В данный момент в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется следующим лицам, поступившим на службу в:
1. Органы внутренних дел.
2. Государственную противопожарную службу.
3. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
4. Органы принудительного исполнения Российской Федерации.
5. Таможенные органы Российской Федерации.
Непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях.
22 февраля 2024 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект (№ 560330-8), подготовленный Правительством Российской Федерации (https://sozd.duma.gov.ru/bill/560330-8). Законопроект направлен на устранение правовых пробелов в части урегулирования воинского учета лиц, проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, а также увеличение перечня органов, служба в которых дает возможность на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в период прохождения службы в таковых. Правительством Российской Федерации предлагается дополнить перечень органами и организациями прокуратуры Российской Федерации, следственными органами и учреждениями Следственного комитета Российской Федерации.
Что довольно позитивно скажется на эффективности выполнения задач, поставленных перед данными органами, ввиду увеличения численности сотрудников, поступающих на службу сразу после окончания образовательной организации без прохождения срочной военной службы.
Однако подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено обязательное условие предоставления такой отсрочки - окончание образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений, то есть ведомственных образовательных организаций высшего образования.
Образовательной организацией прокуратуры Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1930-Р (ред. от 30.05.2023) "О создании Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия Генеральной прокуратуры Российской федерации"" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.04.2007 № 44-ш (ред. 26.07.2021) "О создании Федерального государственного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия Генеральной прокуратуры Российской федерации"" является ФГК ОУ ВО "Университет прокуратуры Российской Федерации".
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.12.2021 № 774 (ред. от 27.09.2023) "О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации" утверждено Положение об организации работы по обеспечению целевого обучения граждан в государственных образовательных организациях высшего образования. Целевой договор заключается между гражданином и прокурором субъекта Российской Федерации и предусматривает обучения в образовательной организации в рамках выделенной квоты, а также дальнейшее прохождение службы в органах прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 вышеприведенного Положения в число в образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для органов прокуратуры Российской Федерации прохождению им службы в органах прокуратуры Российской Федерации, входят:
1. ФГК ОУ ВО "Университет прокуратуры Российской Федерации.
2. Институты прокуратуры Российской Федерации в составе ФГБ ОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА).
3. ФГБ ОУ ВО "Саратовская государственная юридическая академия".
4. ФГБ ОУ ВО "Уральский государственный юридический университет имени В.Ф.Яковлева".
Институты прокуратуры в МГЮА, СГЮА и УрГЮУ были образованы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. № 787 "О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии" и осуществляют целевую подготовку юристов для органов прокуратуры Российской Федерации по специальным программам, согласованным с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Однако данные образовательные организации не являются ведомственными, институты прокуратуры являются структурными подразделениями этих образовательных организаций, то есть не входят в структуру ведомственного образовательного учреждения органов прокуратуры, несмотря на их особый статус и подготовку по целевым направлениям непосредственно от органов прокуратуры.
Исходя из этого, лицо, прошедшее обучение в ФГК ОУ ВО "Университете прокуратуры Российской Федерации", как в ведомственной образовательной организации органов прокуратуры Российской Федерации, при поступлении на службу в органы и организации прокуратуры Российской Федерации, после внесения изменений в подпункт «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», будет иметь право на отсрочку от призыва на военную службу на период службы в органах прокуратуры, а у лица, окончившего институт прокуратуры МГЮА, СГЮА либо УрГЮУ по целевому направлению от органов прокуратуры, такого права не возникнет.
Данная модель урегулирования вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу видится несправедливой, так как не учитывает фактически равного положения лиц, окончивших ведомственную образовательную организацию, и лиц, окончивших институт прокуратуры, созданный по согласованию с Генеральной прокуратуры в целях подготовки кадров для органов прокуратуры по целевому направлению, в составе иной образовательной организации, ввиду идентичного правового статуса при поступлении на службу, а также обязательства по прохождению таковой службы в органах прокуратуры Российской Федерации.
Практический результат
1. Совершенствование законодательства путем распространения нормы о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на лица, окончившие иные образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров по целевому направлению соответствующих органов и учреждений, имеющие фактически сходный статус с лицами, окончившими ведомственную образовательную организацию.
2. Увеличение численности сотрудников, выполняющих специальные государственные задачи.
3. Увеличение эффективности работы органов и учреждений ввиду кадрового прироста, что особо актуально в ситуации острой нехватки работников в некоторых регионах.