Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф52803
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости установления в УК РФ условий освобождения от отбывания пожизненного лишения свободы для осужденных преклонного возраста

Существует необходимость установления в УК РФ специальных условий освобождения от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы осужденных, достигших возраста 65 лет, учитывая меньшую общественную опасность осужденных преклонного возраста, чем других осужденных, поскольку для лиц преклонного возраста за многие преступления предусмотрены такие же наказания, как и для лиц более молодого возраста, что не учитывает меньшую опасность осужденных данной возрастной категории и большую строгость для них наказания в виде лишения свободы.
Согласно ч. 2 ст. 57 и 59 УК РФ пожизненное лишение свободы и смертная казнь не назначаются женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста, поэтому осужденные мужчины, достигшие возраста 65 лет, ранее не осуждавшиеся к пожизненному лишению свободы, или каким-либо законным образом освобожденные от его отбывания, не могут быть к нему осуждены независимо от степени общественной опасности совершенных ими преступлений, но указанные осужденные, ранее осуждавшиеся к пожизненному лишению свободы и не освобожденные от его отбывания, могут быть освобождены от него только в общем порядке, но не в силу своего возраста, влекущего уменьшение степени их общественной опасности, что нелогично и нарушает принцип справедливости. Пожизненное лишение свободы для осужденных преклонного возраста является излишне строгим наказанием, не учитывающим степень их общественной опасности и продолжительность их жизни, поэтому необходимо введение специальных правил об освобождении от отбывания пожизненного лишения свободы лиц, достигших возраста 65 лет и более старших возрастов, которые не имеют склонности к совершению тяжких или особо тяжких насильственных преступлений, положительно характеризуются по месту отбывания наказания и более не нуждаются в его отбывании, либо состояние здоровья которых свидетельствует о невозможности совершения ими новых тяжких или особо тяжких насильственных преступлений.
Предельные возраста отбывания осужденными преклонного возраста пожизненного срока лишения свободы существовали в уголовном законодательстве России до 1917 года, поскольку в нем содержалось положение о замене ссылкой (бессрочной или срочной соответственно) смертной казни и каторги (как бессрочной, так и срочной) лицам, достигшим возраста 70 лет.
Подобные предельные возраста отбывания осужденными преклонного возраста пожизненного срока лишения свободы содержатся и УК ряда стран мира, в частности, в УК Судана (ч. 4 ст. 33), с которого фактически был переписан УК ЧРИ 1996 г., принятый и действовавший незаконно, предусмотрен запрет на назначение тюремного заключения лицам, достигшим возраста 70 лет, и осужденным за преступления, не отнесенные к грабежу, которым оно заменяется ссылкой.
Меньшие чем в УК РФ максимальные возраста осужденных, которым разрешено назначать пожизненное лишение свободы (63 года и 60 лет), предусмотрены в законодательстве Таджикистана, Казахстана, Монголии, Узбекистана, Грузии и части других стран мира.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение специальных правил об освобождении от отбывания пожизненного лишения свободы лиц, достигших возраста 65 лет и более старших возрастов, которые не имеют склонности к совершению тяжких или особо тяжких насильственных преступлений, положительно характеризуются по месту отбывания наказания и более не нуждаются в его отбывании, либо состояние здоровья которых свидетельствует о невозможности совершения ими новых тяжких или особо тяжких насильственных преступлений, и установление наиболее строгих ограничений на применение к ним меры пресечения в виде заключения под стражу, а также введение для них специальных видов исправительных учреждений с более мягким режимом содержания под стражей и отбывания наказания, чем в тюрьмах, колониях особого и строгого режимов и других исправительных учреждениях с равными по степени строгости режимами отбывания наказания.

К началу списка инициатив