Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф109978
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в федеральные законы обязанности указания правил хранения предметов и запретов на хранение предметов в федеральных законах

Необходимо введение правил хранения и запретов на хранение оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, и установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной (в частности, постановлений Правительства РФ), а не законодательной власти (в частности, федеральных законов и федеральных конституционных законов) с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу (в международных договорах РФ, федеральных конституционных законах или Конституции РФ), в целях реализации конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ).
Внесение данных изменений необходимо, учитывая наличие административной ответственности за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ), введение с 2021 года административной ответственности и строгих мер наказаний за незаконные хранение или иной оборот всех видов оружия и патронов к оружию (ст. 20.10 КоАП РФ) и необходимость охраны человека, его прав и свобод как высшей ценности, прав человека на неприкосновенность личности и частной жизни, права иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а также других конституционных прав человека.
Согласно положениям ст. 22 и 25 ФЗ Об оружии и целого ряда других норм ФЗ Об оружии и иных ФЗ, п. 66 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, и многих других подзаконных актов об обороте гражданского, служебного или боевого оружия и других предметов, на оборот которых установлены ограничения, основные правила хранения и иного оборота гражданского оружия или других ограниченных к обороту предметов, включая запреты на их хранение или иные действия с ними содержатся не в федеральных законах, а в постановлениях Правительства РФ и иных актах органов исполнительной власти.
При этом ФЗ Об оружии не регулирует оборот части видов оружия и патронов к оружию, включая самодельное и переделанное оружие, иностранное и иное военное оружие, не являющееся боевым, служебным или гражданским оружием, согласно положениям ст. 5, 4 или 3 ФЗ Об оружии, а также виды стрелкового оружия, имеющие любой калибр, дульную энергию более 25 Дж и удельную кинетическую энергию более 1,5 Дж на мм2, и другие виды оружия, не отличающиеся по поражающей способности от гражданского или иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии.
Подзаконные акты не могут противоречить ФЗ Об оружии и содержать больший перечень видов оружия, чем ФЗ Об оружии, а также ограничения на оборот видов оружия, устанавливаемые только ФЗ Об оружии в соответствии с его положениями.
Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, не ограниченные и не запрещенные к обороту международными договорами РФ, находятся на территории РФ в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ.
При этом в ст. 31 Конституции РФ предусмотрен запрет на ношение любого оружия на определенных в ней массовых мероприятиях. Иные ограничения и запреты на оборот видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, если они не вводятся международными договорами РФ или федеральными законами, вносящими изменения в ФЗ Об оружии, могут быть введены только в случаях введения режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, в порядке установленном соответствующими федеральными или федеральными конституционными законами.
Законодательно не запрещено отнесение каких-либо видов оружия к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, т.е. их введение в свободный оборот для любых лиц.
При этом часть видов предметов, сходных с видами оружия по поражающей способности, включая стреляющие устройства, имеющие любой калибр, дульную энергию более 25 Дж и (или) удельную кинетическую энергию более 1,5 Дж на мм2, механические метательные стреляющие устройства, не являющиеся луками или арбалетами, имеющие любые калибр, дульную и удельную кинетические энергии, а также усилие при заряжании снаряда, и другие виды предметов, не отличающиеся по поражающей способности от гражданского или иного оружия, не являются оружием в соответствии с ФЗ Об оружии или экспертными критериями конкретных видов оружия.
Предметы, сходные с видами оружия, но законодательно не отнесенные к нему, если они не отнесены к оружию международным договором РФ (международные договоры РФ в отношении большинства видов оружия отсутствуют), находятся на территории РФ в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 и 31 Конституции РФ, п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ и иного законодательства РФ, регулирующего оборот оружия или других предметов.
Законодательно не запрещено исключение каких-либо видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии или экспертными методиками, из перечня видов оружия, т.е. их введение в свободный оборот для любых лиц.
При этом законодательство РФ не регулирует оборот части видов различных опасных предметов, включая многие виды сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, лекарственными средствами и иными веществами оборот которых ограничен или запрещен законодательством РФ или международными договорами РФ.
Указанные предметы находятся на территории РФ в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 и 31 Конституции РФ, п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ и иного законодательства РФ, регулирующего оборот различных предметов.
Законодательно не запрещено исключение каких-либо видов предметов, ограниченных или запрещенных к обороту в РФ, из перечня видов данных предметов, т.е. их введение в свободный оборот для любых лиц.
Административная ответственность за нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему с 2002 года установлена в ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ, в которой предусмотрен штраф в размере от 500 до 2000 рублей. При этом вопрос о применении данной нормы к видам оружия, в которых не используются патроны (включая газовые баллончики для самообороны), законодательно не решен, что означает запрет ее применения к нарушениям правил оборота такого оружия до внесения в нее соответствующих изменений, учитывая положения Конституции РФ.
С 2021 года введена административная ответственность и строгие меры наказаний (штраф в размере от 5000 до 10000 рублей или административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия или без таковой) за незаконные хранение или иной оборот оружия и патронов к оружию, установленная в ст. 20.10 КоАП РФ. При этом данная норма может быть применена к незаконному обороту любых видов оружия и патронов к оружию, а незаконными могут быть признаны действия, совершение которых запрещено. Добровольная сдача оружия или других предметов, указанных в данной норме, освобождает от административной ответственности, но их изъятие при задержании или применение мер по их обнаружению и изъятию, предусмотренных КоАП РФ, исключает их добровольную сдачу.
Поэтому необходимо исключение излишне строгих запретов на хранение и иной оборот оружия (в особенности, приобретаемого без лицензии, или конструктивно сходного с бытовыми предметами) в целях профилактики произвольного нарушения законных прав человека и использования закона в коррупционных или иных противоправных целях.
Срок давности по ст. 20.8, 20.10 и другим нормам КоАП РФ о правонарушениях в сфере оборота оружия с 2021 года составляют 1 год, а привлечение к ответственности по ним влечет ряд ограничений законных прав граждан РФ на срок до 1 года.
Поэтому привлечение к административной ответственности за указанные правонарушения не может быть распространенной или произвольно применяемой мерой воздействия.
По делам об административных правонарушениях запрещено проведение обыска в жилище, но возможно проведение личного обыска и обнаружение предметов при допуске сотрудников полиции или Росгвардии в жилище либо во время проведения обыска по уголовному делу, а запрет на хранение предмета может означать запрет его ношения, перевозки и иного оборота.
При этом законодательно не запрещено введение уголовной ответственности за незаконное хранение газового или иного оружия либо других предметов, которое будет означать право на проведение обыска в жилище лица, о котором имеются сведения о хранении соответствующих предметов, а введение уголовной ответственности за незаконное хранение видов оружия и других предметов, сходных с бытовыми (холодного, метательного, газового и иного подобного оружия и т.п.), при наличии запретов на их хранение повлечет массовое нарушение конституционных прав человека под видом противодействия преступлениям и иным правонарушениям.
Уголовная ответственность установлена за незаконный оборот целого ряда видов оружия, патронов и иных подобных предметов в ст. 222 – 223.1 и в ст. 226.1 УК РФ, а максимальные наказания за незаконный сбыт и многие другие незаконные действия с огнестрельным оружием и рядом других указанных предметов достигают 4, 8, 12, 15 или даже 20 лет лишения свободы (по совокупности указанных деяний, отнесенных к преступлениям, как со сходными с ними деяниями, так и с другими преступлениями может быть назначено до 6, 18, 22,5 или 25 лет лишения свободы, а по совокупности приговоров – до 30 лет).
Указанные максимальные наказания сходны с наказаниями за насильственные преступления, а наибольшие сроки лишения свободы равны максимально возможным наказаниям за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, простое убийство и многие другие особо тяжкие преступления для любых лиц и за квалифицированное убийство, и другие наиболее тяжкие преступления для лиц, которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь, не совершавшим с 2014 или 2019 годов террористических или других преступлений, за которые возможно назначение по совокупности преступлений 30 лет лишения свободы и по совокупности приговоров – 35 лет (мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам), или которым также не могут быть назначены сроки лишения свободы, превышающие 10 лет (несовершеннолетним, подлежащим уголовной ответственности, лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, и лицам, совершившим преступления в возрасте 8 до 20 лет (в исключительных случаях)).
Меры ответственности и наказаний за незаконный оборот других предметов также не всегда определяются степенью их опасности и могут не быть установлены за оборот ряда видов опасных предметов или предусматриваться за незаконный оборот предметов, не представляющих высокой степени опасности или какой-либо опасности.
При этом максимальные наказания за их незаконный оборот также могут достигать 15 суток ареста по нормам КоАП РФ или 4, 8, 12, 15 или 20 лет по нормам УК РФ. Более того, за незаконный оборот ряда видов предметов (в частности, за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, совершенный в целях сбыта, в крупных размерах) предусмотрено пожизненное лишение свободы, которое может назначено мужчинам в возрасте от 18 до 64 лет независимо от наступления смерти человека или иных тяжких последствий но сами тяжкие последствия не являются критериями назначения пожизненного лишения свободы или иного наиболее строгого наказания за незаконный оборот каких-либо предметов (в частности, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека наркотическими средствами, психотропными веществами, взрывными устройствами или иными предметами предусмотрено не более 8, 10, 12 или 15 лет лишения свободы, а сроки лишения свободы более 22,5, но не более 30 или 35 лет либо пожизненное лишение свободы могут быть назначены только по совокупности с другими определенными преступлениями или по совокупности приговоров в случаях, предусмотренных УК РФ, лицам, которым не запрещено назначение данных наказаний).
Поэтому произвольное установление запретов на хранения каких-либо предметов, в особенности, без указания условий исключения ответственности во всех неопасных случаях недопустимо и не может соответствовать конституционным принципам и общим принципам права.
Введение правил хранения и запретов на хранение оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иные федеральные законы, регулирующие их оборот, необходимо, учитывая их значимость для всех лиц, т.к. многие лица могут не знать законодательства об обороте конкретных предметов и (или) признаков предметов, ограничивающих либо запрещающих их хранение или иной оборот, а предметы могут быть подброшены им или приведены в состояние, делающее их оборот ограниченным либо запрещенным, либо разрешенные предметы могут быть выданы за ограниченные или запрещенные. Поэтому наличие большого количества запретов на хранение различных предметов в значительном количестве подзаконных актов может только навредить личности, обществу и государству, ухудшая противодействие коррупционной и иной преступности.
Установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной, а не законодательной власти с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу, в целях реализации конституционного принципа разделения властей, необходимо, учитывая значимость данного принципа для демократического и правового государства, а также наличие множества его нарушений, заключающихся в установлении основных правил, регулирующих конкретную сферу деятельности, не в соответствующем федеральном законе, а в постановлениях Правительства РФ и иных подзаконных актах путем указания данных правил только в них без прямой связи с конкретным федеральным законом, или указания в нормах федеральных законов на регулирование конкретных правил Правительством РФ или другими органами исполнительной власти и их введения в подзаконные акты, либо указания конкретных правил только в подзаконных актах без принятия отдельных федеральных законов, непосредственно связанных с указанными подзаконными актами.
Подобное распределение правил, ограничивающих конституционные права человека, влечет наделение органов исполнительной власти функциями органов законодательной власти, нарушающее принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, и может влечь какие же опасные последствия для личности, общества и государства, какие может повлечь произвольное распределение ограничений и запретов на оборот различных предметов.
Учитывая вышеизложенное, необходимо установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной, а не законодательной власти с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу, в целях реализации конституционного принципа разделения властей.
При внесении данных изменений, учитывая необходимость четкого разделения по степени опасности и оборотоспособности оружия и других предметов, а также четкого разграничения предметов, запрещенных к хранению, и других предметов по степени их опасности, необходимо введение четких правил законного хранения и использования неисправных, самодельных или переделанных оружия и патронов к оружию, видов оружия и патронов к оружию, предусмотренных ФЗ Об оружии правила приобретения и (или) хранения которых не предусмотрены, и видов оружия и патронов к оружию, не предусмотренных ФЗ Об оружии, либо всех видов оружия и патронов к оружию, найденных любыми лицами или иным образом поступивших в их фактическое владение, находящихся в законном или незаконном владении данных или других лиц, и запрета на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также отмена запретов на хранение всех видов оружия и патронов, не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые предметы или другие предметы, разрешенные к хранению без ограничений, либо приобретаемых без лицензии, и четкое разграничение по наличию и степени причиненного вреда случаев нарушений правил хранения и иного оборота предметов, не влекущих ответственности, влекущих административную ответственность, либо представляющих общественную опасность и влекущих уголовную ответственность.
До внесения данных изменений необходимо принятие указа Президента РФ, вводящего четкие временные правила законного хранения и использования неисправных, самодельных или переделанных оружия и патронов к оружию, видов оружия и патронов к оружию, предусмотренных ФЗ Об оружии правила приобретения и (или) хранения которых не предусмотрены, и видов оружия и патронов к оружию, не предусмотренных ФЗ Об оружии, либо всех видов оружия и патронов к оружию, найденных любыми лицами или иным образом поступивших в их фактическое владение, находящихся в законном или незаконном владении данных или других лиц, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, и запрет на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также запрещающего привлечение к ответственности во всех случаях отсутствия в нарушении общественной опасности (если нарушение может влечь уголовную ответственность) или наличия двусмысленности толкования правовой нормы о запрете или правонарушении, либо противоречия конкретных норм Конституции РФ или другим актам, имеющим большую юридическую силу, чем акт, их предусматривающий.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупционной и иной преступности и упорядочиванию правовых норм, а также либерализации законодательства.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, противодействию коррупционной и иной преступности и упорядочиванию правовых норм, а также либерализации законодательства.

Решение

Необходимо установление законодательного запрета на указание основных правил оборота предметов и других правил, ограничивающие права человека, влекущих возможность наступления его юридической ответственности в актах органов исполнительной, а не законодательной власти с обязанностью указания данных правил только в федеральных законах или актах, имеющих большую юридическую силу, в целях реализации конституционного принципа разделения властей.
При внесении данных изменений, учитывая необходимость четкого разделения по степени опасности и оборотоспособности оружия и других предметов, а также четкого разграничения предметов, запрещенных к хранению, и других предметов по степени их опасности, необходимо введение четких правил законного хранения и использования неисправных, самодельных или переделанных оружия и патронов к оружию, видов оружия и патронов к оружию, предусмотренных ФЗ Об оружии правила приобретения и (или) хранения которых не предусмотрены, и видов оружия и патронов к оружию, не предусмотренных ФЗ Об оружии, либо всех видов оружия и патронов к оружию, найденных любыми лицами или иным образом поступивших в их фактическое владение, находящихся в законном или незаконном владении данных или других лиц, и запрета на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также отмена запретов на хранение всех видов оружия и патронов, не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые предметы или другие предметы, разрешенные к хранению без ограничений, либо приобретаемых без лицензии, и четкое разграничение по наличию и степени причиненного вреда случаев нарушений правил хранения и иного оборота предметов, не влекущих ответственности, влекущих административную ответственность, либо представляющих общественную опасность и влекущих уголовную ответственность.
До внесения данных изменений необходимо принятие указа Президента РФ, вводящего четкие временные правила законного хранения и использования неисправных, самодельных или переделанных оружия и патронов к оружию, видов оружия и патронов к оружию, предусмотренных ФЗ Об оружии правила приобретения и (или) хранения которых не предусмотрены, и видов оружия и патронов к оружию, не предусмотренных ФЗ Об оружии, либо всех видов оружия и патронов к оружию, найденных любыми лицами или иным образом поступивших в их фактическое владение, находящихся в законном или незаконном владении данных или других лиц, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, и запрет на отнесение к оружию или патронам к оружию неисправных оружия и патронов к оружию, утративших поражающую способность или иные обязательные признаки конкретных видов оружия, а также запрещающего привлечение к ответственности во всех случаях отсутствия в нарушении общественной опасности (если нарушение может влечь уголовную ответственность) или наличия двусмысленности толкования правовой нормы о запрете или правонарушении, либо противоречия конкретных норм Конституции РФ или другим актам, имеющим большую юридическую силу, чем акт, их предусматривающий.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 938 голосов

62

Против решения: 182 голоса

К началу списка инициатив