Нередки случаи, когда из бюджетов любого уровня выделяются крупные суммы различным фирмам, получившим право право на выполнение конкретных работ, однако подрядчики, получив бюджетные деньги, выполняют работу некачественно или со срывом сроков или вообще исчезают с бюджетными деньгами в неизвестном направлении. Или в процессе выполнения работ подрядчики под различными предлогами начинают требовать увеличения суммы по контракту, а деваться-то некуда: уже затрачены значительные средства, отказываться от услуг этого подрядчика - значит потерять уже вложенные средства, и тогда начинается высасывание денег из бюджета, а сроки выполнения контрактов переносятся и переносятся, ибо это выгодно недобросовестным подрядчикам.
Предлагаемая мною система позволит такие случаи полностью исключить.
Предлагаю следующую систему выполнения работ, финансируемых из бюджетов всех уровней, начиная от федерального и заканчивая мунициапальными:
1) Специальным распоряжением Правительства РФ выбирается надежный банк с долей государства не менее, например, 95%.
2) Допустим, некая фирма "АБВГДЖЗ" выиграла в установленном порядке тендер на выполнение работ, к примеру, на сумму 100 млн.руб, финансируемых из бюджета.
3) На специальный счет в выбранном банке из бюджета перечисляются средства в размере цены контракта - 100 млн.руб. Но и сама фирма-подрядчик тоже перечисляет на тот же самый счет в банке собственные средства в таком же размере - то есть те же самые 100 млн. руб. В итоге на счету в банке лежат 200 млн. руб.
4) Далее фирма-подрядчик приступает к выполнению работ за счет собственных свободных денег.
5) По окончанию работ составляется акт приемки выполненной работы, который утверждается и согласовывается в установленном законом порядке.
6) И уже после оформления акта, если вся работа выполнена качественно, в сроки и без замечаний, фирма-подрядчик получает со счета в банке те самые 200 млн. руб. - стоимость работы из бюджета и возвращает свои деньги.
7) Если работы были не выполнены, или были сорваны сроки, или качество работ оказалось не соответствующим - в этом случае все 200 млн. со счета в банке возвращаются в бюджет. То есть бюджетные деньги вернулись обратно в целости и сохранности, фирма-подрядчик-нарушитель условий контракта по сути выплатила штраф в размере стоимости контракта.
Я описал саму идею, нюансы и технические подробности можно варьировать. Но сама идея должна быть именно такой: заказчик (бюджет) и подрядчик передают свои деньги третьему лицу - надежному государственному банку. В случае качественного выполнения работ после оформления акта приемки вся сумма переходит на счет подрядчика, а в случае невыполнения контракта - переходит в бюджет.
Практический результат
1) Станут невозможны ситуации, когда фирма-подрядчик получила средства из бюджета, "проела" их, но работы не выполнила.
2) Станут невозможны ситуации, когда в процессе выполнения работ подрядчики под разными предлогами пытаются увеличивать стоимость по контракту или затягивают выполнение работ.
3) Станут невозможными случаи выделения бюджетных денег фирмам-однодневкам с мизерным капиталом, которые порой создаются именно с целью воровства бюджетных денег. При предлагаемой системе доступ к бюджету смогут получать только надежные, "прочно стоящие на ногах" фирмы с запасом прочности.