Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф49349
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости установления в КоАП РФ ответственности за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, или решения вопроса об установлении общей административной ответственности за нарушение правил оборота культурных ценностей

Существует необходимость установления в КоАП РФ ответственности за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, или отмены существующих с 24 июля 2012 года и с 1 января 2018 года ограничений на оборот данного холодного оружия, и решения вопроса об установлении общей административной ответственности за нарушение правил оборота культурных ценностей, учитывая следующее положение Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N 18-П, обязывающее законодателя конкретизировать правила оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, и установить ответственность за их нарушение, соразмерную требованиям обеспечения безопасности и сохранения культурных ценностей: «Федеральному законодателю надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - конкретизировать правила оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, и установить ответственность за их нарушение, соразмерную требованиям как обеспечения общественной безопасности, безопасности жизни и здоровья людей, так и защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия». Данное положение Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. 18-П является обязательным для исполнения (ст. 79 ФКЗ О Конституционном Суде РФ) и указывает на необходимость установления за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, отдельной административной ответственности, учитывающей степень опасности нарушения правил его оборота как для жизни и здоровья людей, так и для сохранения культурных ценностей. Установление подобной ответственности логически должно подразумевать введение за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, менее строгих административных наказаний, чем за нарушение правил оборота иного оружия, исключающих возможность значительного ограничения личных, имущественных и других прав его владельцев. Подобное смягчение административных наказаний за нарушение правил оборота данного оружия необходимо, в первую очередь, в случаях отсутствия причинения значительного вреда здоровью людей и целостности культурных ценностей. При этом ответственность за подобные деяния предусмотрена нормами УК РФ о причинении вреда здоровью людей (ст. 111, 112-118 УК РФ), убийстве и неосторожном причинении смерти людям (ст. 105 – 109 УК РФ), повреждении или уничтожении культурных ценностей (ст. 243 УК РФ) и других подобных преступлениях (в частности, ст. 119, 213 УК РФ), поэтому установление отдельной ответственности за нарушение правил оборота данного оружия и других культурных ценностей, повлекшее определенные опасные последствия, не требуется. ФЗ от 5 декабря 2017г. N 391-ФЗ не были внесены изменения в УК и КоАП РФ, исключающие уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, и устанавливающие административную ответственность за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, а также конкретизирующие правила его оборота, поскольку данным ФЗ не предусмотрено внесение изменений в ч. 4 ст. 222 УК РФ и ст. 20.8 КоАП РФ, внесение других изменений в УК и КоАП РФ, касающихся установления отдельной ответственности за незаконный оборот холодного оружия, имеющего культурную ценность, и нарушение правил его оборота, а также введение правил сбыта гражданами оружия, имеющего культурную ценность. Правила сбыта гражданами оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют, учитывая наличие в ст. 20 ФЗ Об оружии правил продажи, дарения и наследования гражданами только видов оружия, подлежащих регистрации в уполномоченном органе и зарегистрированных в нем, к которым оружие, имеющее культурную ценность, не отнесено (ст. 9 и 13 ФЗ Об оружии). Указание в ст. 20 ФЗ Об оружии на правила продажи, дарения и наследования гражданами оружия, имеющего культурную ценность, в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона РФ О ввозе и вывозе культурных ценностей, ФЗ О музейном фонде РФ и музеях в РФ, а также ФЗ Об оружии содержалось в данной норме до вынесения Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П (с 2012 года) и не является конкретизирующим сбыт данного оружия правилом, учитывая наличие в вышеуказанном законодательстве правил продажи, дарения и наследования любого имущества как объекта гражданских прав и культурных ценностей, а также оружия, подлежащего регистрации в уполномоченном органе, но не оружия, имеющего культурную ценность, как отдельного объекта правового регулирования, не подлежащего регистрации в уполномоченном органе, оборот которого ограничен. Вышеизложенное свидетельствует о том, что ФЗ от 5 декабря 2017г. N 391-ФЗ не является федеральным законом, исполняющим Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2014г. N 18-П, поэтому оно остается неисполненным, что требует разработки и принятия федерального закона, вносящего изменения в данный ФЗ.

Практический результат

Соблюдение конституционных прав человека, уменьшение коррупции в сфере оборота оружия и культурных ценностей, исполнение Постановления Конституционного Суда от 17 июня 2014 года N 18-П в части установления справедливой административной ответственности за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, учитывающей его культурную ценность, и конретизации правил его оборота, усиление правовой охраны культурных ценностей и упорядочивание норм КоАП РФ об ответственности за нарушение правил оборота оружия и культурных ценностей и норм ФЗ Об оружии об обороте оружия.

Решение

Необходимо установить в КоАП РФ ответственность за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, или отменить существующие с 24 июля 2012 года и с 1 января 2018 года ограничения на оборот данного холодного оружия, и решить вопрос об установлении общей административной ответственности за нарушение правил оборота культурных ценностей. При введении отдельной ответственности за нарушение правил оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, следует установить за данное деяние менее строгие наказания, чем предусмотренные ст. 14.2, 20.8, 20.10, 20.12 - 20.14 КоАП РФ за отдельные нарушения правил оборота оружия, и запретить применение наказания в виде конфискации оружия, предусмотренного ст. 14.2, ч. 6 ст. 20.8, ст. 20.10, ч. 1 ст. 20.12, ст. 20.13 и 20.14 КоАП РФ, в отношении владельцев оружия, имеющего культурную ценность, видов современного оружия, приобретаемых без лицензии, и видов современного холодного оружия, не запрещенных к обороту в РФ, а также к случаям нарушения правил оборота иных видов гражданского оружия, совершенным впервые и, не повлекшим наступления тяжких последствий. Учитывая возможность повреждения оружия при проведении криминалистических экспертиз холодного оружия и недопустимость применения по аналогии закона, предусматривающего уголовную или административную ответственность, или привлечения к уголовной и административной ответственности при неустранимых сомнениях в виновности лица либо невиновном причинении вреда, наиболее правильным решением представляется отмена существующих с 24 июля 2012 года и с 1 января 2018 года ограничений на оборот данного холодного оружия при установлении общей административной ответственности за нарушение правил оборота культурных ценностей, соответствующей степени опасности конкретных деяний и исключающей нарушение законных прав владельцев культурных ценностей и различные злоупотребления в отношении любых лиц, у которых обнаружены указанные ценности. С учетом равной опасности всех видов холодного оружия и бытовых предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, при их использовании для поражения цели, а также предназначения оружия, имеющего культурную ценность, для использования в культурных и образовательных целях, при наличии запрета на его использование для поражения цели, подачи сигналов и в иных целях, не связанных с его хранением, коллекционированием или экспонированием, если в результате такого использования оно может быть повреждено, логичным решением проблемы оборота такого оружия и ответственности за нарушение его правил является исключение холодного оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия и установление на его оборот таких же ограничений, как и на оборот культурных ценностей, не отнесенных к оружию.

К началу списка инициатив