В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. От домашнего насилия чаще всего страдают самые слабые и незащищенные члены семьи - женщины, дети, инвалиды и пожилые люди.
Только за 2013 год от преступных посягательств погибли 9100 человек, 11300 получили тяжкий вред здоровью. По официальной статистике в 2013 году 46 тыс. несовершеннолетних стали жертвами насильственных преступлений. Около 2 тыс. погибли, 3,6 тыс. получили телесные повреждения. Половина этих преступлений были совершены дома.
По официальным данным МВД РФ на декабрь 2008 года на учёте в полиции состояло 212,7 тыс. семейных дебоширов. Число зарегистрированных преступлений, совершенных в семье растет: только за 2002 - 2006 годы общее количество «домашних» преступлений увеличилось в полтора раза. Однако, в России отсутствует единая система сбора информации о случаях насилия в семье, официальной статистики не существует - данная проблема носит латентный характер.
Мировая практика в области борьбы с насилием в семье доказала, что специальный закон о профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства.
Подобные законы уже несколько лет действуют на территории многих стран Западной и Восточной Европы, а также СНГ. Опыт Казахстана, Украины, Молдовы, Киргизии, Чехии, Литвы, показал, что случаи внутрисемейного насилия сокращаются от 20 до 40% после принятия подобных законов.
Действие существующего административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства неэффективно. Такие дела возбуждаются только по заявлению потерпевшей стороны в суд, поданному в установленной форме, в соответствии с процедурой частного обвинения. При этом, ни полиция, ни прокуратура в таких делах не участвуют. Пострадавшая сторона должна сама расследовать данное дело, самостоятельно собирать доказательства и представлять их суду, что в ситуациях домашнего насилия практически невозможно для жертвы. В большинстве случаев насилие в семье происходит «за закрытыми дверями» и без свидетелей. Часто жертва и насильник живут вместе, и подавать заявление о случаях насилия, а тем более собирать доказательства небезопасно для жертвы. Кроме того, дела частного обвинения прекращаются в связи с примирением сторон, и возникает опасность давления на жертву со стороны насильника.
Из-за этого многие потерпевшие предпочитают либо не обращаться вовсе в суд, либо после обращения отказываются от дальнейшей борьбы в связи с длительными сроками рассмотрения дел и необходимостью постоянного в них участия, либо в связи с поступающими угрозами и преследованием со стороны обидчиков. Даже при возбуждение уголовного дела , закон не предусматривает каких-либо мер защиты потерпевшего от преступника на период предварительного расследования и суда.
Фактически преступления в семейно-бытовой сфере в настоящее время легализованы.
Отсутствуют программы по реабилитации как жертв, так и преступников. Между тем, именно эти меры являются самыми эффективными для преодоления этой ситуации, так как они направлены на профилактику и предотвращение насилия в семье.
Между тем, дела публичного обвинения таких недостатков лишены, так как расследованием занимаются уполномоченные органы, а обвинение в суде поддерживает прокурор. В тоже время в ситуации насилия в семье,
Также представляется очевидным, что побои или причинение вреда здоровью совершенное членом семьи или родственником представляет большую степень общественной опасности нежели, те же преступления совершенные посторонним человеком. Как уже было сказано, чаще всего нарушитель и пострадавший живут в одном жилом помещение, в связи с этим пострадавший вынужден постоянно испытывать страх за свою безопасность. Кроме того, преступления совершенные в отношении членов семьи посягают, в том числе, и на семейные правоотношения и приводят к более серьезным последствиям (расторжение брака, споры в отношении детей, а в трагических случаях – сиротство), нежели совершенные посторонним лицом.
Практический результат
Снижение смертности в стране, в т.ч. и детской.