Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
23Ф106388
Уровень инициативы:
Федеральный

Ввести административный штраф за нарушение сроков и порядка предоставления муниципальных услуг

Обоснование необходимости внесения изменений в ст.5.63 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Общественные отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон).
Согласно п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления может предоставлять государственные услуги лишь при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По вопросам местного значения орган местного самоуправления предоставляет муниципальные услуги.
Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги определяется административным регламентом (п.4 ст.2 Федерального закона). Административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов (ст.ст. 3, 13 Федерального закона).
Сложившаяся судебная практика считает, что по смыслу приведенных норм права, ч.1.1 ст.5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространяется только на должностных лиц органа местного самоуправления, допустивших нарушения при предоставлении государственной услуги, и в случае, если нормативное правовое регулирований отношений, возникающих в связи с предоставлением такой услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, и не предусматривает возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц органа местного самоуправления за нарушение порядка и сроков предоставления муниципальных услуг. К примеру, см. Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2019 г. по делу № 16-521/2019.
Вместе с тем, к примеру, согласно п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены:
- утверждение документации по планировке территории;
- выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа;
- выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами);
- выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа;
- осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
- направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;
- направление уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов.
Таким образом, действующая редакция ч. 1.1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не относит к административным правонарушениям нарушения должностных лиц органов местного самоуправления при предоставлении перечисленных муниципальных услуг, не смотря на то, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением перечисленных муниципальных услуг осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации (в данном случае Градостроительным кодексом РФ).
Согласно п.3 ч.1 ст.1.3 КоАП РФ установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.
Таким образом, к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение порядка предоставления муниципальных услуг, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением которых осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации (Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и т.д.).
Значительный объем услуг, который оказывается органами местного самоуправления отнесен к вопросам местного значения, хотя порядок их предоставления регулируется федеральным законодательством. Данное обстоятельство позволяет «уйти» от административной ответственности по ч.1 ст.5.63 КоАП РФ должностным лицам органов местного самоуправления.
К примеру, нарушение срока выдачи разрешения на строительство должностным лицом администрации городского округа административным правонарушением не является, а нарушение срока выдачи разрешения на строительство должностным лицом Министерства природных ресурсов РФ влечет административную ответственность по ч. 1.1 ст.5.63 КоАП РФ. Хотя и то и другое должностное лицо руководствуются при выдаче разрешения на строительство Градостроительным кодексом РФ. Нарушение должностным лицом органа местного самоуправления срока присвоения адреса объекту адресации также не образует состава административного правонарушения.
Интересы потребителей муниципальных услуг не защищены возможностью привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, нарушающих порядок и сроки их предоставления.
В связи с изложенным, предлагается изложить ч.1.1 ст. 5.63 КоАП РФ в следующей редакции:
1.1. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной или муниципальной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной или муниципальной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной или муниципальной услуги заявителю либо предоставление государственной или муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Предлагаемые изменения безусловно позволят решить проблему нарушения сроков предоставления муниципальных услуг должностными лицами органов местного самоуправления, так как повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.5.63 КоАП РФ может повлечь дисквалификацию должностного лица на срок до 6 месяцев (ч.4 ст.5.63 КоАП РФ).
Статья 1.3.1 КоАП РФ, устанавливающая предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях не позволяет установить административную ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за предоставление муниципальных услуг, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением которых осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации (к примеру, Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ).

Практический результат

Введение административной ответственности за нарушение порядка, в т.ч. сроков предоставления муниципальных услуг безусловно позволят решить проблему многочисленных нарушений со стороны муниципальных чиновников, так как повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.5.63 КоАП РФ может повлечь дисквалификацию должностного лица на срок до 6 месяцев (ч.4 ст.5.63 КоАП РФ).

Дополнительные материалы

Решение

Дополнить ч.1.1 ст.5.63 КоАП РФ, введя норму о наказании за нарушение порядка предоставления муниципальной услуги, а не только государственной услуги. Чаще всего люди сталкиваются с предоставлением муниципальных услуг, нежели государственных. Введение административной ответственности за нарушение порядка предоставления только гос услуг, без упоминания муниципальных, является видимо недоработкой законодателя, которую следует исправить.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 351 голос

649

Против решения: 12 голосов

К началу списка инициатив