Санкции за нарушение антимонопольного законодательства (АМЗ) и законодательства о рекламе, предусмотренные действующими нормами, главным образом, предусматривают фиксированную в этой норме сумму (диапазон сумм) уплачиваемых нарушителем штрафов. Это усугубляет неравенство участников рынка: крупные компании с миллиардными оборотами меньше страдают от штрафа в 500 тысяч рублей, чем мелкая компания с оборотом 1 миллион.
Между тем, масштаб злоупотреблений и нарушений крупных компаний и нанесенный ими ущерб обычно больше, чем ущерб от действий более мелких компаний, а относительная строгость санкций оказывается выше именно для мелких компаний.
Таким образом, фактически действующие нормы, определяющие санкции за нарушение АМЗ, не предотвращают нарушения АМЗ со стороны крупных участников рынка (так как выгоды, приобретаемые ими вследствие нарушений, оказываются больше сопряженных издержек (штрафов)), ухудшая тем самым условия конкуренции для мелких компаний. Кроме того, угроза слишком крупных штрафов для мелкой компании, ставящая под угрозу само ее существование, создает почву для коррупционного "урегулирования" возникших проблем.
Практический результат
Улучшение условий конкуренции для мелких компаний за счет повышения относительных издержек для крупных нарушителей антимонопольного законодательства, и предотвращения умышленных нарушений. Снижение издержек для мелких нарушителей, уменьшение вероятности коррупции при выявлении и привлечении к ответственности мелких компаний.