Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф103432
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости четкого распределения мер наказания за наиболее опасные международные преступления

Необходимо четко распределить меры наказания за международные преступления, предусмотренные ст. 353, 356, 358 и 359 УК РФ, и другие подобные особо тяжкие преступления, предусмотренные ст. 105, 111 и другими нормами УК РФ об указанных преступлениях, по степени общественной опасности каждого из указанных деяний, заключающейся в наличии или отсутствии умышленных жестоких или массовых случаев убийств или умышленного причинения тяжкого вреда здоровью людей либо иных случаев убийств (умышленного причинения смерти людям) или умышленного причинения тяжкого вреда здоровью людей, поскольку в данных нормах УК РФ о преступлениях против мира и безопасности человечества, предусмотрена ответственность за планирование, развязывание и ведение агрессивной войны (ст. 353), жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, особенно, оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ (ст. 356), экоцид (ст. 358) и наёмничество (ст. 359), т.е. за деяния, обладающие различной степенью общественной опасности, многие из которых связаны с совершением убийств нескольких или многих людей и (или) умышленного причинения тяжкого вреда их здоровью. При этом в санкциях ч. 1 и 2 ст. 353 УК предусмотрено лишение свободы на сроки от 7 до 15 и от 10 до 20 лет соответственно, в санкции ч. 1 ст. 356 УК предусмотрено лишение свободы на срок до 20 лет без минимального его срока (срок лишения свободы по ч. 1 ст. 356 УК РФ составляет от 2 месяцев до 20 лет), в санкции ч. 2 ст. 356 УК оно предусмотрено на срок от 10 до 20 лет, в санкции ст. 358 – на срок от 12 до 20 лет, а в санкциях ч. 1 – 3 ст. 359 – от 12 до 18 лет, от 15 до 20 лет и от 7 до 15 лет соответственно. Это отличает санкции данных норм УК от санкций ч. 1 и 2 ст. 105 УК, в которых предусмотрены лишение свободы на сроки от 6 до 15 и от 8 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь, ч. 1 – 4 ст. 111 УК, в которых предусмотрено лишение свободы на сроки до 8, 10, 12 или 15 лет, ст. 357 УК, в которой предусмотрены лишение свободы на сроки от 12 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь, и целым рядом других норм УК РФ о тяжких и особо тяжких преступлениях, связанных с убийством любого количества людей или умышленным причинением тяжкого вреда их здоровью.
Наиболее строгие наказания за планирование и развязывание агрессивной войны (ч. 1 ст. 353 УК РФ), а также за участие наёмника в вооруженном конфликте (ч. 3 ст. 359 УК РФ) не превышают 15 лет лишения свободы (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 208 УК РФ, за которое установлено от 12 до 20 лет лишения свободы), т.е. наказаний, предусмотренных, в частности, за простое убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ), любое умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111 УК РФ), разбой, а также за незаконный оборот огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему (ст. 222, 222.2 и 223 УК РФ).
Наиболее строгие наказания за ведение агрессивной войны (ч. 2 ст. 353 УК РФ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ), экоцид (ст. 358 УК РФ), а также за вербовку, обучение финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1 и 2 ст. 359 УК РФ) не превышают 20 лет лишения свободы, т.е. наказаний, предусмотренных, в частности, за квалифицированное убийство (ч. 2 ст. 105 УК РФ) и геноцид (ст. 357 УК РФ) для осужденных, которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь, за государственную измену (ст. 275 УК РФ), вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ), а также за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222.1 и 223.1 УК РФ).
Таким образом, данные деяния влекут менее строгие наказания, чем квалифицированное убийство и целый ряд других подобных особо тяжких преступлений, для осужденных, которым могут быть назначены пожизненное лишение свободы и смертная казнь, но они могут влечь наказания, равные наиболее строгим наказаниям за квалифицированное убийство, геноцид и иные наиболее тяжкие преступления, для остальных категорий осужденных.
При этом многие деяния, предусмотренные данными нормами УК РФ о международных преступлениях, связаны с массовыми убийствами и другими наиболее тяжкими насильственными преступлениями, но ряд деяний, предусмотренных ими, не связан с реальным совершением убийств и других особо тяжких насильственных преступлений. Наиболее связанными с массовыми убийствами преступлениями против мира и безопасности человечества, за которые не предусмотрены пожизненное лишение свободы и смертная казнь, являются ведение агрессивной войны и применение оружия массового поражения, запрещенного международными договорами РФ. Другими указанными преступлениями, связанными с убийствами, являются наёмничество, а также применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международными договорами РФ, не отнесенных к оружию массового поражения (применение обычного оружия и боеприпасов, запрещенных международными договорами, вероломство и др.). Связанными с совершением убийств могут быть также развязывание агрессивной войны, жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, экоцид (массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу) и целый ряд других подобных преступлений.
Деяния, не отнесенные к видам убийств и иных общеуголовных насильственных преступлений, за которые предусмотрены менее строгие наказания, чем за убийства, могут квалифицироваться по совокупности преступлений и влечь применение любых наиболее строгих уголовных наказаний, включая лишение свободы на срок до 30 лет, пожизненное лишение свободы и смертную казнь (на назначение смертной казни наложен мораторий), но совокупностью преступлений не может быть признано совершение двух или более преступлений в случаях, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части УК в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание за предусмотренное ей преступление (ч. 2 ст. 17 УК РФ). Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК РФ).
При этом в УК РФ отсутствуют четкие указания на возможность квалификации наёмничества, развязывания или ведения агрессивной войны и других подобных преступлений по совокупности с убийством, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека или другими преступлениями, сопряженными с указанными преступлениями, либо их квалификации только по нормам о соответствующих преступлениях без признания совокупности преступлений, учитывая положения ч. 2 и 3 ст. 17 УК РФ. Указанные международные преступления предусмотрены международными договорами РФ в качестве отдельных составов преступлений, которые подлежат включению в национальное законодательство государств, участвующих в указанных международных договорах.
При этом ведение агрессивной войны, применение оружия массового поражения, наёмничество и целый ряд других наиболее тяжких международных преступлений подразумевают совершение большого числа убийств и других наиболее тяжких насильственных преступлений, т.к. поражающая способность оружия массового поражения и других современных видов оружия, применяемых в вооруженных конфликтах, непосредственно влечет смерть большого количества людей даже в условиях вооруженных конфликтов, допускаемых международным правом и законодательством конкретных государств.
Поэтому отграничение ведения агрессивной войны, применения оружия массового поражения и других международных преступлений от убийств и многих других наиболее тяжких преступлений, производимое законодателем независимо от наступления смерти человека или иных тяжких последствий, является нелогичным и несправедливым, как в случае их квалификации по совокупности с убийством или другими преступлениями, так и, тем более, в случае их квалификации только по нормам о их совершении с назначением наказаний, не превышающих 15, 18 или 20 лет лишения свободы, независимо от совершения массовых или жестоких убийств и других наиболее опасных преступлений, за которые в нормах УК РФ предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
Отнесение данных международных преступлений международными договорами РФ к отдельным составам преступлений только подтверждает их наибольшую общественную опасность, создающую необходимость установления за их совершение наиболее строгих уголовных наказаний, предусмотренных законодательством конкретных государств, в особенности, в случаях совершения массовых убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью людей и других наиболее тяжких насильственных преступлений, а установление за их совершение менее строгих наказаний, создающее необходимость их квалификации по совокупности преступлений или назначение за их совершение менее строгих наказаний, чем за убийства, при наличии признаков данных преступлений, противоречит принципу высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, а также другим конституционным принципам и общепризнанным принципам международного права, в особенности, учитывая отсутствие в УК РФ норм, предусматривающих менее строгие наказания за убийства на поединках (дуэлях), убийства, совершенные из мести за совершенные убийства и другие насильственные преступления, эвтаназию или иное убийство по воле убитого, и многие другие виды убийств, которые могут быть оправданы обстоятельствами, фактически смягчающими или устраняющими вину лица, их совершившего.
Подобное распределение наказаний противоречит здравому смыслу, т.к. им не учитывается повышенная общественная опасность жестоких и массовых убийств и других подобных преступлений, в особенности, совершенных с применением оружия массового поражения, различных средств, позволяющих поражать цели на больших расстояниях (до десятков, сотен или тысяч километров), или причиняющих сильную физическую боль и тяжелые страдания.
В судебной практике распространены случаи квалификации без совокупности преступлений особо тяжких преступлений, охватывающих несколько преступлений, или совершенных специальными субъектами (военнослужащими, наёмниками, различными категориями должностных лиц и др.).
При этом многие указания Верховного Суда РФ по данным вопросам отсутствуют, за исключением указания на запрет квалификации по совокупности преступлению терроризма, повлекшего убийства любого количества людей, несмотря на отсутствие смертной казни за терроризм и невозможность назначения за деяние, квалифицируемое по норме об одном преступлении, определенных сроков лишения свободы, превышающих 20 лет, т.е. наличие запрета на назначение сроков лишения свободы более 20 лет за любое количество убийств при терроризме, если пожизненное лишение свободы не может быть назначено или не назначается судом конкретному осужденному.
Это отмечал профессор А. И. Рарог в монографии «Качество уголовного закона. Проблемы Особенной части»:
«Явно ошибочным выглядит и реализованное Федеральным законом от 28 декабря 2008 г. № 321-ФЗ решение придать умышленному причинению смерти человека статус особо квалифицирующего признака захвата заложника (ч. 4 ст. 206), террористического акта (п. «б» ч. 3 ст. 205) и диверсии (ч. 3 ст. 281 УК РФ).
Во-первых, оно не соответствует конституционной оценке жизни человека, которая является высшей ценностью (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Конституции РФ) и не может лишь попутно охраняться нормами, устанавливающими ответственность за менее опасные преступления, чем убийство.
Во-вторых, оно влечет за собой сомнительную правоприменительную практику. В постановлении от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» Пленум ВС РФ разъяснил судам, что
«в случае, если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум или и более лицам), содеянное охватывается пунктом “б” части 3 статьи 205 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 105 УК РФ не требует». При такой постановке вопроса без уголовно-правовой оценки остаются многие квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В-третьих, квалификация убийства (в том числе многих лиц) при террористическом акте только по ст. 205 УК РФ исключает применение смертной казни, предусмотренной (хотя в современных условиях и формально) ч. 2 ст. 105 УК РФ. Да и лишение свободы может быть назначено только в пределах санкции ч. 3 ст. 205 УК РФ, т. е. до 20 лет, тогда как по совокупности ч. 2 ст. 105 и, например, ч. 2 ст. 205 УК РФ оно может составить до 30 лет.
Значит, включением убийства в число особо квалифицирующих признаков террористического акта уголовно-правовая охрана жизни было бы весьма разумно исключить п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ и убийство при теракте квалифицировать по совокупности этой нормы с п. «е» (а при наличии соответствующих признаков — и с другими пунктами) ч. 2 ст. 105 УК РФ. Кстати, это исключило бы для законодателя потенциальную возможность злоупотреблять приемом включения убийства в число квалифицирующих признаков других составов преступлений (например, ст. 126, 131, 132, 209, 211, 286 УК РФ) и, тем самым, позволило бы снизить уровень уголовно-правовой защиты жизни».
Вышеизложенное в полной мере относится и ко многим международным преступлениям, связанным с убийством. При этом несправедливое распределение наказаний осложняется отсутствием за их совершение пожизненного лишения свободы, а за совершение ряда из них и сроков лишения свободы, не превышающих 18 или 15 лет.
В уголовном законодательстве РФ и других стран жизнь человека часто лишь попутно охраняется нормами, устанавливающими ответственность за менее опасные преступления, чем убийство, т.к. наказания за различные виды убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью не превышают наказаний за многие другие насильственные преступления и даже за ненасильственные деяния, отнесенные к преступлениям, а четкие критерии распределения наказаний за преступления именно по размеру причиненного ими вреда, а также разграничения преступлений и иных правонарушений по данному критерию отсутствуют. Отсутствие четкого распределения наказаний за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и другие преступления имело место в законодательстве прошлого и распространено в современном уголовном законодательстве.
В законодательстве Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до 1996 года не было предусмотрено отдельной ответственности за ведение агрессивной войны, наёмничество, геноцид и целый ряд других деяний, предусмотренных ст. 353, 356, 357 – 359 УК РФ, но совершение многих из них влекло различные меры наказания за убийство, государственную измену и целый ряд других преступлений, за которые были предусмотрены различные строгие виды наказания, включающие максимальные сроки каторги, ссылки или лишения свободы либо смертную казнь (в особенности, по военному уголовному законодательству Российской империи, РСФСР и СССР).
При этом в законодательстве Российской империи, РСФСР и СССР в разное время предусматривались менее строгие наказания за многие виды убийств, нанесение тяжких телесных повреждений, поединки (дуэли) и ряд других опасных деяний.
В УК РФ геноцид, планирование, развязывание и ведение агрессивной войны, наёмничество и многие другие преступления против мира и безопасности человечества, включенные в УК РФ, были криминализированы в 1997 году. При этом наиболее строгие виды наказаний (пожизненное лишение свободы и смертная казнь) были установлены только за геноцид без различия его видов, связанных с убийствами или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью и других его видов, а наказания за ведение агрессивной войны и многие другие указанные преступления остаются без изменений до настоящего времени. Наказание за наёмничество усилено с 2022 года, т.к. с 1997 по 2022 год за деяния, не являющиеся участием наёмника в военных действиях, предусматривалось лишение свободы на сроки от 4 до 8 лет (ч. 1 ст. 359 УК РФ) и от 7 до 15 лет (ч. 2 ст. 359 УК РФ), а за участие наёмника в военных действиях – от 3 до 7 лет (ч. 3 ст. 359 УК РФ). ФЗ от 14.07.2022 N 260-ФЗ данные наказания усилены до сроков лишения свободы от 12 до 18 лет, от 15 до 20 лет и от 7 до 15 лет соответственно. При этом данные наказания остаются менее строгими, чем максимальные наказания за квалифицированное убийство, терроризм и целый ряд других насильственных и ненасильственных преступлений, а участие наёмника в военных действиях остается формально менее тяжким преступлением, чем иные деяния, связанные с наёмничеством.
С 2003 года два или более убийства, не охватываемые единым умыслом, разделенные во времени любыми временными промежутками, отнесены к простому убийству, т.е. назначение пожизненного лишения свободы или максимального срока лишения свободы по совокупности преступлений (25 лет) за их совершение запрещено. При этом, учитывая принцип обратной силы уголовного закона, максимальные наказания за совершение простых убийств любого количества людей составляют не более 10 лет лишения свободы, если все убийства совершены до вступления в силу УК РФ (до 31 декабря 1996 года (ст. 103 УК РСФСР 1960г.)), 15 лет лишения свободы, если все убийства совершены во время действия УК РФ, но до внесения в 2003 году изменений, отнесших в ч. 1 ст. 17 УК РФ к совокупности преступлений совершение любых нескольких преступлений, включая преступления, предусмотренные одной статьей или частью статьи Особенной части УК РФ (до 10 декабря 2003 года (ч. 1 ст. 105 УК РФ)), и 22,5 года, если убийства совершены не ранее 11 декабря 2003 года (ч. 1 ст. 17, ч. 3 ст. 69 и ч. 1 ст. 105 УК РФ).
Таким образом, наиболее строгое наказание за любое количество простых убийств с 2003 года не превышает 22,5 лет лишения свободы, но указанный срок превышает максимальные наказания за развязывание и ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств или методов ведения войны и многие другие международные преступления, а также максимальные определенные сроки лишения свободы за квалифицированное убийство, геноцид, терроризм и другие преступления. Поэтому наказания за различные виды убийств в УК РФ распределены несправедливо и необходимо их более четкое распределение по степени опасности.
В законодательстве многих стран мира до 1970 – 1993 годов не было предусмотрено отдельной ответственности за ведение агрессивной войны, наёмничество и целый ряд других международных преступлений, но совершение многих из них влекло различные меры наказания за убийство, государственную измену и целый ряд других преступлений, за которые были предусмотрены различные строгие виды наказания, включающие пожизненные сроки каторги или лишения свободы либо смертную казнь.
При этом в законодательстве целого ряда стран мира предусматривались менее строгие наказания за непредумышленные убийства, нанесение тяжких телесных повреждений во многих или во всех случаях, поединки (дуэли) и ряд других опасных деяний.
В УК большинства стран мира, включая Белоруссию, ПМР, Абхазию и Казахстан, за ведение агрессивной войны, применение оружия массового поражения и многие другие международные преступления, сопряженные с убийством, предусмотрены наиболее строгие уголовные наказания (максимальные сроки лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь), установленные законодательством соответствующих юрисдикций (государств). Данные наказания часто предусматриваются за указанные деяния, повлекшие убийства и (или) иные тяжкие последствия. При этом за наёмничество и экоцид такие наказания установлены в УК меньшего числа государств, а в ряде других стран мира за указанные преступления предусмотрены менее строгие наказания, чем убийство, терроризм или ряд других особо тяжких преступлений. В частности, в УК Узбекистана за многие международные преступления, включая ведение агрессивной войны и геноцид, предусмотрено лишение свободы на срок до 20 лет. При этом лишение свободы на сроки не более 10, 15 или 20 лет предусмотрено за большинство других преступлений, как связанных, так и не связанных с убийством, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека или причинением его здоровью иного вреда. Лишение свободы на срок до 25 лет или пожизненное лишение свободы предусмотрено только за убийство при отягчающих обстоятельствах и терроризм для мужчин в возрасте от 18 до 59 лет. Для других категорий осужденных по нормам УК Узбекистана, предусматривающим лишение свободы на срок до 25 лет или пожизненное лишение свободы, разрешено назначение лишения свободы на сроки до 20 (для совершеннолетних женщин и мужчин, достигших возраста 60 лет) или 10 лет (для несовершеннолетних), а по его нормам, предусматривающим лишение свободы на сроки не более 20 лет, наиболее строгие наказания для указанных категорий совершеннолетних осужденных подлежат уменьшению на одну треть, а для несовершеннолетних сроки лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления не могут превышать 6, 7 или 10 лет.
Поэтому в УК Узбекистана наказания для различных категорий осужденных распределены более справедливо, чем в УК РФ, при более несправедливом распределении наказаний за преступления, связанные с убийством и массовым умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, т.к. геноцид является наиболее тяжким преступлением, квалификация которого по совокупности с убийством или по отдельной норме с менее строгими наказаниями, чем за квалифицированное убийство, является нелогичной и несправедливой, учитывая отнесение к геноциду массовых убийств и других наиболее тяжких преступлений против народов, а также выделение его в отдельное преступление Конвенцией ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. При введении в УК Узбекистана норм о геноциде, ведении агрессивной войны и других международных преступления за их совершение в качестве наиболее строгого наказания предусмотрели смертную казнь для мужчин в возрасте от 18 до 59 лет, но с 2003 года она была отменена за их совершение, а с 2008 года смертная казнь в УК Узбекистана была отменена с установлением в качестве наиболее строгих наказаний лишения свободы на срок до 25 лет или пожизненного лишения свободы только за убийство при отягчающих обстоятельствах и терроризм для мужчин в возрасте от 18 до 59 лет.
В УК Туркменистана за большинство наиболее тяжких преступлений, включая убийство, терроризм, геноцид, ведение агрессивной войны, предусмотрено лишение свободы на сроки до максимального его срока (до 25 лет), являющегося наиболее строгим уголовным наказанием по УК Туркменистана. При этом Постановлением Халк Маслахаты (Народного Совета) Туркменистана с 2002 года введено пожизненное лишение свободы для изменников родины и широкий перечень деяний, отнесенных к измене родине (к таким действиям отнесены «подготовка или осуществление по политическим мотивам действий, представляющих угрозу жизни и здоровью населения», «попытки нанесения политического или экономического ущерба Туркменистану», «стремление посеять у людей сомнение в проводимой президентом внутренней и внешней политики», «бегство за границу во избежание наказания за совершенное преступление, клевета на свое государство, раскрытие государственной тайны», «посягательство на жизнь и здоровье президента, попытка вооруженного захвата власти и насильственного изменения конституционного строя, а также призывы к таким действиям и участие в них». Более того, изменой родине признаются подготовка к перечисленным действиям и недонесение властям в случае осведомленности о подготовке к ним). Данное постановление действует отдельно от УК Туркменистана. Категории совершеннолетних лиц, которым не может быть назначено лишение свободы на срок от 15 до 25 лет, а также лиц, которым не может быть назначено пожизненное лишение свободы, в УК и ином законодательстве Туркменистана не предусмотрены.
Поэтому законодательство Туркменистана, предусматривая упорядоченные наказания за многие наиболее опасные преступления, не является упорядоченным по распределению в УК видов наказаний и категорий лиц, для которых необходимо их смягчение.
В законодательстве ряда стран мира до настоящего времени отсутствует ответственность за некоторые (экоцид, наёмничество и др.) или все международные преступления, но в законодательстве части стран мира предусмотрена специальная уголовная ответственность и за международные преступления, отдельно не криминализированные в РФ (этноцид, апартеид, пеонаж, любые преступления против человечности (crimes against humanity), отдача приказа не оставлять никого в живых и др.), которые могут влечь ответственность только по другим нормам УК РФ, если имеют признаки конкретных составов преступлений.
При этом в законодательстве различных стран мира предусмотрена отдельная уголовная ответственность за непредумышленные убийства, дуэли (УК Сан-Марино, Италии, Голландии, Греции, штата Гавайи (США) и др.), эвтаназию и ряд других деяний, связанных с убийством, за которые могут предусматриваться менее строгие наказания, чем за квалифицированное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или многие другие преступления, в зависимости от наличия тяжких последствий или во всех случаях (за дуэли часто предусматривается лишение свободы до 1 года или 2 лет, за эвтаназию – до 3, 5 или 6 лет).
Таким образом, в законодательстве многих стран мира предусмотрены как отдельная уголовная ответственность за ведение агрессивной войны и другие международные преступления, так и наиболее строгие уголовные наказания за указанные деяния, сопряженные с убийством.
При этом в законодательстве значительной части указанных стран предусмотрено большее число видов убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью людей, влекущих менее строгие наказания, чем квалифицированные и (или) простые составы данных деяний (привилегированные составы убийств и других преступлений).
Правила назначения наказаний за убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, геноцид, ведение агрессивной войны и другие преступления распределены несправедливо, т.к. наибольшие сроки лишения свободы по совокупности преступлений или приговоров и наиболее строгие ограничения на применение условного осуждения, условно-досрочного освобождения, замены лишения свободы и ряда других видов наказаний более мягким видом наказания и назначения менее строгого наказания, чем предусмотренное нормой Особенной части УК РФ за конкретное преступление, с 2014 и 2019 годов установлены не за убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, геноцид, ведение агрессивной войны (за исключением максимальных сроков лишения свободы по совокупности преступлений или приговоров), наёмничество и многие другие наиболее опасные преступления, которые могут влечь наиболее тяжкие последствия, а за террористические преступления, преступления, заключающиеся в создании преступных группировок и (или) участии в их деятельности, занятии высшего положения в преступной иерархии, половые преступления и другие подобные преступления, не всегда являющиеся наиболее тяжкими, или являющиеся не единственными наиболее тяжкими преступлениями.
Согласно ч. 5 ст. 56 УК РФ, в случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 210, ст. 210.1, ч. 4 ст. 211, ст. 277, 278, 279, 353, 356, 357, 358, 360 и 361 УК, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более тридцати лет, а по совокупности приговоров - более тридцати пяти лет.
Таким образом, за многие виды убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 105 и 111 УК РФ), а также за наёмничество и многие другие преступления (ст. 359, 117, 286, 302 и др.) наибольшие сроки по совокупности преступлений и приговоров не превышают 25 и 30 лет соответственно. При этом не имеет значения количество убитых или получивших тяжкие телесные повреждения людей, причинение наиболее тяжкого вреда здоровью, делающего людей беспомощными, либо часто влекущего их смерть, применение пыток, истязаний и других жестоких способов причинения вреда здоровью человека или убийства, а также причинения вреда здоровью или убийство людей, находящихся в беспомощном состоянии, детей и других наиболее не защищенных от насильственных преступлений людей.
Согласно ч. 3 ст. 64 УК РФ, виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 210, ст. 210.1, ч. 4 ст. 211, ст. 361 настоящего Кодекса, либо виновным в совершении сопряженных с осуществлением террористической деятельности преступлений, предусмотренных ст. 277, 278, 279 и 360 УК, не может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного указанными статьями, или назначен более мягкий вид наказания, чем предусмотренный соответствующей статьей, либо не применен дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.
Согласно ч. 1 ст. 73 УК РФ, условное осуждение не назначается:
а) осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;
а.1) осужденным за преступления, предусмотренные, ч. 1 и 2 ст. 205.1, ст. 205.2, ч. 2 ст. 205.4, ч. 1 - 3 ст. 206, ч. 4 ст. 210, ст. 210.1 и 360 УК;
б) при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;
в) при опасном или особо опасном рецидиве.
Согласно ч. 3 – 4 и 5 ст. 79 УК РФ, условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК;
г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 УК;
д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
3.1. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденными беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести.
3.2. Осужденному, неотбытая часть наказания которому была заменена более мягким видом наказания, срок наказания, после фактического отбытия которого может быть применено условно-досрочное освобождение, исчисляется с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда.
4. Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.
5. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.
Согласно ч. 2 – 3 ст. 80 УК РФ, неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:
преступления небольшой или средней тяжести - не менее одной трети срока наказания либо не менее одной четвертой срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
тяжкого преступления - не менее половины срока наказания либо не менее одной трети срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
особо тяжкого преступления - не менее двух третей срока наказания;
преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных ст. 210 УК, - не менее трех четвертей срока наказания;
преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, - не менее четырех пятых срока наказания.
2.1. Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденными беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести не менее одной четверти срока наказания.
3. При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных УК для каждого вида наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 ст. 80 УК.
Таким образом, применение условного осуждения, условно-досрочного освобождения, замены лишения свободы более мягким видом наказания и правил о назначении менее строгого наказания, чем предусмотрено за преступление нормой Особенной части УК РФ не запрещены и не ограничены за многие виды убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 105 и 111 УК РФ), а также за геноцид, ведение агрессивной войны, наёмничество и многие другие преступления (ст. 357, 353, 359, 117, 286, 302 и др.), а основные ограничения и запреты распространяются только на ряд преступлений и на случаи совершения нового тяжкого или особо тяжкого преступления лицом, отбывающим пожизненное лишение свободы. При этом не имеет значения количество убитых или получивших тяжкие телесные повреждения людей, причинение наиболее тяжкого вреда здоровью, делающего людей беспомощными, либо часто влекущего их смерть, применение пыток, истязаний и других жестоких способов причинения вреда здоровью человека или убийства, а также причинения вреда здоровью или убийство людей, находящихся в беспомощном состоянии, детей и других наиболее не защищенных от насильственных преступлений людей.
Перечень преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК РФ, включает такие деяния, как незаконное или вероломное использование знаков Красного Креста или Красного Полумесяца и иной символики, охраняемой международными договорами РФ, применение в вооруженном конфликте оружия, боеприпасов и иных предметов, применение которых в вооруженных конфликтов запрещено международными договорами РФ, пытки, казни без суда и иные незаконные смертные казни, а также целый ряд других деяний, нарушающих международные договоры РФ, т.е. деяний, представляющих различную степень опасности. Поэтому необходимо четкое распределение мер наказаний за их совершение в ст. 356 и (или) других нормах УК РФ.
До 2011 года минимальные сроки лишения свободы были предусмотрены в нормах УК РФ о всех особо тяжких преступлениях и о многих тяжких насильственных преступлениях. С 2011 года минимальные сроки лишения свободы отменены за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (ст. 111), хищение предметов или документов, имеющих особую ценность (ст. 164), все виды кражи, мошенничества, присвоения и растраты (ст. 158 – 160), грабеж, предусмотренный ч. 2 ст. 161 УК РФ, разбой, предусмотренный ч. 1 и 2 ст. 162 УК РФ, и целый ряд других деяний, представляющих различную степень опасности. При этом максимальные сроки лишения свободы за любые из указанных преступлений не превышают 15 лет лишения свободы (лишение свободы за грабежи, разбои, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью любому количеству потерпевших и многие другие подобные опасные или наиболее тяжкие преступления предусмотрено на сроки до 7, 8, 10, 12 и 15 лет).
С 2022 года введена отдельная уголовная ответственность за мародерство (ст. 356.1 УК РФ) и установлены минимальные сроки лишения сроки лишения свободы за особо квалифицированное мародерство (3 и 8 лет (ч. 3 и 4 ст. 356.1 УК РФ)), но максимальные сроки лишения свободы за него составляют 15 лет.
С 2022 года минимальные сроки лишения свободы введены за пытки (ч. 3 ст. 286, ч. 4 и 5 ст. 302 УК РФ), но подобные деяния, совершенные не по воле представителей власти или иных должностных лиц исключены из понятия пыток и отнесены к истязаниям (ст. 117, 112 и 111 УК РФ).
Максимальный срок лишения свободы, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 356 УК, является слишком строгим наказанием за совершение многих деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК, а отсутствие в санкции ч. 1 ст. 356 УК минимального срока лишения свободы, увеличивает вероятность назначения несправедливых наказаний и усиливает коррупционность данной нормы УК, а также создает коллизию нескольких норм УК, применяемых к определенным преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 356 и рядом других норм УК, в частности, разграбление национального имущества на оккупированной территории и различные грабежи или разбои на данной территории, охватывают грабежи и разбои, предусмотренные ч. 3 ст. 161, ч. 3 и 4 ст. 162 УК, и могут быть отнесены к мародерству (ст. 356.1 УК). При этом в санкциях данных норм УК сохраняются достаточно длительные минимальные сроки лишения свободы, составляющие 6, 7 и 8 лет (максимальные сроки составляют 12 и 15 лет соответственно), но, т.к. ч. 1 ст. 356 является специальной нормой по отношению к ч. 3 ст. 161, ч. 3 и 4 ст. 162, ч. 3 и 4 ст. 356.1, данные нормы УК не могут быть применены в совокупности с ч. 1 ст. 356 УК.
Более того, истязания, совершенные с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, либо при наличии других квалифицирующих признаков, пытки и простое убийство могут быть отнесены к деяниям, предусмотренным ч. 1 ст. 356 УК РФ, если они совершены путем применения запрещенных средств и методов ведения войны или являются указанными методами (пытки военнопленных или гражданского населения, убийства без особой жестокости и других квалифицирующих признаков путем применения запрещенных средств ведения войны, вероломных или иных незаконных действий на поле боя либо в других местах в зоне военных действий, смертных казней, исполняемых без решения суда или по решению суда, но незаконно, и других запрещенных методов ведения войны), но истязания, совершенные с особой жестокостью или при наличии других квалифицирующих признаков, пытки и простые убийства, совершенные без признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ, влекут лишение свободы на сроки от 3 до 7 лет (если они не сопряжены с умышленным причинением средней тяжести или тяжкого вреда здоровью), от 4 до 12, от 8 до 15 и от 6 до 15 лет по ч. 2 ст. 117, ч. 4 и 5 ст. 286, ч. 3 и 4 ст. 302 и ч. 1 ст. 105 УК РФ соответственно. Поэтому за них установлены сравнительно длительные минимальные сроки лишения свободы, но максимальные его сроки за их совершение составляют значительно меньше 20 лет.
Наказание в виде 20 лет лишения свободы может быть назначено любому лицу, совершившему соответствующее преступление в возрасте не моложе 18 лет, подлежащему уголовной ответственности, но данное наказание является наиболее строгим наказанием за одно особо тяжкое преступление во всех случаях, в которых за преступление предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, либо запрещено их назначение осужденному мужчине в возрасте от 18 до 64 лет, а также для мужчин, достигших возраста 65 лет, и женщин. Большие сроки лишения свободы могут быть назначены только по совокупности преступлений или приговоров (лишение свободы на сроки до 25, 30 или 35 лет). При этом в УК РФ отсутствуют правила, обязывающие назначать меньшие максимальные сроки лишения свободы по нормам УК РФ, не предусматривающим пожизненное лишение свободы или смертную казнь, чем по нормам, их предусматривающим, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, несовершеннолетним или многим другим лицам, которым запрещено назначение пожизненного лишения свободы или смертной казни. Поэтому любому совершеннолетнему лицу, осужденному за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 356 УК РФ, или иное преступление, за которое установлено лишение свободы на срок до 20 лет, но не установлено пожизненное лишение свободы, может быть назначено 20 лет лишения свободы, также, как и осужденному за квалифицированное убийство или иное особо тяжкое преступление, предусматривающее пожизненное лишение свободы, а несовершеннолетнему осужденному может быть назначено максимальное наказание для несовершеннолетних – 10 лет лишения свободы.
Таким образом, лишение свободы на срок 20 лет является наиболее строгим наказанием для женщин, и мужчин, достигших возраста 65 лет, а также для мужчин, совершивших преступление в возрасте не моложе 18 лет, не достигшим возраста 65 лет, а для несовершеннолетних осужденных максимальным наказанием является лишение свободы на срок 10 лет. При этом лишение свободы на срок 20 лет является максимальным наказанием для женщин, и мужчин, достигших возраста 65 лет, совершивших квалифицированное убийство любого количества лиц или иное преступление, за которое предусмотрено пожизненное лишение свободы, а лишение свободы на срок 10 лет является максимальным наказанием для несовершеннолетних, совершивших любые преступления, максимальный срок лишения свободы за которые составляет не менее 10 лет, или по совокупности преступлений либо по совокупности приговоров.
Уголовной ответственности по ст. 356, 357, 353, 358, 359, 164 УК РФ и многим другим нормам УК РФ подлежат лица, достигшие возраста 16 лет (ст. 20 УК РФ), поэтому лица в возрасте от 14 до 16 лет подлежат ответственности не по данным нормам, а по нормам об ответственности за грабеж, разбой, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека и ряд других подобных преступлений, за которые предусмотрены минимальные сроки лишения свободы. При этом несовершеннолетнему осужденному минимальный срок лишения свободы, предусмотренный соответствующей нормой Особенной части УК РФ, может быть сокращен только наполовину.
Это нелогично и несправедливо, поэтому необходимо четкое распределение норм УК, в которых отсутствуют минимальные сроки наказаний и норм, предусматривающих конкретные их сроки, по степени опасности предусмотренных ими преступлений.
В нормах УК РСФСР и иного законодательства РСФСР и СССР ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 356 и другими нормами УК РФ о преступлениях против мира и безопасности человечества, была предусмотрена в различных нормах, в которых часто устанавливались минимальные сроки лишения свободы за дурное обращение с военнопленными, применение биологического и ряда других видов наиболее опасного оружия, а также за иные подобные опасные преступления (данные сроки часто составляли не менее 1, 3 или 5 лет). При этом максимальные сроки лишения свободы за их совершение не превышали 1, 3, 5, 10, 12 или 15 лет.
Учитывая принцип обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ), максимальные наказания за любые преступления, совершенные с 1958 по 1996 год, не могут превышать 15 лет лишения свободы по законодательству РФ, за любые преступления, совершенные с 1937 по 1958 год, - 10 или 15 лет, учитывая установление в то время за различные преступления сроков лишения свободы до 10, 15, 20 или 25 лет и сокращение максимального срока лишения свободы до 15 лет в 1958 году, за любые преступления, совершенные с 1922 по 1937 год, - 10 лет лишения свободы, т.к. данный его срок являлся максимальным, а за любые преступления, совершенные до вступления в силу УК РСФСР в 1922 году, 5 лет лишения свободы, т.к. Декретом РСФСР «О лишении свободы и о порядке условно-досрочном освобождения заключенных» от 21 марта 1921 года максимальный срок лишения свободы был установлен равным 5 годам, а его увеличение до 10 лет произошло после вступления в силу УК РСФСР 1922 г.
Поэтому ко всем лицам, совершившим особо тяжкие преступления до вступления в силу УК РФ, подлежащим уголовной ответственности на момент совершения преступлений и по срокам давности (если срок давности не применяется или прерван совершением нового преступления определенной категории), находящимся в живых на момент их осуждения должны быть применены нормы прежних УК и других законов, предусматривающие сроки лишения свободы менее 20, 15, или 10 лет. При этом для данных лиц, совершивших преступления до 1958 и, тем более, 1937 года сроки лишения свободы до 15, 10 или 5 лет могут быть пожизненными либо они могут быть освобождены от наказаний по состоянию здоровья или иным законным основаниям, но для большей части данных лиц, совершивших преступления до 1996 года, сроки лишения свободы до 10 или 15 лет не являются такими же строгими наказаниями, как сроки до 20 или более лет.
Максимальные сроки лишения свободы, не превышающие 15 лет, предусмотрены УК Германии и ряда других стран мира как максимальные сроки лишения свободы, менее строгие, чем пожизненное лишение свободы, и предусматривались в ряде стран мира как наиболее строгие уголовные наказания для части или всех категорий осужденных.
Учитывая вышеизложенное, необходимо введение правил пропорционального распределения наказаний для осужденных преклонного возраста и других категорий осужденных, которым запрещено назначать пожизненное лишение свободы и смертную казнь, или для которых лишение свободы является излишне строгим наказанием, решение вопроса о введении общих максимальных сроков лишения свободы за наиболее тяжкие преступления для конкретных категорий осужденных, и отмена лишения свободы за ненасильственные преступления или преступления, не повлекшие тяжких последствий.
В УК различных стран мира деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 356 УК РФ, указаны в различных нормах и разделены по наказаниям соответственно степени их опасности, поэтому за деяния, не связанные с убийством и другими насильственными особо тяжкими преступлениями, включая незаконное использование знаков Красного Креста и другой символики, охраняемой международными договорами, обычно предусмотрено не более 2, 5 или 7 лет лишения свободы, а за убийство военнопленных и другие наиболее тяжкие преступления предусмотрены наиболее строгие наказания, установленные законом (лишение свободы на сроки до 20 или более лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь (в зависимости от закона конкретного государства)).
Учитывая вышеизложенное, необходимо приравнивание по наказаниям к убийству и умышленному причинению тяжкого вреда здоровью всех международных и иных преступлений, сопряженных с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, либо являющихся по своему содержанию видами убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.
Внесение данных изменений возможно путем установления пожизненного лишения свободы и максимальных определенных сроков лишения свободы за все виды развязывания или ведения агрессивной войны, применения оружия массового поражения или других запрещенных средств и методов ведения войны, наёмничества и других международных преступлений, если они повлекли убийства либо умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное с особой жестокостью, массово или с причинением наиболее тяжких телесных повреждений, делающих человека беспомощным, и справедливого распределения сроков лишения свободы и других менее строгих наказаний за преступления, не повлекшие данных последствий, либо путем отмены пожизненного лишения свободы с установлением максимальных сроков лишения свободы именно за вышеуказанные преступления, при справедливом распределении менее длительных сроков лишения свободы и других менее строгих наказаний за преступления, не повлекшие данных последствий.
При этом необходимо установление за любые преступления наиболее строгих наказаний, предусмотренных по совокупности преступлений или приговоров, если указанные преступления совершены с пытками и иным жестоким обращением с людьми, сопряженным с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью или умышленным причинением наиболее тяжкого вреда здоровью человека, влекущего лишение человека возможности самостоятельного удовлетворения необходимых потребностей и введение его в беспомощное состояние, либо его смерть в течение нескольких месяцев или лет, либо с убийством, совершенным с особой жестокостью или в отношении многих людей, либо за незаконные смертные казни и иные подобные деяния, четкое распределение наказаний по степени опасности за менее тяжкие преступления и отмена лишения свободы за деяния, не причинившие вреда здоровью человека, тяжких последствий или иного существенного вреда, который может непосредственно повлечь указанные последствия.
При внесении данных изменений, учитывая несправедливое распределение в УК РФ и ином законодательстве РФ наказаний и иных мер воздействия на виновных в совершении преступлений и иных общественно опасных деяний лиц, необходимо:
1) распространить имеющиеся наиболее строгие ограничения и запреты на применение смягчающих наказания мер, а также максимальные сроки лишения свободы по совокупности преступлений или приговоров (30 и 35 лет соответственно) на лиц, виновных в массовых или жестоких убийствах либо в жестоком или массовом умышленном причинении тяжкого вреда здоровью людей, либо в умышленном причинении наиболее тяжкого вреда здоровью человека (лишении всех органов, позволяющих человеку самостоятельно существовать и удовлетворять свои основные потребности, введении в паралич и т.п.);
2) решить вопрос об отмене смертной казни как наказания, противоречащего идеям гуманизма, и не влекущего реального пресечения совершения убийств и других подобных наиболее тяжких преступлений;
3) исключить пожизненное лишение свободы за все преступления, не сопряженные с убийствами или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека, и решить вопрос о его сохранении только в качестве исключительной меры наказания за жестокие или массовые убийства и другие подобные преступления или об отмене данного наказания с его заменой сроками лишения свободы, близкими к пожизненным для осужденных в возрасте от 18 до 64 лет (например, сроками от 35 до 70 лет), либо меньшими сроками лишения свободы, достаточными для пресечения данных преступлений и пропорциональными возрастам осужденных;
4) установить максимальный срок по совокупности приговоров (35 лет) за совершение массовых убийств и других подобных преступлений с распределением меньших сроков лишения свободы по степени опасности конкретных преступлений либо отменить повышенные сроки лишения свободы по совокупности преступлений или приговоров с распределением сроков лишения свободы, делающим их пропорциональными степени опасности деяний и возрасту осужденных, и решением вопроса о сокращении максимального срока лишения свободы за особо тяжкое преступление (20 лет);
5) четко разделить по наказаниям и иным мерам воздействия насильственные и ненасильственные преступления;
6) решить вопрос о смягчении или отмене наказаний за убийства и другие насильственные преступления, совершенные во время равного поединка, или с согласия потерпевших, либо из мести за совершение жестоких или массовых убийств пыток и других подобных наиболее опасных преступлений, либо при опасении их дальнейшего совершения или невозможности их своевременного пресечения в случае их совершения.
Учитывая излишнюю строгость и низкую эффективность применения лишения свободы для противодействия насильственной преступности, необходима отмена лишения свободы за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, в отношении всех лиц, осужденных за их совершение с полным и всестороннем научным рассмотрением вопроса о его постепенной и поступательной отмене за многие или все преступления с заменой более гуманными и эффективными видами наказаний, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности, при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ позволит четко распределить наказания в УК РФ и исключить нарушение конституционных прав человека.
Недостатки распределения наказаний за преступления и другие противоправные деяния в законодательстве различных государств часто отмечались учеными и философами различных государств.
В частности, Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов» писал, что не следует смешивать преступлений с мелкими нарушениями полицейских правил, совершаемыми изо дня в день, указывая, что у полиции нет времени на проведение тщательного расследования дел о каждом нарушении и совершенно противно природе вещей, когда злоупотребляющий оружием не несет большей ответственности, чем тот, кто только его носит при себе, что имеет место в одной итальянской республике (Венеции).
Монтескье также писал в указанном сочинении о недопустимости применения одинаковых наказаний к лицам, совершившим воровство или убийство, указывая, что в Китае разбойников положено рассекать на части, а простых воров - нет, поэтому там воруют, но не убивают, а в Московском государстве, где воров и убийц наказывают одинаково, грабеж всегда сопровождается убийством, чтобы не оставлять в живых свидетелей преступлений, но в Англии не убивают, потому что воры могут надеяться на ссылку в колонии, а убийцы – нет.
Данное утверждение Монтескье можно отнести к любому несправедливому распределению наказаний за убийства и другие преступления, учитывая распространенность строгих наказаний, являющихся альтернативами смертной казни или устанавливаемых вместо смертной казни, к которым в настоящее время отнесены пожизненные и близкие к ним сроки лишения свободы, и опасность отбывания наказания вместе с преступниками, склонными к совершению убийств, а также другие негативные последствия осуждения за наиболее тяжкие преступления или к наиболее строгим уголовным наказаниям.
Проблемы, указанные Монтескье, остаются нерешенными и настоящее время, поскольку несправедливое распределение наказаний за различные нарушения и преступления встречается в законодательстве различных стран мира.
О негативном влиянии тюрем и других подобных мест лишения свободы писали различные юристы, другие ученые и философы (Н. С. Таганцев, С. П. Мокринский, П. А. Кропоткин, Л. Н. Толстой, Ф. Зимбардо и др.).
П. А. Кропоткин в своих работах «В русских и французских тюрьмах», «Записки революционера» и др. указывал, что тюрьмы, в которых установлены как строгие (в тюрьмах Российской империи), так и либеральные режимы содержания (в тюрьмах Франции) формируют склонности к криминальному образу жизни и являются высшими школами (университетами) преступности, поэтому необходим отказ от тюрем.
С. П. Мокринский в своей работе «Наказание. Его цели и предположения» указывал на негативное влияние лишения свободы, в особенности, его длительных сроков и указывал в качестве максимального срока лишения свободы, после которого происходит привыкание лица к изоляции и утрата лишением свободы функции наказания, 5 лет лишения свободы.
Идея С. П. Мокринского была временно реализована в законодательстве РСФСР принятием Декрета СНК РСФСР от 21 марта 1921 года «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения заключенных», которым в качестве максимального срока лишения свободы был установлен срок 5 лет. Максимальный срок лишения свободы, составляющий 5 лет, планировали установить в проекте первого УК РСФСР, но уже в окончательной его редакции, принятой в 1922 году как УК РСФСР 1922г., данный срок составил 10 лет.
Л. Н. Толстой указывал во многих своих произведениях на вред для личности и общества лишения свободы, других наказаний, воинской повинности и иных принудительных мер. В особенности, осуждал он применение лишения свободы, телесных наказаний, смертной казни, воинских наказаний и иных строгих мер к людям, не совершавшим убийств и других подобных тяжких преступлений, виновных лишь в незначительных правонарушениях либо в отказе от исполнения воинской повинности (принесения присяги) или других государственных повинностей.
Экспериментально доказал вред лишения свободы (в особенности, его строгих режимов) психолог Ф. Зимбардо проведением в 1971 году «Стэнфордского тюремного эксперимента», заключавшегося в имитации отбывания тюремного заключения в тюрьме строгого режима студентами-добровольцами, поделенными на заключенных и охранников. Проведение «Стэнфордского тюремного эксперимента» показало, что люди, исполнявшие роль охранников, достаточно быстро стали приобретать склонность к насилию и жестокости по отношению к тем, кто исполнял роль заключенных, а люди, исполнявшие роль заключенных, стали приобретать склонность к насилию и жестокости, и другие негативные качества. Это повлекло досрочное прерывание «Стэнфордского эксперимента» (эксперимент предполагалось провести за 2 недели, но он длился только 6 дней) и явилось доказательством большого вреда для людей от лишения свободы.
Учитывая вышеизложенное, необходима именно отмена лишения свободы за незначительные деяния (а впоследствии, возможно, и полная его отмена), а не гуманизация его отбывания за их совершение или создание специальных мест лишения свободы и (или) отбывания других подобных наказаний.
В части усиления борьбы с насильственной преступностью, для справедливого распределения наказаний, необходимо введение наиболее строгих уголовных наказаний за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека и другого подобного тяжкого преступления с особой жестокостью или в отношении большого количества людей с использованием любого превосходства в силе перед потерпевшими (нападение на гораздо более слабого человека или групповое нападение, либо нападение со спины или из засады, нападение с ножом, оружием и другими подобными предметами на безоружного человека, нападение с опасным огнестрельным оружием или другими подобными предметами на менее вооруженного человека и т.п.) или уязвимого состояния потерпевших (сон, ограниченность в передвижении по различным причинам и т.п.), либо с предварительным созданием условий для достижения превосходства в силе или уязвимого состояния потерпевших (зажимание в угол, прижимание к полу или стене, связывание, привязывание к чему-либо, обыск и обезоруживание, нанесение травм и т.п.), либо с использованием оружия массового поражения или иного подобного опасного оружия.
Внесение вышеуказанных изменений в УК РФ необходимо в целях: соблюдения прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, сдерживания роста преступности, противодействия коррупции, правильной экономии бюджетных средств, исключения переполнения мест лишения свободы, упорядочивания правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного законодательства.

Практический результат

Соблюдение прав человека, принципов справедливости и равенства перед законом и судом, экономия мер уголовной репрессии, сдерживание роста преступности, противодействие коррупции, правильная экономия бюджетных средств, исключение переполнения мест лишения свободы, упорядочивание правовых норм и дальнейшая либерализация уголовного законодательства.

Решение

Необходимо приравнивание по наказаниям к убийству и умышленному причинению тяжкого вреда здоровью всех международных и иных преступлений, сопряженных с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, либо являющихся по своему содержанию видами убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.
Внесение данных изменений возможно путем установления пожизненного лишения свободы и максимальных определенных сроков лишения свободы за все виды развязывания или ведения агрессивной войны, применения оружия массового поражения или других запрещенных средств и методов ведения войны, наёмничества и других международных преступлений, если они повлекли убийства либо умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное с особой жестокостью, массово или с причинением наиболее тяжких телесных повреждений, делающих человека беспомощным, и справедливого распределения сроков лишения свободы и других менее строгих наказаний за преступления, не повлекшие данных последствий, либо путем отмены пожизненного лишения свободы с установлением максимальных сроков лишения свободы именно за вышеуказанные преступления, при справедливом распределении менее длительных сроков лишения свободы и других менее строгих наказаний за преступления, не повлекшие данных последствий.
При внесении данных изменений, учитывая несправедливое распределение в УК РФ и ином законодательстве РФ наказаний и иных мер воздействия на виновных в совершении преступлений и иных общественно опасных деяний лиц, необходимо:
1) распространить имеющиеся наиболее строгие ограничения и запреты на применение смягчающих наказания мер, а также максимальные сроки лишения свободы по совокупности преступлений или приговоров (30 и 35 лет соответственно) на лиц, виновных в массовых или жестоких убийствах либо в жестоком или массовом умышленном причинении тяжкого вреда здоровью людей, либо в умышленном причинении наиболее тяжкого вреда здоровью человека (лишении всех органов, позволяющих человеку самостоятельно существовать и удовлетворять свои основные потребности, введении в паралич и т.п.);
2) решить вопрос об отмене смертной казни как наказания, противоречащего идеям гуманизма, и не влекущего реального пресечения совершения убийств и других подобных наиболее тяжких преступлений;
3) исключить пожизненное лишение свободы за все преступления, не сопряженные с убийствами или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека, и решить вопрос о его сохранении только в качестве исключительной меры наказания за жестокие или массовые убийства и другие подобные преступления или об отмене данного наказания с его заменой сроками лишения свободы, близкими к пожизненным для осужденных в возрасте от 18 до 64 лет (например, сроками от 35 до 70 лет), либо меньшими сроками лишения свободы, достаточными для пресечения данных преступлений и пропорциональными возрастам осужденных;
4) установить максимальный срок по совокупности приговоров (35 лет) за совершение массовых убийств и других подобных преступлений с распределением меньших сроков лишения свободы по степени опасности конкретных преступлений либо отменить повышенные сроки лишения свободы по совокупности преступлений или приговоров с распределением сроков лишения свободы, делающим их пропорциональными степени опасности деяний и возрасту осужденных, и решением вопроса о сокращении максимального срока лишения свободы за особо тяжкое преступление (20 лет);
5) четко разделить по наказаниям и иным мерам воздействия насильственные и ненасильственные преступления;
6) решить вопрос о смягчении или отмене наказаний за убийства и другие насильственные преступления, совершенные во время равного поединка, или с согласия потерпевших, либо из мести за совершение жестоких или массовых убийств пыток и других подобных наиболее опасных преступлений, либо при опасении их дальнейшего совершения или невозможности их своевременного пресечения в случае их совершения.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 875 голосов

125

Против решения: 176 голосов

К началу списка инициатив