Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
54Ф1442
Уровень инициативы:
Федеральный

Изменение Жилищного кодекса Российской Федерации в части правил проведения общего собрания собственников

Расширить возможности по проведению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в форме электронного голосования.

Действующий Жилищный Кодекс Российской Федерации предусматривает две формы проведения общего собрания собственников: в очной и заочной форме. Первая форма подразумевает очное, одновременное собрание собственников помещений многоквартирного дома (или их доверенных лиц) и подходит для домов с небольшим количеством помещений. Заочная форма проведения общего собрания в реальности является наиболее распространенной, так как позволяет отказаться от общего единовременного собрания собственников, голосование организуется при помощи распространения бумажных бюллетеней (подробнее Жилищный Кодекс Российской Федерации глава 6, статья 47). Вероятно, заочная форма задумывалась как универсальная, подходящая для домов с любым количеством помещений, однако в реальности это не так (подробнее https://sites.google.com/site/myross2013/project-definition).

Предлагается внести изменения в Жилищный Кодекс Российской Федерации, расширив возможности заочной формы путем проведения голосования в электронном виде.

Обеспечение этой возможности будет возложено на портал Госуслуги (либо отдельный веб-сайт с возможностью интеграции с порталом Госуслуги), среди разделов которого появится новый "Общие собрания собственников". В этом разделе каждый собственник сможет:

- ознакомиться со списком проводящихся голосований в доме (-ах), собственником помещений в которых он является
- ознакомиться с дополнительными материалами и принять участие в любом голосовании из этого списка
- ознакомиться с результатами прошедших голосований
- стать инициатором нового голосования

Упрощение процедуры проведения общего собрания собственников в заочной форме в виде электронного голосования может вызвать увеличение числа таких собраний (возможно по незначительным поводам) и как следствие потерю интереса у собственников помещений и в дальнейшем полное игнорирование всех новых инициатив по проведению общих собраний. Для того чтобы предотвратить риски подобного рода, необходимо ввести дополнительное условие (барьер): инициативы по проведению общего собрания делятся на две категории "заявленные" и "поддержанные". В момент создания нового голосования оно всегда будет отнесено к категории "заявленных", информация о его проведении не распространяется среди собственников, реальное голосование невозможно, однако инициатор проведения голосования (общего собрания) может заручиться поддержкой 10% голосов от общего числа собственников (также через электронный сервис, цифра "10" приведена для примера). Если инициатива получает поддержку 10% и более голосов, то такое голосование переходит в категорию "поддержанные", информация о нем распространяется всем собственникам данного многоквартирного дома, у собственников появляется возможность принять участие в голосовании.

Практический результат

главное: упростится подготовка и проведение общих собраний собственников, а значит насущные вопросы будут решаться быстрее.

Преимущества предлагаемой реформы:

- голосование проводится в электронном виде, не требует затрат на печать бюллетеней
- информирование собственников о голосовании может вестись по электронным каналам связи (электронная почта, SMS-оповещение)
- публикация в электронном виде дополнительных документов, относящихся к вопросам, вынесенным на голосование, облегчает доступ к ним
- при условии интеграции системы электронного голосования с порталом Госуслуги, облегчается задача по выявлению всех собственников помещений многоквартирного дома, так как информация подобного рода уже имеется в базах данных портала Госуслуги
- упрощается контроль за соблюдением правил проведения общего собрания собственников в заочной форме (уведомление о начале голосование, сроки проведения), а также подсчет голосов, определение результатов и дальнейшее информирование собственников
- инициатор голосования освобождается от необходимости проверки документов, удостоверяющих личность и права собственности, участников голосования (что также предотвращает риск утери/разглашения персональных данных)
- упростится обработка нестандартных ситуаций, например, если собственник поменялся, то голосование автоматически появится у нового собственника, если смена собственника произойдет до окончания голосования и прежний собственник проголосовал, его бюллетень будет аннулирован, а новый собственник получит возможность принять участие в голосовании и т.п.

Дополнительные преимущества:

- возможность получения статистических данных и данных для анализа общего состояния ЖКХ на основе проводимых голосований
- возможность формирования эксертного сообщества в сфере ЖКХ на основе "рейтинга" голосований (чьи голосования практически всегда вызывают активное участие собственников)
- возможность апробации и испытания электронных инструментов для голосования, для последующих использования в электронных выборах в органы власти различного уровня (согласуется с целями и программой проекта "Электронная демократия")

Решение

Изменение Жилищного кодекса Российской Федерации в части правил проведения общего собрания собственников

К началу списка инициатив