Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф91738
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии минимальных критериев огнестрельного оружия ограниченного поражения или отмены лицензирования приобретения и регистрации гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения

Существует необходимость введения в ФЗ Об оружии минимальных критериев отнесения предметов к огнестрельному оружию ограниченного поражения или отмены лицензирования приобретения и регистрации данного оружия, поскольку в ст. 3 и 6 ФЗ Об оружии указаны только максимальные значения дульной энергии разрешенного к обороту огнестрельного оружия ограниченного поражения, составляющие 91 Дж для его отнесения к гражданскому оружию, и не более 150 Дж для его отнесения к служебному оружию, а в криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию установлен запрет на возможность производства выстрела из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения металлическими снарядами, имеющими удельную кинетическую энергию, превышающую минимальное значение, установленное для отнесения предмета к огнестрельному оружию, составляющее 0,5 Дж на мм2.
При этом данное значение удельной кинетической энергии достигается в оружии калибром более 8 мм при дульной энергии более 25 Дж, а в оружии калибром до 4,5 или 2,8 мм - при дульной энергии до 7,5 или 3 Дж соответственно, т.е. минимальная дульная энергия огнестрельного оружия возрастает по мере увеличения калибра и уменьшается по мере его уменьшения, составляя в огнестрельном оружии распространенных калибров более 7,5 или 25 Дж.
Таким образом, гражданское и иное огнестрельное оружие ограниченного поражения, имеющее удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, является не огнестрельным оружием, а самостоятельным видом оружия, конструктивно сходным с ним, что не соответствует как его названию, так и правовому положению, учитывая установление более строгих ограничений на его приобретение, хранение и иной оборот, чем на оборот большинства видов гражданского огнестрельного оружия и ряда других видов данного оружия, и его включение в перечень предметов преступлений, касающихся незаконных действий с огнестрельным оружием, предусмотренных ст. 224 – 226.1 УК РФ.
Первым понятием, определяющим оружие травматического действия в законодательстве РФ об обороте оружия, было понятие огнестрельного бесствольного оружия, введенное только в ФЗ Об оружии с 1 июля 1997 года. К данному гражданскому оружию было отнесено огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, имеющими выходные параметры, разрешающие их использование. Указанное оружие иностранного производства или подобное оружие, имеющее выходные параметры, превышающие разрешенные значения, было запрещено к обороту в РФ. Многие образцы данного оружия самообороны имели меньшую удельную кинетическую энергию, чем минимальная данная энергия огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2), поэтому они могли быть отнесены не к огнестрельному, а к газовому оружию или к предметам, не являющимся оружием, что противоречило их названию.
Отсутствие прямого запрета на использование патронов травматического действия в газовых пистолетах и револьверах и распространение в гражданском обороте таких пистолетов и револьверов способствовали фактическому отнесению гражданского огнестрельного бесствольного оружия к газовому оружию.
Виды огнестрельного бесствольного оружия и газовых пистолетов и револьверов с возможностью стрельбы резиновой пулей, соответствующие минимальным критериям огнестрельного оружия, включая его виды, запрещенные к обороту в РФ, не были учтены нормами ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ в качестве отдельных видов оружия, что осложняло правоприменительную практику по делам о незаконном обороте оружия, поскольку их отнесение к отдельным видам огнестрельного оружия означало наличие уголовной ответственности за их незаконное хранение и иной незаконный оборот по ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ, их отнесение к огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию с 2003 по 2004 год означало отсутствие уголовной ответственности за их незаконный оборот по ст. 222 УК РФ, а их отнесение к гражданскому огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию означало отсутствие уголовной ответственности за их незаконный оборот по ст. 222 УК РФ с 2003 по 2011 год.
Осложнялась указанная правоприменительная практика и в случае отнесения различных видов огнестрельного бесствольного оружия и данного газового оружия к предметам, не являющимся огнестрельным оружием, поскольку их отнесение к газовому оружию означало наличие уголовной ответственности за ряд незаконных действий с ними по ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ, в которых с 2003 года предусматривалась уголовная ответственность только за незаконные сбыт и изготовление газового оружия, а их отнесение к предметам, не являющимся оружием, означало как отсутствие уголовной и административной ответственности за незаконные действия с ними по нормам УК и КоАП РФ, касающимся только оружия, так и противоречие положений ст. 1, 3, 6 и 13 ФЗ Об оружии, устанавливавших ограничения на оборот огнестрельного бесствольного оружия и газового оружия, но не на оборот конструктивно сходных с оружием изделий, что могло повлечь отмену лицензирования приобретения и хранение данных видов оружия.
Таким образом, отнесение части или всех его видов данного оружия к огнестрельному гладкоствольному короткоствольному оружию полностью исключало уголовную ответственность за многие незаконные действия со всеми его видами, включая незаконный сбыт, с 2003 по 2004 год, и с его видами, отнесенными к гражданскому оружию – 2003 по 2011 год, его отнесение к газовому оружию влекло наступление уголовной ответственности за его незаконный сбыт, но другим составом преступления являлось только его незаконное изготовление, влекущее ответственность не по ч. 1 – 3, а по ч. 4 ст. 223 УК РФ, предусматривающей менее строгие наказания, нежели установленные в ч. 1 – 3 ст. 223 УК РФ, а его отнесение к предметам, не являющимся оружием, исключало наступление ответственности по нормам УК и КоАП РФ за его незаконный оборот и ставило под вопрос законность установления ограничений на его оборот как вида оружия.
С 1 июля 2011 года в ст. 1 и 3 ФЗ Об оружии огнестрельное бесствольное оружие самообороны и вышеуказанные виды газовых пистолетов и револьверов отнесены к огнестрельному оружию ограниченного поражения, включающему в себя пистолет, револьвер и огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия.
К огнестрельному оружию ограниченного поражения в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку. Поэтому ФЗ Об оружии разделяет виды короткоствольного и бесствольного оружия, не устанавливая их определений и критериев разграничения, а также правил оборота всех их видов.
Огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено как к гражданскому оружию самообороны, так и к служебному оружию в ст. 3 и 4 ФЗ Об оружии, а в ст. 6 ФЗ Об оружии установлен запрет на оборот гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж.
За незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения с 2011 по 2021 год была установлена административная и уголовная ответственность в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ и ч. 4 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ и все его виды исключены из ч. 1 – 3 ст. 222 и 223 УК РФ, но в ч. 1 – 3 ст. 222 УК РФ введена уголовная ответственность за все виды гражданского гладкоствольного огнестрельного оружия, не являющегося длинноствольным или огнестрельным оружием ограниченного поражения.
С 2021 года его незаконный оборот влечет административную и уголовную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ и ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ. При этом административная ответственность установлена за незаконный оборот любого оружия, а уголовная ответственность - за незаконные сбыт, изготовление, ремонт и переделку данного оружия, но к незаконным действиям с ним в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ приравнены действия с другими видами оружия, включая холодное оружие и пневматическое оружие с дульной энергией более 7,5 Дж.
Ответственность за незаконные действия с огнестрельным оружием ограниченного поражения включена и в ст. 224 – 226.1 УК РФ, учитывая наличие его исключения только из ч. 1 – 6 ст. 222 и ч. 1- 3 ст. 223 УК РФ и запрета применения уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ).
С 1 июля 2011 года существовала коллизия норм КоАП и УК РФ, заключающаяся в установлении административной ответственности за незаконную продажу огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ и уголовной ответственности за незаконный сбыт данных видов огнестрельного оружия в ч. 4 ст. 222 УК РФ без указания условий привлечения к административной или уголовной ответственности за незаконную продажу указанных видов оружия, исключенная только с 2021 года.
При этом сохраняются проблемы квалификации действий со многими видами огнестрельного оружия ограниченного поражения обусловленные отсутствием правил, регламентирующих привлечение к ответственности за незаконный оборот видов оружия, сертифицированных как огнестрельное бесствольное оружие самообороны или газовое оружие до 1 июля 2011 года, и не сертифицированных как огнестрельное оружие ограниченного поражения до настоящего времени.
В ряде стран мира отменено лицензирование приобретения огнестрельного оружия ограниченного поражения.
В частности, в Законе Об оружии Абхазии право на его приобретение без лицензии имеют все совершеннолетние дееспособные граждане Абхазии и регистрации оно не подлежит.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в ФЗ Об оружии минимальных критериев отнесения предметов к огнестрельному оружию ограниченного поражения, отграничивающих их от конструктивно сходных с таким оружием изделий и других подобных предметов, не являющихся оружием. При внесении данных изменений, необходимо установление минимальной величины дульной энергии более 25 Дж, учитывая критерии оборотоспособности различных видов пневматического оружия в ФЗ Об оружии, большие калибры распространенных видов огнестрельного оружия ограниченного поражения (более 6 или 8 мм), чем распространенные калибры пневматического оружия (4,5 и 5,5 и 6,35 мм) и меньшую степень опасности резиновых пуль, чем металлических, и введение не более строгих правил оборота данных видов оружия, имеющих минимальную дульную энергию, чем других видов оружия, учитывая их не большую степень опасности, чем других видов оружия, либо отмена лицензирования приобретения и регистрации гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению прав владельцев оружия, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии.

Практический результат

Соблюдение прав владельцев оружия, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии минимальных критериев отнесения предметов к огнестрельному оружию ограниченного поражения, отграничивающих их от конструктивно сходных с таким оружием изделий и других подобных предметов, не являющихся оружием. При внесении данных изменений, необходимо установление минимальной величины дульной энергии более 25 Дж, учитывая критерии оборотоспособности различных видов пневматического оружия в ФЗ Об оружии, большие калибры распространенных видов огнестрельного оружия ограниченного поражения (более 6 или 8 мм), чем распространенные калибры пневматического оружия (4,5 и 5,5 и 6,35 мм) и меньшую степень опасности резиновых пуль, чем металлических, и введение не более строгих правил оборота данных видов оружия, имеющих минимальную дульную энергию, чем других видов оружия, учитывая их не большую степень опасности, чем других видов оружия, либо отмена лицензирования приобретения и регистрации гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения.

К началу списка инициатив