Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
21Ф29003
Уровень инициативы:
Федеральный

Перевести изучение в учебных заведениях языков коренных народов субъектов РФ на факультативную основу

В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации независимо от национальности ребенка, волеизъявления его родителей (опекунов) и его личного желания региональными органами образования и науки поголовно и безальтернативно определяется в качестве "родного" языка для изучения - язык титульной нации региона. При этом крайне важно отметить, что практически во всех таких регионах делопроизводство, рабочие и производственные процессы ведутся исключительно на русском языке и целесообразности в подобном поголовном и безальтернативном изучении национальных языков нет.
Существующая в настоящее время система была введена в целях сохранения языков, но она этого не обеспечивает и дает абсолютно противоположный результат - обрекает эти языки на исчезновение. Те дети, кто изучал язык титульной нации региона только в школе и не имел иного дополнительного способа его освоить, по окончании учебного заведения преимущественно не способны ни к восприятию речи на слух, ни к поддержанию разговора на данном языке. Большинству не под силу даже перевод и чтение со словарем. Более того - преподавание предмета ведется либо в ущерб другим предметам, либо в увеличение нагрузки учащихся по сравнению с русскоязычными регионами, что негативно сказывается на общей успеваемости учащихся школ национальных регионов.
Кроме того, существующая система полностью упускает возможность изучения языка взрослым населением, в том числе - вновь прибывающими в регион гражданами. И совершенно не дает возможность изучать язык тем представителям титульной нации региона, которые проживают за его пределами. На примере Чувашской республики - свыше 50% чуваш живут за ее пределами и полностью лишены возможности изучения родного языка.
Бесспорно, сохранять языки малых народов, составляющих единый народ России, и важно, и нужно. Однако, аспект добровольности в изучении даст более значимый результат, чем безрезультатное поголовное принуждение. Особо следует уделить внимание тому, что большая часть представителей титульной нации подобных регионов ратует именно за переход к факультативному методу изучения их национального языка, в том числе и их собственными детьми.
Специалисты, освобождающиеся в случае принятия решения о факультативном изучении, были бы востребованы на бесплатных курсах по изучению языка для населения независимо от возраста желающего (заработная плата могла бы выплачиваться из тех же средств, что и их заработная плата школьных учителей) - дополнительных затрат нет.
Частичное сокращение неадекватно "раздутого" штата педагогов позволило бы обеспечить финансирование местных ученых - лингвистов, филологов - для осуществления ими научных работ по осовремениванию и сохранению языков.
Часть средств вполне можно было бы направить на развитие детских (по востребованности и взрослых) групп самодеятельности для реального сохранения культурного наследия народов, проживающих в обозначенных регионах нашей общей многонациональной Родины.
Не секрет, что в большинстве национальных регионов, местная власть представлена в большинстве своем представителями коренных титульных народов и не готова честно и не предвзято решить данную проблему. Именно поэтому, решение этой проблемы возможно только при принятии его сверху вниз по вертикали власти. В решении необходимо изменить законодательство РФ так, чтобы однозначно определить необходимость изучения национальных языков регионов на факультативной основе, с закреплением обязательного права на изучение языка факультативно.
К сожалению, в настоящее время можно встретить школы, в которых учителей русского языка в несколько раз меньше, чем учителей региональных национальных языков.

Практический результат

- реальные действия по сохранению национальных языков народов РФ;
- реальные действия по осовремениванию и развитию национальных языков народов РФ;
- реальные действия по сохранению и развитию культуры народов РФ;
- упразднение проблемных ситуаций при переезде граждан РФ из одного региона в другой, связанных с требованиями от учебных программ к их детям по владению местным языком титульных наций регионов;
- предоставление возможности изучения родного языка лицам, проживающим за пределами родного региона.

Решение

Перевести изучение в учебных заведениях языков коренных народов субъектов РФ на факультативную основу.

К началу списка инициатив