Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф53679
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ч.6 ст.15 УК РФ обязательности изменения категории преступления на менее тяжкую при меньшей опасности деяния

Существует необходимость введения в ч. 6 ст. 15 УК РФ обязательности изменения категории преступления на менее тяжкую, если фактически совершенное преступление представляет явно меньшую общественную опасность, чем должно представлять преступление данной категории, учитывая положения ст. 14 и ч. 6 ст. 15 УК РФ, поскольку в ч. 6 ст. 15 УК РФ предусмотрено только право суда на изменение категории преступления на менее тяжкую и отсутствуют критерии общественной опасности, определяющие категорию тяжести преступления.
Согласно ч. 6 ст. 15 с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы.
Таким образом, изменение категории преступления определяется фактическими обстоятельствами дела и степенью общественной опасности преступления и возможно только при наличии смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, при этом изменение категории преступления допустимо не более чем на одну категорию и является правом, а не обязанностью суда. Это требует введения в УК РФ определения степени общественной опасности преступления, разделения преступлений на категории по степени их общественной опасности и обязанности суда изменять категорию преступления на менее тяжкую, если фактически совершенное преступление представляет явно меньшую степень общественной опасности, чем должно представлять преступление данной категории.
Согласно ст. 14 УК РФ о преступлении:
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Таким образом, любое преступление должно представлять общественную опасность, а деяние, не представляющее общественной опасности, не может быть признано преступлением даже в том случае, если оно предусмотрено УК РФ. Это требует введения в УК РФ определения общественной опасности деяния, четких критериев изменения категории преступления на менее тяжкую и обязанности суда изменять категорию преступления на менее тяжкую, а также решение вопроса о введении права суда на изменение категории преступления более чем на одну категорию, соответственно степени его общественной опасности.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку наличие в ч. 6 ст. 15 УК РФ права суда на изменение категории преступления не более чем на одну категорию, при наличии обязательности исключения преступности и наказуемости деяния, предусмотренного УК РФ, но не представляющего общественной опасности, нелогично ввиду отсутствия системного подхода к соотнесению категории преступления со степенью его общественной опасности, т. к. деяние, отнесенное соответствующей нормой Особенной части УК к тяжким или особо тяжким преступлениям, может, как не представлять общественной опасности, так и представлять общественную опасность, соответствующую степени общественной опасности преступления, меньшего на две или три категории (небольшой или средней тяжести), при этом суд обязан прекратить уголовное дело по реабилитирующему основанию в случае, если деяние не представляет общественной опасности, имеет право изменить категорию преступления не более чем на одну менее тяжкую, но не имеет права изменить категорию тяжкого или особо тяжкого преступления более чем на одну менее тяжкую. В нормах Особенной части УК РФ преступления распределены по категориям тяжести произвольно и данные категории часто не соответствуют степени их общественной опасности, что нарушает принцип справедливости. В частности, к преступлениям небольшой тяжести в соответствующих нормах Особенной части УК отнесены: убийства, совершенные при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ), убийство одного человека, совершенное в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107 УК РФ), причинение смерти по неосторожности одному человеку (ч. 1 и 2 ст. 109 УК РФ), умышленные причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные в состоянии аффекта либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 113 и ч. 2 ст. 114 УК РФ), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ), побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 116.1, 116 и ч. 1 ст. 115 УК РФ), небрежное хранение огнестрельного оружия, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия (ст. 224 УК РФ), незаконные приобретение или сбыт государственных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, или государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст. 324 УК РФ), похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа (ч. 2 ст. 325), использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) простая кража (ч. 1 ст. 158 УК РФ), незаконный оборот ядерных материалов или радиоактивных веществ, не повлекший тяжких последствий (ч. 1 ст. 220 УК РФ), незаконные сбыт и изготовление холодного, метательного и газового оружия (ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ), а также значительное число других деяний.
К преступлениям средней тяжести в соответствующих нормах Особенной части УК отнесены: убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта (ч. 2 ст. 107 УК РФ), квалифицированное умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 112 УК РФ), квалифицированное умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ), заведомо ложное сообщениие об акте терроризма, повлекшее причинение крупного ущерба или наступление иных тяжких последствий (ч. 2 ст. 207 УК РФ), незаконный оборот ядерных материалов или радиоактивных веществ, повлекший смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 и 3 ст. 220 УК РФ), простой незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 и 223 УК РФ) и значительное число других деяний.
Аналогично в УК РФ распределены по категориям тяжкие и особо тяжкие преступления. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в УК РФ определения общественной опасности деяния, степени его общественной опасности, обязательности изменения категории преступления на менее тяжкую, если фактически совершенное преступление представляет явно меньшую общественную опасность, чем должно представлять преступление данной категории, и четких критериев изменения категории преступления на менее тяжкую, а также решения вопроса о введении права суда на изменение категории преступления более чем на одну категорию, соответственно степени его общественной опасности.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в УК РФ определения общественной опасности деяния, степени его общественной опасности, обязательности изменения категории преступления на менее тяжкую, если фактически совершенное преступление представляет явно меньшую общественную опасность, чем должно представлять преступление данной категории, и четких критериев изменения категории преступления на менее тяжкую, а также решение вопроса о введении права суда на изменение категории преступления более чем на одну категорию, соответственно степени его общественной опасности. При внесении вышеуказанных изменений следует установить критерии обязательного и необязательного изменения категории преступления на менее тяжкую.
При этом к критериям обязательного изменения категории преступления на менее тяжкую следует отнести:
1. Отсутствие наиболее тяжких последствий, включая причинение смерти человеку или причинение тяжкого вреда его здоровью, при совершении особо тяжкого преступления. 2. Отсутствие причинения вреда здоровью человека или крупного ущерба при совершении тяжкого преступления.
3. Отсутствие применения насилия или причинения значительного ущерба при совершении преступления средней тяжести.
К критериям изменения категории преступления на менее тяжкую по праву суда следует отнести:
1. Отсутствие причинения смерти человеку при совершении особо тяжкого преступления.
2. Отсутствие причинения тяжкого вреда здоровью человека или особо крупного ущерба при совершении тяжкого преступления.
3. Отсутствие причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо крупного ущерба при совершении преступления средней тяжести.
Наличие одного или нескольких указанных обязательных критериев должно влечь изменение судом категории преступления на одну или несколько менее тяжких, а наличие одного или нескольких указанных необязательных критериев должно давать суду право на изменение категории преступления на одну или несколько менее тяжких для соблюдения принципа справедливости.
Внесение вышеуказанных изменений в ч. 6 ст. 15 УК РФ потребует более правильного разделения в нормах Особенной части УК РФ преступлений на категории, соответствующие степени их общественной опасности, поскольку часть деяний, отнесенных как к преступлениям небольшой тяжести, так и к более тяжким преступлениям, являются нарушениями установленных правил, не представляющими общественной опасности при отсутствии тяжких последствий, и подлежащими декриминализации. При этом существуют деяния, отнесенные к категории преступлений небольшой или средней тяжести, но представляющие степень общественную опасность, характерную для тяжких или особо тяжких преступлений, т. к. их совершение часто влечет смерть человека или иные тяжкие последствия и ими может быть дополнительно причинен существенный вред законным правам других лиц.

К началу списка инициатив