Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
47Ф51199
Уровень инициативы:
Федеральный

Создание системы «чёрного списка» для государственных и муниципальных служащих

Не секрет, что в настоящее время эффективность работы государственных и муниципальных служащих, эффективность решения ими конкретных проблем, с которыми обращаются граждане, крайне невысока. Одной из главных причин такой ситуации является полная безответственность служащих перед гражданами в пределах зоны компетенции соответствующего служащего. Более того, многие "эффективные управленцы" из числа руководителей отделов, комитетов, министерств, а то и из числа выборных должностных лиц настоятельно рекомендуют подчинённым руководствоваться принципом: "любому заявителю нужно отвечать отказом в удовлетворении его заявления, но так, чтобы заявитель не понял, что его отправили восвояси".
Итогом такого подхода является укоренившаяся бюрократическая практика имитации продуктивной деятельности вместо выполнения конкретной работы в своей зоне ответственности. Более того, такая практика позволяет полностью некомпетентным "специалистам" занимать должности, требующие специальных знаний и практических навыков - всё равно никто ни за что не отвечает.
Подобная же практика закрепилась и в органах правопорядка, что в совокупности с огромным количеством привилегий, активно работающей "корпоративной защитой" от внешних угроз и банальным незнанием сотрудниками правоохранительных органов регулирующего их деятельность законодательства (включая ведомственные административные регламенты), создаёт реальную опасность "преследования по праву сильного" в отношении законопослушных граждан. В то время как законодательно закреплён и должен действовать принцип: "если законом предусматриваются дополнительные полномочия и привилегированное положение, то уровень ответственности за поступки носителя полномочий становится на порядок выше, а спрос гораздо жёстче".
Мероприятия внутреннего и внешнего (включая прокурорский) надзора чаще всего являются точечными и неэффективными: даже в случае выявления серьёзных нарушений в рамках проверок, которые чаще всего инициируются после многочисленных жалоб граждан (единичные жалобы обычно рассматриваются формально, без вникания в проблему и заканчиваются отписками), ответственность конкретных муниципальных или государственных служащих ограничивается, максимум, снятием с должности с последующим переводом на другую должность государственной или муниципальной службы. По сути же некомпетентный специалист не только не несёт ответственности за свою неэффективную, а иногда и противоправную трудовую деятельность, но и поощряется дополнительной защитой от заслуженных дисциплинарных последствий (включая увольнение).
Итогом подобной повсеместной практики является очень эффективное саботирование любых инициатив, направленных на решение местных, региональных и даже федеральных проблем. Фактически, решения проблем и обращения граждан просто спускаются на тормозах и помещаются "под сукно" вместо их проработки и претворения в жизнь в штатном рабочем порядке.
И, как представляется, отсутствие персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за ненадлежащее и, что важно, неэффективное исполнение ими своих функций, является одной из ключевых проблем выстраивания системы эффективного принятия и реализации решений с элементом государственного или муниципального участия в целом.
Подобную практику нужно менять. И поскольку проблема стала уже слишком глубокой, требуются меры достаточно жесткого характера.

Практический результат

1. Повышение ответственности и компетентности государственных и муниципальных служащих, переключение их с режима "работа ради работы" в режим "эффективная работа по существу вопроса".
2. Пресечение и в перспективе искоренение практики направления граждан "по кругу" по формальным основаниям без решения по существу проблем и вопросов, с которыми обратился гражданин (или юридическое лицо).
3. Уменьшение нагрузки на суды, повышение значимости и авторитета судебных решений для государственных органов и органов местного самоуправления; распространение и закрепление практики досудебного урегулирования споров и заключения мировых соглашений.
4. Повышение эффективности мер прокурорского реагирования на противоправные действия и бездействия государственных и муниципальных служащих.

Дополнительные материалы

Решение

1. Создать на федеральном уровне "Реестр недобросовестных государственных и/или муниципальных служащих" - по аналогии с реестром недобросовестных поставщиков в государственных и муниципальных закупках или информационным банком кредитных историй граждан и юридических лиц, - в который вносить сведения о недобросовестных государственных или муниципальных служащих, категории которых указаны в Приложении № 1.
2. Внести изменения в законодательство о государственной и муниципальной службе (а также специальное законодательство об отдельных видах государственной службы - вроде Федерального закона "О полиции"), устанавливающие следующие правила:
а) наличие сведений о конкретном кандидате на замещение должности государственной или муниципальной службы в Реестре недобросовестных государственных и/или муниципальных служащих (далее - Реестр) является безусловным основанием для отказа в приёме на соответствующую должность;
б) наличие в Реестре сведений о государственном или муниципальном служащем является безусловным основанием для прекращения (досрочного расторжения) контракта с соответствующим государственным или муниципальным служащим, если данный служащий не является выборным должностным лицом;
в) наличие в Реестре сведений о государственном или муниципальном служащем, являющимся выборным должностным лицом, является основанием для инициации процедуры досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица в соответствии с действующим законодательством о выборах;
г) кадровые службы и руководители государственных органов и органов местного самоуправления обязаны вести учёт фактов и обстоятельств, являющихся основаниями для внесения соответствующих сведений в Реестр, а также вносить соответствующие сведения в Реестр в течение трёх рабочих дней с момента их установления и/или обнаружения, либо с момента вступления в силу соответствующих судебных актов.
3. Предусмотреть, что сведения Реестра имеют минимальные сроки хранения согласно Приложения № 2.

К началу списка инициатив