, не запрещены к обороту и специально не ограничены к нему), либо различными острыми частями оружия или других предметов может в несколько раз превышать 0,5 и 1,5 Дж на мм2
Таким образом дульная энергия более 3 или 7,5 Дж и удельная энергия более 0,5 или 1,5 Дж на мм2 являются очень незначительными для обоснованного отнесения предмета к пневматическому, огнестрельному или иному оружию. При этом недостаточными для обоснованного отнесения предметов к оружию являются также значения дульной энергии, превышающие 25 Дж, и значения удельной кинетической энергии, составляющие более 2 Дж на мм2, учитывая как минимальные критерии холодного и метательного оружия, так и возможность нанесения удара с кинетической энергией более 25 или 50 Дж и удельной кинетической энергией ножа, шила или другого подобного предмета более 1,5 или 3 Дж на мм2.
Отсутствие ограничений на оборот пружинных ружей, катапульт, луков и арбалетов с усилием натяжения тетивы не более 27 и 43 кгс соответственно, многих видов огнестрельных устройств с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2 и других предметов, не отнесенных к оружию, имеющих дульную энергию более 3 Дж, не влечет роста количества преступлений с их применением и несчастных случаев при обращении с ними, а ряд видов указанных предметов даже не имеет широкого распространения в гражданском обороте.
Поэтому установление ограничений на их оборот или сохранение ограничений на оборот всех видов пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 25 Дж и удельной кинетической энергией до 0,2, 0,5 или 1,5 Дж на мм2, а также огнестрельного оружия с дульной энергией до 3 или 25 Дж и удельной кинетической энергией от 0,5 до 1,5 Дж на мм2 либо даже на оборот пневматического или огнестрельного оружия с большими значениями кинетических энергий не может быть правильным способом противодействия вооруженной преступности и незаконному обороту опасного оружия и может влечь только нарушение конституционных прав владельцев оружия и других предметов ограниченных к обороту, а также прав других лиц, обвиненных в незаконных действиях с такими предметами.
Фактически установление ограничений (в особенности, строгих ограничений) на оборот холодного оружия, маломощного или неудобного для использования в качестве оружия стрелкового оружия и других видов простейшего оружия или иного оружия, заменяемого бытовыми предметами или другими предметами материального мира, находящимися в свободном обороте и (или) в свободном доступе для любых лиц, либо не имеющего значительно большей поражающей способности, чем указанные предметы или иные предметы, законодательно не отнесенные к оружию, находящиеся в свободном обороте, а также само законодательное их отнесение к видам оружия, являются «борьбой с ветряными мельницами», т.к. реально не ограничивают круг опасных предметов, которые могут быть использованы для совершения насильственных преступлений, не способствуя борьбе с преступностью, стимулируя использование для совершения насильственных преступлений бытовых предметов, других доступных всем предметов материального мира, иных предметов, не отнесенных к оружию, а также более опасных видов оружия, а также необоснованно нарушая конституционные права владельцев данных видов оружия и других лиц. Это означает, что закон работает «в холостую», не ограничивая оборот опасных предметов для преступников и не обеспечивая надлежащую защиту людей от преступных посягательств, а установление формальных разрозненных критериев различных видов оружия и правовых норм ограничивающих их оборот только делает законодательные нормы «Прокрустовым ложем», произвольно и необоснованно сужающим или расширяющим различные понятия и ограничения, не устанавливая четких необходимых ориентиров. При этом законодательное отнесение к оружию все более широкого круга предметов либо установление ограничений на оборот многих или всех предметов, которые возможно использовать в качестве оружия, могут только усилить ограничения конституционных прав людей и незащищенность законопослушных граждан от преступных посягательств.
Следует отметить, что до 1993 года метательное стрелковое оружие (луки и арбалеты) не было отнесено к оружию в РФ, а его оборот не ограничивался.
Метательное оружие было включено в перечень видов холодного оружия в Законе Об оружии 1993г. Охотничье метательное оружие могло быть приобретено гражданами, имеющими лицензию на приобретение любого огнестрельного оружия, и не подлежало регистрации, но охота с подобными видами оружия была запрещена, а приобретение гражданами многих видов спортивного оружия было запрещено.
В ФЗ Об оружии метательное оружие было отнесено к отдельному виду оружия. При этом с 1997 по 2020 год метательное оружие было исключено из перечня видов охотничьего оружия, а запрет на приобретение гражданами многих видов спортивного оружия был отменен, но не были введены правила приобретения многих из них и был сохранен запрет на хранение и использования многих видов спортивного оружия вне спортивных объектов.
В законодательстве многих стран мира луки, арбалеты и многие другие виды метательного оружия приобретаются без лицензии и не регистрируются, а в законодательстве части стран мира установлены конкретные виды лицензий на приобретение такого оружия. При этом рогатки могут быть приобретены свободно, а ограничения установлены, как правило, только на их ношение.
В законодательстве большей части стран СНГ луки и арбалеты (в Узбекистане луки, арбалеты и копья), отнесенные к метательному оружию, приобретаются по разрешениям или другим документам, выдаваемым на приобретение именно метательного оружия, поэтому приобретение других видов оружия для приобретения каких-либо видов метательного оружия не требуется.
Пружинные метательные устройства не отнесены к оружию в законодательстве стран СНГ, многих других стран постсоветского пространства, Дании и ряде других стран мира.
В ряде стран мира, включая Болгарию, не отнесены к оружию и не ограничены к приобретению любые луки и арбалеты.
Учитывая вышеизложенное, необходимо четкое распределение минимальных критериев различных видов оружия, всех ограничений на оборот оружия и других предметов, а также мер ответственности за их нарушение по степени опасности видов предметов и конкретных нарушений правил их оборота, а также по последствиям указанных нарушений с исключением из перечня видов оружия холодного оружия, метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, сигнального оружия и любого оружия, имеющего небольшую поражающую способность, отменой излишних ограничений на оборот оружия и всех ограничений на оборот наименее опасного оружия и видов оружия, заменяемых большинством видов бытовых предметов и иных предметов материального мира, доступных всем людям, а также решением вопроса об исключении из перечня видов оружия всех видов нелетального и стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), иного стрелкового оружия, если оно имеет удельную кинетическую энергию не свыше 0,5 Дж на мм2 на расстоянии не более 10 метров или дистанции броска предмета рукой человека, и пружинно-поршневого, газобаллонного или других видов пневматического оружия, имеющих конструктивное сходство с механическими пружинными метательными устройствами, или использование которых в качестве оружия затруднительно, либо всех видов пневматического оружия.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, усилению борьбы с насильственной преступностью, противодействию коррупции, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, усилению борьбы с насильственной преступностью, противодействию коррупции, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии минимальных значений дульной и удельной кинетических энергий метательного стрелкового оружия (луков и арбалетов), составляющих более 20 Дж и 0,5 Дж на мм2 соответственно, а также установление общего минимального значения усилия натяжения тетивы луков и арбалетов или его значений, позволяющих натягивать тетиву без особых усилий, соответствующих критериям дульной и удельной кинетических энергий, при которых возможно причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человеку в случаях нанесения в результате производства выстрела с расстояния более 1 или 10 метров снарядами (стрелами, пулями и т.п.) ранений туловища или иных частей тела, либо исключение метательного стрелкового оружия (т.е. луков и арбалетов) из перечня видов оружия с отменой ограничений на его оборот как видов оружия и его минимальных экспертных критериев (усилия натяжения тетивы лука или арбалета более 27 или 43 кгс соответственно).

К началу списка инициатив