Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
46Ф51304
Уровень инициативы:
Федеральный

Вернуть государству контроль над заработной платой

В 2007-2011 годах в Трудовой кодекс (ТК) и другие нормативные акты был внесён ряд изменений, в результате которых государство передало право устанавливать размер зарплаты бюджетников «трудовым коллективам». На практике это привело к тому, что администраторы, подминая или увольняя отдельных недовольных работников и слабые, разрозненные профсоюзы, делят значительную часть фонда заработной платы между собой и узким кругом приближённых. Рост средних зарплат происходит лишь за счёт этой прослойки, при сохранении и даже снижении заработков большинства. Либерализация отношений на рынке труда привела не только к ущемлению прав трудящихся, но и разрухе в сферах образования, здравоохранения, соцобеспечения, науки и культуры.
По существующему порядку вся экономия бюджетных средств остаётся в организации и может быть распределена администрацией на поощрение трудового коллектива. Замечательное на первый взгляд положение приводит к тому, что больницы экономят на лекарствах (приходите со своими лекарствами, постельными принадлежностями, посудой), у пожарных негодная техника и т.д. Региональные Департаменты, Комитеты здравоохранения, образования, соцзащиты также имеют право оставить у себя часть экономии, полученной, например, за счёт «оптимизации» сети подчинённых им учреждений и урезания смет оставшимся. Экономят на всём, на чём можно и даже на том, на чём никак нельзя.
После удаления из статьи 129 ТК определения МРОТ (как размера месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда), требования части 4 статьи 133 о соответствии ставок размеру МРОТ и ликвидации единой тарифной сетки стало возможным устанавливать базовый должностной оклад ниже и без того крайне низкого минимального размера оплаты труда. Так, во Владимирской области базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава установлен в 7000 рублей. Большая часть зарплаты выплачивается в виде надбавок и премий, которые по закону не являются обязательными. Оспорить их невыплату по суду невозможно. Даже в районах Крайнего Севера, согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «право работника… на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки составляет не менее минимального размера оплаты труда». То есть даже при работе в неблагоприятных климатических условиях работнику могут заплатить за труд 1 МРОТ. И даже меньше, если выполняемую им работу оценят как дробную часть ставки. Администраторы научились обходить даже установленное в законе требование выплаты зарплаты в размере МРОТ: они выписывают работникам премии, лишь получив сообщение о проверке, после чего обвинить их в нарушении закона уже невозможно. При этом сами администраторы не стесняются выписывать себе премии в многократном по отношению к окладу размере.

Практический результат

Прекращение негативных процессов в бюджетной сфере: закрытия больниц, школ, ВУЗов, фельдшерских пунктов, клубов, центров реабилитации, сокращение очередей на оказание медицинских услуг, оказание качественных и по возможности бесплатных для населения услуг и т.п.
Полноценное функционирование государственных учреждений.
Реальный, а не среднестатистический рост зарплат работников бюджетной сферы.
Стабилизация общественных процессов, повышение безопасности, продолжительности и качества жизни, укрепление государства.

Решение

- восстановить понятие минимального размера оплаты труда (МРОТ) как размера месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда;
- изменить статью 144 ТК, нормы введенной в 2008 году «новой системы оплаты труда в бюджетной сфере» и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131. Восстановить единую тарифную сетку или установить на федеральном уровне базовые должностные оклады не ниже МРОТ. Установить предельное отношение зарплаты администраторов к зарплате квалифицированного работника данной отрасли;
- изменить систему финансирования бюджетных учреждений, определённую частями 17 и 18 ст.30 83 ФЗ от 08.05.2010 года и соответствующими региональными актами, в соответствии с которой, как правило, все деньги, выделенные бюджетному учреждению и не израсходованные по назначению, остаются у него. Если учреждение сэкономило средства не в ущерб основной деятельности, они могут быть возвращены коллективу после публичного объяснения способа формирования экономии на соответствующем сайте или иным, обеспечивающим защиту интересов граждан и государства образом.

К началу списка инициатив