Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
23Ф41696
Уровень инициативы:
Федеральный

Приравнять депутатов всех уровней

Хотелось бы поднять вопрос выборочного равноправия лиц, представляющих интересы населения на разных уровнях власти.
Требования по соблюдению ограничений и обязанностей в области противодействия коррупции помимо лиц, находящихся на государственной и муниципальной службе в настоящее время установлены и в отношении депутатов различных уровней власти от Федерального Собрания РФ до представительных органов муниципалитетов.
Одним из обязательных условия исполнения указанных обязанностей является предоставление сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи.
Данные обязанности содержаться в Федеральных законах от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Правовые последствия коррупции одинаково социально и политически опасны в своем проявлении на всех уровнях власти и иногда приводят к трагическим событиям. Последствия нарушений законодательства о противодействии коррупции исходя из общепризнанных правил должны быть одинаковыми независимо от замещаемой должности и иных особенностей субъекта правонарушения. Как недопустима дифференциация уголовных наказаний за коррупционные преступления в зависимости от замещаемой должности, так и недопустимо различие в иных видах ответственности за правонарушения хоть и не являющиеся уголовно наказуемыми.
Однако действующие в настоящее время федеральные законы, способствуют иному подходу в рассмотрении вопросов соблюдения обязательных требований на различных уровнях власти.
Так Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в статье 4 устанавливает в качестве основания досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы РФ в отношении требований о представлении сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера только непредставление или несвоевременное представление указанных сведений в принципе (пункт в.4).
Такая же правовая конструкция содержится и в отношении статуса депутатов законодательных органов субъектов РФ - непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ч.3.1 ст.12).
Рассмотрение вопросов достоверности полноты сведений представленные указанными лицами, осуществляют комиссии, созданные в законодательном органе.
При этом в случае представления недостоверных или неполных сведений последствиями этого является размещение информации о нарушениях на официальных сайтах органов.
Совсем другие последствия содержаться для депутатов муниципального уровня. Так в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Указанная формулировка является достаточным основанием для досрочного прекращения полномочий лицами, замещающими муниципальные должности за любые недостатки, имеющиеся в представленных сведениях. А отсюда новые избирательные процедуры, затраты бюджета, неустойчивая социальная и политическая ситуация.
Проведение проверки при этом возложено уже не на сами органы, а на исполнительные органы государственной власти субъекта.
В статье 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к числу основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.
Такая огромная разница в правовых последствиях одних и тех же правонарушений для различных уровней власти может привести к негативному восприятию мер по противодействию коррупции и мнению о неравноправном и избирательном подходе законодателя по отношению к себе и остальным лицам.

Практический результат

Реализация общих требований по унификации обязанностей и ответственности депутатов всех уровней в области противодействия коррупции

Решение

Внесение изменений в федеральный закон.

К началу списка инициатив