Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
50Ф34127
Уровень инициативы:
Федеральный

Отменить юридическое понятие «холодное оружие», и исключить любую правовую ответственность за сбыт предметов, ранее считавшихся холодным оружием

Термин «холодное оружие» является юридическим понятием и используется для обозначения определённой категории орудий и инструментов, предназначенных для бытовых, спортивных, развлекательных и иных целей (далее - предметы хозяйственно-бытового назначения). Критерии, по которым экспертно-криминалистические структуры выделяют холодное оружие из всей массы предметов хозяйственно-бытового назначения довольно спорны и, де факто не дают разумного обоснования того, чем указанные предметы (холодное оружие) более опасны для жизни и здоровья человека, чем иные - аналогичные (предметы хозяйственно-бытового назначения). В настоящее время 5 признаков холодного оружия, которые установлены законами РФ. По сути, они такие же во всех странах СНГ, а также многих заграничных державах, но везде есть свои исключения. Это: длина клинка (более 90 см); толщина обуха (должна составлять не менее 2,6 мм, но при этом не более 6 мм); твёрдость клинка (не менее 42 единиц по Роквеллу); травмобезопасная рукоять (при нанесении ударов форма рукояти не позволяет ножу выскользнуть, как правило имеется гарда); заточенность (довольно спорный критерий, теоретически - для его определения следует ориентироваться по ГОСТам для ножей, но они изначально вообще не предназначены для понятия «оружие»). Данные характеристики разделяют ножи на бытовые и оружейные. Из них вторые вы просто так в магазине не купите, если не имеете на то определенного разрешения. Есть два нормативных документа, которые регламентируют признаки холодного оружия в России. Это ГОСТ Р51548-2000 «Ножи для выживания» и ГОСТ Р51500-99 «Ножи и кинжалы охотничьи».
Ряд определенных орудий, которые теоретически могут нанести увечья или смерть жертве, в нашей стране запрещены. Это означает, что даже имея разрешение на ношение и приобретение холодного оружия, вы не имеете права легально покупать эти предметы, а тем более использоваться их. Среди тех предметов, которые не реализуются легально в России, назовем: кастеты, сюрикены, кистени и бумеранги. Данные орудия считаются скорее исторической и социальной памяткой, нежели предметом обороны. К их разряду также можно отнести все остальные ударно-дробящие предметы и метательные. Исключением считается спортивное метательное ядро, спортивный молот и спортивный диск. Запрещено хранение и применение ножей, клинок которых автоматические извлекается из рукояти, при этом его длина превышает отметку 90 см.
Что касается луков и арбалетов, то ситуация такая: в России на арбалет нужно разрешение только, если сила его натяжения составляет больше 43 кг. Такие аппараты широко продаются в нашей стране легально. Естественно, существуют продавцы, которые могут предложить более мощный арбалет, однако, его приобретение и владение им будет незаконным.
Теперь о том, что касается арбалетов и луков более мощных. Чтобы стать обладателем такого серьёзного аппарата и пользоваться им, нужно иметь спортивный статус. Ведь такие снаряды считаются профессиональным спортивным инвентарём, предназначенным только для тренировок или соревнований. Покупать-то можно, если найдётся такой продавец, но только переносить их нужно в разборном виде. Полиция может предъявить претензии, только когда поймает человека с собранным и готовым для стрельбы оружием. А вот законно стрелять из арбалетов, чьё натяжение больше 43 кг, могут только спортсмены, имеющие соответствующий документ, который подтверждает их статус.
Теперь поговорим про арбалеты для охоты. Разрешение на них необходимо или всё же нет? Как таковой добычи зверя с арбалетом в России нет, потому что она запрещена законодательством. Однако на практике это не совсем так. Запрещена охота с метательным оружием, коим является лук или арбалет. Но если сила натяжения арбалета не превышает 43 кг и все остальные характеристики, заявленные в сертификате, соответствуют стандарту, то аппарат не является метательным оружием. Поэтому с ним можно охотиться. Ведь всё, что не запрещено законодательством, то разрешено.
В запрете охоты с луком существует множество неточностей. Например, если брать лук, то его натяжение не должно быть больше 27 кг. Однако если рассматривать блочный лук, у которого этот показатель может быть меньше, но за счёт блоков он выпускает стрелу с огромной силой. Таким выстрелом можно легко поразить даже слона. То же самое получится, если взять арбалет с блоками и силой в 43 кг, которые официально разрешены. Тогда сила поражения стрелы увеличится благодаря той же системе. Поэтому вопрос о том, нужно ли разрешение на арбалет, само собой, отпадает, ведь те экземпляры, которые свободно продаются, все сертифицированы, а с ними и можно ходить на охоту.
В основном такое оружие провозят нелегально или по частям и продают из-под полы и проверенным людям. Есть также те, кто самостоятельно изготавливает такие мощные арбалеты, но опять-таки если их сила превышает допустимые 43 кг, то это незаконно. Что касается луков, то здесь натяг не должен превышать 27 кг. Такие устройства называются конструктивно сходными с оружием изделиями. Поэтому, отвечая на вопрос о том, нужно ли разрешение на арбалет или лук, можно сказать однозначно: нет, если соблюдены пределы допустимых норм.
Все указанные признаки отнюдь не гарантируют, что то что считается «холодным оружием» более опасно при использовании для причинения вреда жизни и здоровью людей, чем любые иные предметы хозяйственно бытового назначения, например: топор, большой гаечный ключ, лопата, лом, отвёртка, почти любой нож хозяйственного назначения (кухонный, сапожный, туристический). То же самое касается луков и арбалетов, которые при выстреле с дистанции менее 20-25 метров (а это оптимальная дистанция прицельной стрельбы из них) будут одинаковы опасны для жизни и здоровья человека почти при любом варианте силы натяжения - как в варианте разрешённом к свободной продаже, так и сертифицированном как «спортивное оружие».
Так стоит ли весь этот «огород городить»? Нужны ли обществу эти «изъятия» арбалетов, луков, ножей, тесаков и кинжалов у граждан, явно законопослушных и не совершавших каких-либо правонарушений?
Использование правоохранительными органами термина «холодное оружие» за последние 10-15 лет, де факто, превратилось лишь в номинальное действие. А зачастую является способом незаконного воздействия на каких-либо «неугодных лиц», например - путём запугивания свидетеля о потенциальном привлечении к правовой ответственности за сбыт или изготовление ножа или арбалета.
Имеет смысл наконец решить эту проблему, сняв любые ограничения на сбыт и ношение предметов, ранее считавшихся «холодным оружием» (как охотничьим, так и иными категориями), а де факто - являющихся предметами хозяйственно бытового назначения, служащих для хозяйственных работ, спорта и развлечений. Самый лучший вариант - полная отмена понятия «холодное оружие» и снятие ограничений на его оборот.
Что касается опасений, что мол «если отменить понятие холодное оружие, то его любители теперь будут везде ходить с мечами и топорами на поясе или копьями в руках» - не стоит этого опасаться. Если они никому не мешают - то пусть ходят, а в местах массового скопления людей существуют правила различных транспортных организаций (метрополитена, авиакомпаний), пунктов общественного питания (кафе, ресторанов) и культурно-развлекательных учреждений (стадионов, концертных залов, ночных клубов), которые ограничивают наличие у посетителей и клиентов этих организаций крупногабаритных колюще-режущих, рубящих или ударно-дробящих предметов. Кстати, сейчас даже простые отвёртки, перочинные ножи и бутылки запрещают вносить в самолёты, ночные клубы и стадионы. Так что не беспокойтесь - принципиально ситуация не изменится.

Практический результат

1. Защита прав и свобод граждан, увлекающихся спортивной и охотничьей стрельбой из луков и арбалетов, носящих с собой различные ножи и коллекционирующих исторические образцы холодного оружия.
2. Снизится нагрузка на экспертно-криминалистические лаборатории и центры, которые вынужденны проводить множество экспертиз в интересах полицейских, изъявших холодное оружие у третьих лиц (как правило с целью увеличения числа раскрытых преступлений).
3. Лишение недобросовестных сотрудников правоохранительных органов рычага незаконного воздействия на каких-либо «неугодных лиц», например путём запугивания свидетеля о потенциальном привлечении к правовой ответственности за сбыт или изготовление ножа или арбалета.

Решение

1. Отменить юридический термин «холодное оружие» и удалить его из соответствующих разделов Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Предметы ранее считавшиеся «холодным оружием» называть в зависимости от назначения: «предметами хозяйственно-бытового назначения», «спортивным инвентарём», «развлекательным инвентарём», «коллекционными образцами оружия», «сувенирами».
2. Внести изменения в Уголовный кодекс РФ в следующем варианте:
п.4 ст.222 УК РФ: «Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия -
наказывается обязательными работами на срок до...» изменить на:
«Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия -
наказывается обязательными работами на срок до...».
3. Привести остальные нормативные акты (Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, ведомственные нормативные акты) в соответствие с указанными выше изменениями.

К началу списка инициатив