Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф3229
Уровень инициативы:
Федеральный

Экспертный контроль перечня наркотических средств и прекурсоров

В России действует Федеральный Закон "О наркотических средствах психотропных веществах", контролирующий оборот наркотических веществ. В законе устанавливается перечень наркотических средств и прекурсоров, оборот которых ограничен. В последние годы в этот перечень внесено много веществ, которые по химическому составу не являются наркотиками или прекурсорами.

На данный момент в перечне прекурсоров присутствуют вещества, которые не являются необходимыми для получения наркотиков. Например, к прекурсорам отнесены концентрированные серная, соляная кислоты, перманганат калия, толуол. Это широко применяемые в химическом производстве вещества, ограничение оборота которых отрицательно сказывается на экономике. При этом, в синтезе наркотиков они могут быть заменены другими веществами. Т.е. польза от их включения в прекурсоры сомнительна, а вред существенен.

Аналогичная проблема складывается с обезболивающими, которые необходимы некоторым категориям пациентов. Например, для больных раком на последних стадиях, серьезно травмированным в результате ДТП. В перечень наркотиков входят вещества, не употребляемые наркоманами, но которые сложно получить по рецепту.

К сожалению, ФСКН проще запретить широкий ряд веществ, чем работать с немногочисленными злоупотреблениями, связанными с этими веществами.

В результате такой запретительной политики ФСКН имеем следущую ситуацию:
1. Пациентам, больным раком, очень сложно получить необходимые лекарства. Эти пациенты вынуждены испытывать тяжелейшие боли. Например, http://www.rg.ru/2013/02/22/onkologia.html и это далеко не единичный случай.
2. Пациенты, получившие серьезные травмы при ДТП, испытывают сильнейший травматический шок. Врачи скорой помощи не всегда могут помочь по причине запрета или слишком строго контроля обезболивающих. Более конкретно проблема описана по ссылке http://medportal.ru/mednovosti/news/2012/09/28/tcmkinsp/
3. Врачи, выписывающие рецепты на обезболивающие, рискуют быть осужденными за распространение наркотиков. Осмотрительный врач побоится и не выпишет нужное лекарство, а пациент останется со своей проблемой. Или выпишет, но может стать уголовно преследуемым, как здесь http://medportal.ru/mednovosti/news/2013/05/20/141tramadol/ http://www.rg.ru/2013/05/20/terapevt-site.html
4. Руководителям производств малотоннажной химии проще отказаться от синтеза ряда веществ по причине использования в синтезе реактивов, которые отнесены к прекурсорам. В списки прекурсоров включены широко используемые растворители и неорганические кислоты. Это несет прямой ущерб российской экономике.
5. Научным сотрудникам (химикам-органикам) не удается в РФ выполнить синтез широкого класса перспективных веществ по причине бюрократии и риска быть уголовно преследуемым. Безопаснее и намного проще бюрократически такой синтез провести в других странах, что и делают ученые, и что отрицательно сказывается для науки России.

Существенная часть проблемы заключается отсутствии экспертного контроля при отнесении веществ к наркотикам и прекурсорам: не учитываются отрицательные экономические и социальные последствия запретов. По сути, ФСКН вносит в перечень те вещества, которые удобны этому ведомству, без качественного анализа и обсуждения со специалистами других областей.
Другая сторона проблемы: излишняя бюрократия при работе с веществами и риск необоснованного уголовного преследования. Законодательство не защищает врачей, законно работающих с сильными обезболивающими. Практически получается, что на врачей действует принцип "презумпции виновности". Так же как и на химиков-органиков, работающих с прекурсорами.


Предлагается:

Переработать ФЗ "О наркотических средствах психотропных веществах" и другие законодательные нормативные акты (преимущественно Министерства Здравоохранения), непосредственно связанные с оборотом наркотических веществ и прекурсоров. Внести следующие изменения:

1. В перечень наркотических веществ должны входить только вещества, вызывающие наркотическую зависимость. В перечень прекурсоров - только вещества, имеющие сходную с наркотическими веществами химическую формулу.
2. Перечни наркотических веществ и прекурсоров утверждаются экспертной комиссией. В состав комиссии входят квалифицированные представители от ФСКН, РАН и Министерства Здравоохранения.
3. При включении вещества в перечень комиссия анализирует:
- опасность вещества как наркотического средства или прекурсора,
- возникающий в результате внесения вещества в перечень экономический и социальный ущерб.
Анализ должен быть объективным, т.е. опираться на научные исследования, обсуждения со специалистами смежных областей и на мировой опыт.
4. С учетом вышестоящих пунктов пересмотреть существующий перечень наркотических веществ и прекурсоров и изъять из них:
- Вещества, не имеющие химической формулы, подобной наркотическим средствам. К ним, в частности, относятся растворители, кислоты, окислители, которые широко применяются в химическом производстве и хозяйстве.
- Лекарственные средства, не представляющие интерес для наркоманов, но в тоже время необходимые больным раком, получившим тяжелые травмы.
5. Упростить бюрократию при выписывании рецептов обезболивающих нуждающимся больным.
6. Уточнить случаи, в которых наступает уголовная ответственность: закрепить необходимым для преследования прямой умысел распространения наркотиков. Врач, выписавший лекарство нуждающемуся больному, должен быть защищен законом.
7. Изменить нормативы по хранению лекарственных средств для медицинских работников таким образом, чтобы не допустить ситуации нехватки обезболивающих.

Практический результат

- Возможность онкобольным законно получить обезболивающие,
- Возможность врачам работать с обезболивающими и не опасаться уголовного преследования,
- Возможность химикам-органикам в науке и на производстве работать с ненаркотическими веществами и не опасаться уголовного преследования.

Решение

Экспертный контроль перечня наркотических средств и прекурсоров

К началу списка инициатив