Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
78Ф35375
Уровень инициативы:
Федеральный

Системная борьба с коррупцией через независимый общественный контроль

1. При осуществлении закупочной деятельности организации с госучастием и бюджетные структуры зачастую ограничивают конкуренцию путем внесения различных «барьерных» условий в конкурсную документацию. Это может быть как одно условие, так и совокупность условий. В основном ограничения касаются требований к участникам закупки, сроков и технического задания. Результатом внесения «барьерных» условий является значительная переплата государством.
2. Отсутствуют четко описанные механизмы общественного контроля и способы привлечения чиновников, осуществляющих закупки при выявленных нарушениях, к ответственности. Ответственность чиновников наступает только после того как доказан факт получения взяток. В случае предотвращения воровства, формально повода для наказания нет и умысел доказать очень сложно.
3. Людям однажды получившим «легкие» деньги, очень тяжело перестроиться и сознательно отказаться от личной выгоды. Поэтому вместо созидательной работы они весь свой опыт и жизненную энергию направляют на поиск новых возможностей вывода средств из бюджета. Способы становятся все изощренней, благодаря нашей природной смекалке. Государственная Дума просто не успевает, при всем желании, закрывать «возможности» для коррупционеров в законодательстве. Поэтому действовать у коррупционеров получается в рамках текущего законодательства, формально юридически чисто. Меняются законы – меняются способы.
4. Коррупционная система, а это система, ведь многие продавцы просто не понимают как без взятки, что-то можно продать. Коррупционная система заражает все новых и новых чиновников и предпринимателей. Вне коррупционной системы оказываются пенсионеры и молодые специалисты, только закончившие учебные заведения и проработавшие до 5 лет.
5. Текущие проекты общественного контроля существенно не повлияли на объем коррупции. Нет механизмов прямого воздействия общественной организации, при выявлении попыток воровства бюджетных средств, на государственного заказчика. Работа проводится несистематически, силами волонтеров. Объем просмотренных волонтерами торгов суммарно менее 1%.

Практический результат

При внедрении НОК государство получает:
Мощный бесплатный инструмент борьбы с коррупцией, все закупщики будут автоматически более аккуратными при выполнении своих обязанностей под присмотром миллионов сограждан. Таким образом, снизится уровень коррупции.
Фактическую экономию бюджета сразу после начала деятельности НОК.
Систему социальных лифтов с проверкой на добросовестность и дееспособность кандидатов, как среди госслужащих так и среди проверяющих экспертов.
Понимание всеми членами общества факта того, что честно жить проще и общественно полезнее.
При совместной работе в рамках экспертных групп будет происходить обмен опытом и знаниями между специалистами одной профессии.
Молодые специалисты учатся работать и зарабатывать честно.
Пенсионеры получают уверенность в завтрашнем дне внуков, и дополнительный честный заработок на пенсии.
Снижаются бюджетные расходы на всяческие контролирующие органы.
Инициатива составлена на основе многолетнего опыта участия в государственных закупках, как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

Решение

Организация системы независимого общественного контроля (далее НОК) на следующих принципах функционирования:
1. Экспертная общественная организация своими силами проводит постоянный мониторинг всех закупок по сферам деятельности.
2. При выявлении сомнительной закупки, удовлетворяющей ряду, зафиксированных требований (в основном это сравнение средних рыночных цен на товары с максимальными ценами, указанными в конкурсной документации (КД)), НОК создает экспертную группу, результатом работы которой является переработанная КД без «барьерных» условий, расчет экономического эффекта и заключение.
3. На основании заключения в течение 5 дней после объявления победителя заказчиком НОК приостанавливает конкурс и блокирует возможность заключения договора с победителем, в случае, если рассчитанная экспертами сумма была меньше фактической суммы предложенной победителем конкурса более чем на 5%.
4. НОК заново проводит конкурс собственными силами по своей КД.
5. По результатам проведения конкурса рассчитывается фактический экономический эффект.
6. НОК заключает договор с заказчиком и от имени заказчика заключает договор с новым победителем (победитель может быть тот же, но сумма должна быть меньше, чем в первом конкурсе).
7. Часть экономии поступает в НОК, часть остается в бюджете.
8. За неэффективное расходование средств государства должна быть предусмотрена ответственность как лиц, ответственных за закупку, так и всех его руководителей по цепочке (от выговора за первый раз и так по нарастающей вплоть до уголовной ответственности вне зависимости от регалий и знакомств).
Для обеспечения независимости НОК, требуется обеспечить выполнение следующих условий:
1. Экспертом может стать любой гражданин РФ, удовлетворяющий требованиям внутренних документов, подтвердивший свою квалификацию (процедура вступления, должна быть прозрачна и регламентирована).
2. Экспертная группа, контролирующая закупку должна формироваться не руководством общественной организации, а самим сообществом или программным обеспечением на основе генератора случайных чисел из специалистов, имеющих подтвержденную квалификацию в сфере закупки.
3. Финансирование организации должно быть независимым: из сэкономленных средств на закупках и премиальной части высшего управленческого звена организаций неэффективно расходующих средства (бюджетных организаций и организаций с госучастием, подпадающих под 44-ФЗ и 223-ФЗ).
4. Должны быть рейтинги каждого эксперта (складывающиеся из количества тендеров с его участием, сумм сэкономленных в госбюджете, рекламаций по проведенным закупкам).
5. Должна быть понятная (прозрачная) система оплаты труда экспертов.
6. Должна быть система открытой отчетности о приостановленных тендерах и о просмотренных.
7. Эксперты с процентом рекламаций выше 25% не допускаются к крупным закупкам свыше 500 тыс.
8. Эксперты с процентом рекламаций выше 75% вносятся в черный список и не допускаются ко всем закупкам.

К началу списка инициатив