Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф13775
Уровень инициативы:
Федеральный

Принять Правительству РФ Правила оказания страховых услуг, предусматривающие единые требования для страховых компаний на территории России по оказанию страховых услуг потребителям

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" на правоотношения граждан и страховых компаний распространены нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».
После распространения правовых норм защиты прав потребителей на страховые правоотношения потребителей и страховщиков возникла ситуация правового вакуума в вопросах регулирования взаимоотношений потребителей страховых услуг со страховщиками по всем возникающим вопросам с учётом специфики страхования как особого вида деятельности, существенно отличающегося от других видов оказываемых населению услуг.
По многим видам оказываемых населению услуг Правительством РФ в соответствии со ст. 39.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» утверждены правила оказания соответствующих услуг.
К сожалению, до сих пор Правительством РФ не утверждены правила оказания страховых услуг, которые имеют свою специфику. При этом страховыми услугами пользуется абсолютное большинство граждан по тем или иным видам страхования (страхование автомобилей, недвижимости, страхование гражданской ответственности водителей ТС, страхование жизни и здоровья при заключении кредитных договоров, страхование от несчастных случаев и болезней выезжающих за рубеж, медицинское страхование, ипотечное страхование и т.д.).
Отсутствие единых правил оказания страховых услуг позволяет страховщикам произвольно разрабатывать собственные правила страхования, в которых прописываются вопросы регулирования взаимоотношений потребителей страховых услуг со страховщиками в пользу последних и в ущерб интересам и правам потребителей. Страховщики излагают такие тексты мелким шрифтом и указывают в них огромное количество исключений и условий, позволяющих либо не выплачивать страховое возмещение, либо выплачивать его гораздо в меньшем размере, чем предусмотрено договором страхования в рамках страховой суммы, либо рассматривать безнаказанно вопрос о выплате страхового возмещения настолько долго, что теряется сам смысл и актуальность получения такого страхового возмещения.
При рассмотрении споров между страховщиками и потребителями суды вынуждены руководствоваться такими правилами страхования, поскольку они имеют силу договора, а общие правила оказания страховых услуг в Российской Федерации отсутствуют.
При этом страховщики научились выплачивать страховое возмещение до вынесения решения суда, чтобы уменьшить или исключить вовсе взыскание с них штрафа за нарушение прав потребителей, а компенсация морального вреда, взыскиваемая судами, настолько мала (как правило, от 1 000 до 5 000 руб.), что для страховщика данное наказание не является ощутимой и болезненной.
Кроме того, неустойка, предусмотренная Законом РФ "О защите прав потребителей", взыскивается судами в размере цены договора страхования, которой является страховая премия. Поскольку стоимость договора страхования всегда определяется в процентах от страховой суммы (как правило, в пределах не более 15%), то и размер неустойки составляет незначительную сумму по сравнению со страховой суммой, предусмотренной договором страхования. Реально работающих инструментов финансового воздействия на страховщиков с целью предотвращения их злоупотреблений законодательством не предусмотрено. Закон РФ "О защите прав потребителей" не учитывает специфики страхования как особого вида услуги.
Отсутствие единых правил оказания страховых услуг позволяет страховщикам осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы максимально ущемлять права и законные интересы страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей в целях приумножения своих доходов за счёт сэкономленных денежных средств, невыплаченных потребителям страховых услуг.

Практический результат

В результате принятия Правительством РФ Правил оказания страховых услуг через 1-2 года значительно повысится качество оказываемых услуг страховыми компаниями, которые будут вынуждены менять свои правила страхования и приводить их в соответствие с требованиями Правил оказания страховых услуг, а также улучшать свою работу ввиду значительных финансовых потерь от судебных взысканий неустоек, штрафов и компенсаций морального вреда, предусмотренных Правилами. Страховщикам станет невыгодно нарушать сроки выплат, отказывать в выплатах страхового возмещения или уменьшать размеры страховых выплат, а потребителям проще будет изучать и реализовывать свои права по договорам страхования, которые изложены в одном едином документе - Правилах оказания страховых услуг.

Решение

Решением проблемы является принятие Правительством РФ Правил оказания страховых услуг в предлагаемой редакции. Правила будут устанавливать единые для страховщиков требования о порядке заключения, изменения и расторжения договоров страхования, о порядке принятия и рассмотрения заявлений о наступлении страхового случая, включая сроки и санкции за их нарушение, о порядке предоставления страхователям копий документов из страховых дел, о порядке исчисления и выплаты страхового возмещения, об опубликовании страховщиками своих Правил страхования, которые не должны противоречить Правилам оказания страховых услуг. Правила раскрывают и устанавливают единую страховую терминологию в целях исключения двоякого толкования одних и тех понятий. Также Правила предусматривают особенности страхования по отдельным видам страхования с учётом их специфики. Например, по системе страхования "Зелёная карта" Правилами установлено, что тарифы должны предусматривать возможность исчисления страховой премии пропорционально тому сроку страхования, на который страхователь желает застраховать гражданскую ответственность в рамках международной системы страхования «Зелёная карта», за исключением минимального срока страхования, предусмотренного международными требованиями Совета Бюро «Зелёная карта». По страхованию имущества предусмотрено, что условия договора и правил страхования, предусматривающие уменьшение страховой суммы или размера страхового возмещения в зависимости от срока эксплуатации имущества (износ) с момента заключения договора страхования до момента наступления страхового случая являются ничтожными.
Правила предусматривают минимальные размеры компенсации морального вреда: 50 000 руб. в случаях необоснованного отказа в выплате страхового возмещения или уклонения от выплаты страхового возмещения страховщиком, 25 000 руб. - в случаях выплаты страхового возмещения не в полном объёме до вынесения решения суда. Правилами предусмотрено правовое регулирование практически всех спорных вопросов, по которым в настоящее время складывается противоречивая судебная практика в области страхования, что позволит исключить принятие противоположных решений разными судьями по однотипным искам к страховщикам. Правила составлены сбалансированно с учётом соблюдения интересов как потребителей, так и интересов страховщиков. Проект Правил оказания страховых услуг состоит из 22 страниц, 204 пунктов и 8 глав.

Дополнительные материалы

Проект Правил оказания страховых услуг

К началу списка инициатив