Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф47819
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения правил оборота огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к антикварному в ФЗ «Об оружии»

Существует необходимость принятия федерального закона, вводящего в ФЗ "Об оружии" правила оборота видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенных к антикварному в ст.1 ФЗ Об оружии, учитывая отсутствие правил оборота данных видов оружия и указаний о возможности применения к их обороту правил оборота других видов гражданского оружия в ФЗ "Об оружии", а также отмену обязательного соответствия криминалистическим требованиям оружия, имеющего культурную ценность, и введение обязанности получения лицензии на коллекционирование оружия для приобретения антикварного оружия и холодного оружия, имеющего культурную ценность. В ФЗ "Об оружии" отсутствуют многие правила оборота видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, но не отнесенного к антикварному, поскольку в ст.13 ФЗ Об оружии предусмотрены только правила приобретения огнестрельного оружия, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия. Данные виды длинноствольного огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, до 31 декабря 2017 года приобретались без лицензии гражданами РФ, достигшими возраста 18 лет. Правила приобретения других видов антикварного огнестрельного оружия отсутствовали, что означало законную возможность их приобретения без лицензии и других ограничений любыми лицами, учитывая положения ч.3 ст.15 Конституции РФ и п.1 и 2 ст.129 ГК РФ. С 1 января 2018 года все виды антикварного оружия могут быть приобретены только гражданами, имеющими лицензию на коллекционирование оружия. При этом антикварное оружие регистрации не подлежит. Согласно ст.18 ФЗ "Об оружии" на торговлю любыми видами гражданского оружия (включая оружие, имеющее культурную ценность) необходимо получение лицензии юридическим лицом. В ст.25 ФЗ Об оружии и п.64 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему ограничено ношение оружия, имеющего культурную ценность. Таким образом, ФЗ "Об оружии" предусматривает ограничения только на торговлю всеми видами оружия, имеющего культурную ценность, и их ношение. Ограничения на приобретение установлены только в отношении старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия, что означает наличие права на приобретение и сбыт (за исключением торговли) других видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, лицами любого возраста независимо от наличия у них какого-либо гражданства, учитывая положения ч.3 ст.15 Конституции РФ и п.1 и 2 ст.129 ГК РФ. Это нелогично, учитывая не большую опасность вышеуказанных видов антикварного огнестрельного оружия, чем других видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, и большую опасность многих видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, в случае их заряжания и применения в качестве огнестрельного оружия (многозарядного огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, предназначенного для использования унитарных патронов, и самозарядного огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность), чем старинного (антикварного) огнестрельного оружия. Изначально в 2012 году предполагалось введение лицензий на приобретение видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенных к длинноствольному одноствольному старинному (антикварному) огнестрельному оружию, копиям длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия и репликам длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, но право на приобретение видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к антикварному, только по лицензиям на коллекционирование или иным видам лицензий, так и не было указано в ФЗ "Об оружии". При этом оружие, имеющее культурную ценность, было выделено в отдельную категорию гражданского оружия и указание на возможность применения к его обороту правил оборота других категорий гражданского оружия введено не было. Введение права на приобретение многих видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, только по лицензиям на коллекционирование предлагалось рядом законопроектов, что повлекло введение с 1 января 2018 года обязанности получения лицензии на коллекционирование оружия для приобретения старинного (антикварного) оружия ФЗ от 5 декабря 2017 г. № 391-ФЗ. Инициативами о введении лицензий на приобретение антикварного или иного оружия, имеющего культурную ценность, не учитывается степень опасности конкретных видов оружия, имеющего культурную ценность, и высокая вероятность массового привлечения к административной и уголовной ответственности коллекционеров и иных владельцев огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, ранее владевших им на законных основаниях и не нарушавших законодательство РФ об обороте оружия и культурных ценностей, а также не совершавших других противоправных деяний, ограничивающих право на владение оружием. Отсутствие правил оборота многих видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, подтверждается судебными решениями. В частности, приговором Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 25 мая 2016 года и апелляционным постановлением Самарского областного суда от 18 июля 2016 года (которые были официально опубликованы на сайтах соответствующих судов) был оправдан за отсутствием в деянии состава преступления коллекционер оружия Ф.В. С., хранивший без разрешения пистолеты, револьверы, ружья и винтовки, имеющие культурную ценность, поскольку суд признал отсутствие как правил оборота данных видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, так и требования о необходимости получения лицензии на их приобретение в ФЗ Об оружии. Изъятое оружие было возвращено владельцу. Среди видов оружия, указанных в данных судебных решениях, фигурируют как виды огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, не предназначенные для использования современных типов патронов к огнестрельному оружию, так и предназначенные для него. Факт нахождения в свободном обороте оружия, правила оборота которого отсутствуют, был подтвержден Постановлением Конституционного суда от 17 июня 2014 г., указывающем на необходимость применения в данных случаях ч.3 ст.15 Конституции РФ и п.1 и 2 ст.129 ГК РФ. При выявлении случаев оборота предметов, правила оборота которых отсутствуют, после возбуждения уголовного дела, оно должно быть прекращено за отсутствием в деянии не состава, а события преступления, поскольку уголовная ответственность установлена только за незаконные действия с предметами, а отсутствие правил оборота предметов указывает на законность данных действий, т.е. совершение действий, противоположных незаконным действиям, означающее отсутствие события незаконного действия.

Практический результат

Отсутствие излишних ограничений на оборот оружия, имеющего культурную ценность, сохранение его как культурной ценности, уменьшение коррупционной составляющей и упорядочивание правовых норм.

Решение

Необходимо введение правил оборота всех видов огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность. При этом виды огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, правила оборота которого отсутствуют, следует разрешить к приобретению без лицензии, учитывая меньшую степень опасности данного огнестрельного оружия, чем современного огнестрельного оружия, обусловленную отсутствием в продаже патронов к нему и малой распространенностью как данного оружия, так и патронов к нему, а также его высокой стоимостью. Антикварное оружие, не предназначенное для использования унитарных патронов, или предназначенное для использования шпилечных и других унитарных патронов, снятых с производства и не используемых в современном огнестрельном оружии, приобретается без лицензии во многих странах мира, при этом в значительной части данных стран без лицензии приобретается и антикварное оружие более современных типов. Малая распространенность и высокая стоимость огнестрельного оружия, имеющего культурную ценность, а также отсутствие в ФЗ "Об оружии" права на приобретение патронов к огнестрельному оружию лицами, не имеющими разрешения на хранение данного оружия, и пороха лицами, не имеющими разрешения на хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, дают основания для введения в ФЗ "Об оружии" правила, разрешающего приобретение без лицензии всех видов оружия, имеющего культурную ценность.

К началу списка инициатив