Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
91Ф35103
Уровень инициативы:
Федеральный

Предоставить возможность использования работниками ежегодного отпуска для решения срочных и неотложных дел

Статьи 123, 124, 136 Трудового кодекса предъявляют к работодателям жесткие требования в части предоставления оплачиваемого отпуска и исключают возможность изменения заранее согласованных с работником сроков ежегодного отпуска и его оплаты: работодатель обязан за две недели ознакомить работника с приказом о сроках отпуска и осуществить оплату за отпуск не позднее, чем за три дня до начала отпуска.
Это несколько противоречит ст.7 Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», где оговаривается возможность выплаты причитающейся работнику после отпуска, если это оговорено в соглашении между работником и работодателем.
В различных контролирующих органах, например, в Инспекции по труду Республики Крым, считают, что Трудовой кодекс, по сравнению с Конвенцией Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», предоставляет более льготные условия для работников, поэтому в своей работе руководствуются исключительно им.
Строгий запрет на выплату денежных средств работникам после отпуска и обязательное предупреждение работника о сроках отпуска за две недели до начала отпуска и штрафные санкции работодателю за такие факты влекут за собой необходимость планирования работодателем и работниками отпуска заранее, с уведомлением работника не позднее, чем за две недели до начала отпуска.
Таким образом, все дни отпуска становятся расписанными заранее, вследствие чего ежегодным отпуском невозможно воспользоваться для решения срочных, непредвиденных вопросов (например, за счет использования делимой части отпуска), будь то ремонт газового и сантехнического оборудования дома, обслуживание в банковских учреждениях или в коммунальных предприятиях, сопровождение пожилых родителей или детей в больницу, необходимость в отдыхе после психологически тяжелого рабочего дня, в конце концов, участие в похоронах знакомых и родственников.
Решить такие срочные дела становится возможным, только если брать дни отпуска за свой счет, без сохранения заработной платы. Особенно это актуально для предприятий, находящихся вне городской черты, не имеющих регулярного автобусного сообщения с населенными пунктами, где действует строгий пропускной режим.
Рассмотрим подробнее на примере. Среднестатистический работник Иванов А.Б. вынужден заранее писать заявления о предоставлении отпуска, из-за чего не может учесть непредвиденные обстоятельства и включить их решение в отпуск. Так он вынужден распланировать все 28 дней отпуска и указанные дни отсутствовать на рабочем месте. Но в течение года у него могут произойти неприятности с сантехническим оборудованием (требующим отсутствия два дня), необходимость в присмотре и сопровождении в больницу пожилого родственника (5 дней), решить вопрос о неверном начислении платы за коммунальные услуги (2 дня), вылечить зубы при острой боли (1 день), которые он сможет решить только за счет отпуска без сохранения заработной платы, то есть за свой счет. Всего на указанном примере Иванов А.Б. будет вынужден взять десять дней за свой счет за один календарный год. При заработной плате на уровне 37 400 рублей/мес. (средняя заработная плата в России по состоянию на январь 2017 г.), средний доход за рабочий день составит 1 700 руб./день (37 400/22), поэтому при использовании 10 дней отпуска за свой счет, Иванов А.Б. теряет ежегодно по 17 000 рублей/год (1 700*10).
Если бы у работника была возможность брать отдельные дни в счет делимой части ежегодного отпуска, он мог бы решить указанные проблемы в оплачиваемые дни отпуска, не брать дни за свой счет и, таким образом, сохранить эти 17 000 рублей в год у себя – для обычного работника нашей страны сумма значительная.
Отсрочка же выплаты денежных средств за отпуск на несколько дней не оказывает значительного ущерба работнику. Во-первых, оплата одного-двух дней отпуска не может решить финансовых проблем работника, во-вторых, это всего лишь отсрочка оплаты на 10, 15, пусть даже 20 дней. Ведь гораздо лучше получить оплату отпуска с задержкой на несколько дней, чем взять дни за свой счет и лишится оплаты за эти дни вовсе.
Такая система успешно практиковалась в Крыму до перехода в правовое поле Российской Федерации. Работник утром или накануне вечером писал заявление вроде «Прошу предоставить один день (или … дней) в счет ежегодного отпуска на … (или с …). Оплату за отпуск прошу произвести с зарплатой». Как правило, руководство соглашалось отпустить работника, потому что у руководителей тоже возникают жизненные ситуации, требующие срочного отпуска. Человек уезжал по своим делам, а оплата за этот день отпуска зачислялась работодателем при выплате ближайшей зарплаты или аванса, и все стороны это устраивало.
Подчеркиваем, что сумма, указанная в примере относится к одному работнику, всего в нашей стране работает официально около 48 млн человек, у каждого из них возникают свои проблемы и заботы, требующие срочного решения. Таким образом, потенциал увеличения дохода от предлагаемых изменений в законодательство огромен: если этой возможностью пользовались бы все работники в России (при согласии работодателя), то суммарный годовой доход всех работников России возрос бы на 816 млрд рублей в год! (48 млн по 17 тыс. руб./год).
Конечно, не во всех структурах такое возможно: учителей, сотрудников силовых структур такое изменение вряд ли коснется. Хотя во всех случаях нужно искать возможности идти навстречу людям. Отсутствие возможности брать отдельные дни оплачиваемого отпуска, при острой необходимости отсутствовать на работе, вызывает соблазн у работника покупать больничный лист. Это стимулирует коррупцию, несет огромные убытки государству и самому работнику.
Даже если такой возможностью будет пользоваться четверть работников, они в совокупности получат дополнительный доход в размере около 200 млрд рублей в год, что также является колоссальной суммой в масштабах страны.
Более того, такая схема часто будет выгодна и работодателю. Ведь свои 28 (или более) дней отпуска каждый работник за год все равно возьмет и оплатить их нужно будет в любом случае. Но при возникновении непредвиденных ситуаций работник будет вынужден брать дни за свой счет и отсутствовать дополнительные дни на рабочем месте, в которые работа на данном рабочем месте вестись не будет. Таким образом, при возможности брать работнику дни в счет отпуска для решения срочных вопросов, он большее время в году будет находиться на рабочем месте. Кроме того, работники значительно реже будут уходить в отпуск на три и четыре недели подряд, намного чаще они будут уходить в отпуск по графику отпусков на 14 неделимых дней, а остаток дней будут брать от случая к случаю. Таким образом, на тех рабочих местах, где выполнение служебных обязанностей можно отложить на один-два дня, работодателю значительно проще будет организовать подмену ушедшего в отпуск работника на время отпуска другими людьми, так как вместо четырех недель подряд, часто нужно будет организовывать подмену всего на две целых недели.
Такая схема будет выгодна и государству. Кроме увеличения отчисления подоходного налога в размере 13% от дохода работников (при увеличении дохода работников на 200 млрд 13% составит 26 млрд руб.), увеличатся взносы работодателем в Пенсионный фонд на 44 млрд рублей (22% от 200 млрд), в Фонд социального страхования на 5,8 млрд рублей (2,9% от 200 млрд), в Федеральный фонд медицинского страхования на 10,2 млрд рублей (5,1% от 200 млрд). Общее увеличение налогов и взносов составит 86 млрд рублей в год (26+44+5,8+10,2).
Кроме того, уменьшатся затраты на здравоохранение. При возникновении небольших недомоганий (например, при переохлаждении или растяжении мягких тканей) работник может иметь возможность взять один-два дня отпуска и отлежаться дома, благодаря чему вовремя остановить болезнь, на начальной стадии, часто не выходя на больничный. При сомнении в своем состоянии работник имеет возможность совместить отдых с посещением «на всякий случай» медицинских учреждений и провериться, благодаря чему повысится процент обнаружения серьезных заболеваний (например, онкологии) на более ранних стадиях. В существующей же ситуации работники тянут до последнего, не желая (что естественно) брать дни за свой счет для посещения врача. Только когда состояние здоровья не позволяет стоять на ногах, работник направляется в медицинское учреждение за больничным листом, из-за чего медикам приходится сталкиваться с более запущенными заболеваниями, а государству с более значительными материальными затратами на лечение и оплату больничных. Если условно такие затраты можно выразить в сумме, эквивалентной оплате двух дней больничного в год с коэффициентом 0,8 каждому работнику, экономия средств по этой позиции для государства составит условно 130 млрд рублей (37 400/22*2*0,8*48 млн), и это не предел.
Кроме того, благодаря облегчению доступа работников к медицинскому обслуживанию, возрастет продолжительность жизни (в данном случае, прежде всего работающей, трудоспособной части населения), оценить которую в денежном эквиваленте затруднительно.
Поэтому считаем излишне жестким Трудовой кодекс, запрещающий выплату средств после отпуска (если работники дали на это свое согласие) и предписывающий уведомлять работника о сроках отпуска не позже двухнедельного срока до его начала. Штрафы работодателю за нарушение Трудового кодекса, и, как следствие, невозможность брать дни работникам в счет ежегодного отпуска для решения срочных и неотложных дел, считаем очень убыточными и для трудящихся, и для государства.
Данная инновация сделает возможным брать дни в счет отпуска большинству работников в Российской Федерации, если они этого пожелают (при согласовании работодателем). Работников, которые привыкли к уже сложившейся системе и не будут пользоваться таким правом, это изменение не коснется.

Практический результат

1. Улучшение условий предоставления отдыха для работников.
2. Увеличение продолжительности жизни трудящихся благодаря упрощению доступа работающих в медицинские учреждения.
3. Увеличение дохода работников за счет использования частей ежегодного оплачиваемого отпуска вместо использования отпуска за свой счет для решения срочных и неотложных дел. Предположительный эффект - более 200 миллиардов рублей в год. (При этом снижается использование работниками отпуска за свой счет, увеличивается общее время нахождения работника на рабочем месте, увеличивается валовой внутренний продукт.)
4. Снижение расходов на медицину благодаря обнаружению заболеваний на более ранних стадиях, использование оплачиваемого отдыха работником для укрепления организма при резком ухудшении иммунитета вместо выхода на больничный. Предположительный эффект - более 130 миллиардов рублей в год.
5. Увеличение поступлений в казну государства за счет увеличения налогов и взносов. Предположительный эффект - более 86 млрд рублей в год.

Решение

На основании вышеизложенного, предлагается внести законопроект о внесении изменений в следующие статьи Трудового кодекса Российской Федерации:
1. Третий абзац статьи 123 «Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков» изложить в следующей редакции:
«О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала, кроме случаев, когда работник обращается с письменным заявлением с просьбой о продлении или перенесения отпуска на другой срок при согласовании его работодателем.»
2. Первый и второй абзац статьи 124. «Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска» изложить в следующей редакции:
«Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:
временной нетрудоспособности работника;
исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;
по письменному заявлению работника при согласии работодателя;
в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
Если работнику была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска в нарушение ст.136 настоящего Кодекса, либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска в нарушение ст.123 настоящего Кодекса, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.».
3. Последний абзац статьи 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы» изложить в следующей редакции:
«Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала, если иное не предусмотрено в соглашении, касающемся этого лица и работодателя.»*
* Примечание: в соответствии ст.7 Конвенции № 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году)", принятой в г.Женева 24.06.1970 на 54-ой сессии Генеральной конференции МОТ)»
Для голосования вы должны быть авторизованы через ЕСИА

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 046 голосов

954

Против решения: 94 голоса

* Количество голосов обновляется раз в минуту

К началу списка инициатив