Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф6875
Уровень инициативы:
Федеральный

Ввести в стране систему «Социальный патент» без исключительного права на интеллектуальную собственность и без обязательной лицензии на использование

ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что человечество, особенно в его т.н. цивилизованной части, выбрало себе самое простое, но самое неэффективное и самое небезопасное направление развития – экономико-технократическое, вместо пути самосовершенствования, укрепление безопасности и благоустройства ОБЩЕСТВА. Это приводит к безостановочному истреблению ресурсов планеты и самого человека, взаимному ожесточению и военному противостоянию стран и народов, на что уходит масса сил и средств. Внутренняя безопасность многих стран также на грани.
Многие ученые, основываясь на массе артефактов, утверждают, что наша древнейшая история полна смен цивилизаций, в том числе и технологически более высокоразвитых, чем наша. Смены их были не мирными средствами, а полны конфликтов, в том числе и ядерных. А это означает, что, освоив высокоточную технику ядерного оружия, люди не могли научиться договариваться между собой.
Мы сейчас примерно на этой же развилке. Вместо ориентира на самоуничтожение человечества нам надо освоить искусство строить духовно, социально и организационно совершенные сообщества - чтобы далее развиваться по пути самосовершенствования, совершенствования своего тела и духа. Механизм такого развития по сравнению с механизмами экономического и военного роста пока несовершенен и бесконечно слаб.
Не ломая уже созданное, нам есть смысл поискать, обосновать и по возможности реализовывать инструменты, которые смогут постепенно, но все же достаточно активно скорректировать наш путь в нужную для человечества сторону.

ОПИСАНИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Здесь речь пойдет о реорганизации патентной системы, которая, как не трудно видеть, ориентирует, задает тон работы творчески активных личностей в любой стране, а следовательно обеспечивает прогресс в ту или иную сторону. Далеко не всегда в нужную для общества.
Итак, мы предлагаем разработать новую патентную систему, взяв из существующей всё положительное, добавить нужное и ввести, не прерывая работу существующей.
О прообразе патентной системы, которая должна ориентировать нас на социальный прогресс, есть смысл начать с разговора о недостатках существующей патентной системы

Главными недостатками действующей у нас и во многих других странах патентной системы являются:
1.Большой латентный (скрытый) период перед опубликованием (для информирования инженеров) сути заявок на изобретение: сначала один год. Плюс год-два - экспертиза, длительная переписка с патентным экспертом...
2. Существенно ограниченный перечень патентуемых достижений – не патентуются достижения социальные, некоторые фармакологические биопрепараты и т.д. Эти ограничения обусловлены вполне законным запретом подводить под исключительное авторское право собственности новые решения - устройства и способы, крайне необходимые для здоровья людей. Обходят этот запрет, патентуя технологии, но этим заметно снижают эффективность творческих находок.
3. Высокая стоимость патентной экспертизы из-за необходимости делать поиск аналогов всех заявок в 5-7 странах на глубину до 30...50 лет – в то время, как реально востребовались и востребуются сейчас для патентования за рубежом единицы процентов наших заявок, т.е. по остальным заявкам принятая экспертиза – выброшенные деньги и время. Но эта стоимость в десятки раз возрастает далее, при поддержании патентов в силе. Правда, этот режим принят не случайно: для побуждения авторов к реализации полученного патента и извлечения прибыли, которая и позволяет оплачивать поддержку патента. – Это явное противоречие: проведение экспертизы всей массы заявок на мировую новизну, при том что 98% наших изобретений не выходило за пределы страны.
4.Интимный характер взаимоотношений заявитель – эксперт, что в подавляющем числе случаев позволяет эксперту обходиться с заявкой как угодно небрежно.

Кроме того, как можно видеть, патентная система в принципе обслуживает только принятую нами концепцию технократического развития и практически мало способствует социальному прогрессу – так сказать, по остаточному принципу.

В самый «расцвет» социализма в процессе работы в сфере Госкомизобретений нами была разработана «Последовательная двухохранная патентная система» (ПОДОС, см. рис), социалистическая и по духу, и по содержанию. И предложена сначала руководству Госкомизобретений, а когда не получила поддержки у себя, то была предложена через журнал «ЭКО», тогда самый свободный, на обсуждение общественности страны (Минин Б.А. «Предложения по реорганизации советской патентной системы», № 12 /1980; отклики, обсуждения - № 4 / 1982). Предложения получили безусловную поддержку основной массы изобретателей и специалистов. Но реализована она, как это ни удивительно, не была. Никаких политических, экономических или социальных причин этому увидеть не удалось до сих пор.
Теперь, когда от социализма мы заметно удалились, на ней настаивать нет смысла. Зато появился смысл параллельно действующей технократической системе сделать с использованием некоторых элементов ПОДОС другую социально ориентированную систему, - для тех изобретений, когда автор готов поступиться своими исключительными правами собственника и предоставить всем право использования запатентованного достижения, с ожиданием, что в случае удачного опыта использования пользователи сами, из чувства благодарности, будут перечислять в фонд изобретателя суммы по их усмотрению.
Для реализации этой концепции все работы и процедуры существенно упрощаются. Однако всё же нельзя считать целесообразным решение одномоментной замены действующей системы патентования на новую, ибо для многих заявителей это будет означать потерю привычных экономических стимулов к изобретательству и ряд других неудобств.
В то же время при формировании Системы Социальный патент возможно и целесообразно использование отдельных элементов действующей патентной системы, в частности:
- ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ как устойчивого формообразования (системы взаимосвязанных элементов), используемого изобретателем для написания «формулы изобретения», а затем, при необходимости, и для корректировки ее экспертом по принятой в России форме, - а возможно и проще, в виде логического перечня основных элементов изобретения и получаемых отличий в эффекте;
- ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ «МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССИФИКАТОРА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ» (МКСИ) аналогично «Международному классификатору изобретений (МКИ): в виде дерева целей и средств. Этот классификатор можно строить последовательно по мере получения заявок на социальный патент, а отсутствие МКСИ не должно стать причиной откладывать реализацию Социального патента;
- ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ИЗОБРЕТЕНИЙ - в виде сопоставления структуры представленного изобретения со структурами наиболее близких аналогов с выделением отличий нового от наиболее близкого известного.
- ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИСВОЕНИЯ АВТОРСТВА - по порядку представления в заявке, а если будет отдельное требование – и указание заявителя;
- форма ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОПЛАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ.

Систему «Социальный патент» предлагается ввести параллельно действующей «коммерческой патентной системе» после ее разработки по решению Правительства России и в последующем обсуждения в Госдуме законопроекта «Социальный патент». Предполагается, что при работе над обоснованием законопроекта, в частности, относительно введения «Института социального патентования», целесообразно максимальное полное использование отдельных элементов действующей патентной системы с введением следующих основных ограничений:
- ЗАЯВКА ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ не только формулу изобретения и описание, но и обоснование автором и затем перепроверка экспертом причинно-следственных связей между выявленными отличиями и полученным эффектом (а при наличии - и ущербом), по возможности - всех предполагаемых видов в количественном стоимостном виде: экономического, материального, социального, экологического, морального.... Введение в число расчетных видов экологического эффекта и/или ущерба заставит заявителя относиться к экономии природных ресурсов особенно тщательно;
- ОТКРЫТАЯ ВЫКЛАДКА ЗАЯВКИ в авторской редакции - всей или только реферата, по требованию автора, производится в Интернете в специально организуемом Личном кабинете по каждой заявке в течение 2-5 дней после получения заявки и проверки ее текста по минимуму известных ограничений (отсутствия призыва к насилию и т.п.);
- ЭКСПЕРТИЗА ПРОВОДИТСЯ в течение 4-6 месяцев после выкладки заявки в Интернете с одновременной организацией форума, предусматривающей указание реальных имен или ФИО. За это время экспертом проводится собственный поиск прототипов в национальных границах и ожидание информации об аналогах от пользователей Интернета, в том числе и из зарубежных источников. Наличие сведений о зарубежных аналогах не препятствует выдаче Социального патента, но при этом указывается, что он «выдан по национальным данным», с указанием в описании источника иностранного прототипа;
- это же время экспертизы предполагается использовать ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТ ТРЕТЬИХ ЛИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ДОРАБОТКЕ основного авторского решения - его может принять или не принять только основной автор. Не принятое по каким-то причинам предложение по доработке для общества не теряется: во-первых, оно остается в материалах в Личном кабинете данного предложения и во-вторых, при желании его автора, оно может быть подано как самостоятельное предложение;
- В РЕШЕНИИ О ВЫДАЧЕ ПАТЕНТА по основной заявке, если такое будет принято, указываются ссылки на все найденные экспертом и поступившие из форума прототипы (аналоги); отдельными пунктами формулы изобретения – принятые основным автором предложения «третьих лиц» по доработке, а также контактные данные и финансовые реквизиты: автора (заявителя), авторов доработок и параллельно финансовые реквизиты Института социального патентования для перечисления установленных процентов от пользователей;
- ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ ВЫДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПАТЕНТА: в любом случае – без исключительных права собственности и, следовательно, без необходимости выдачи лицензий на использование, а также введение принципа добровольности при оплате «гонорара» в зависимости от получаемой пользователем полезности (эффективности) – только с указанием имени автора и/или заявителя, но тоже добровольно;
- СУММА ПОШЛИНЫ из-за резкого снижения требований к объемам поиска прототипов будет существенно ниже существующей суммы пошлины за подачу и экспертизу заявки (более 4000 руб.) + за регистрацию заявок и выдачу охранного документа (порядка 3250 руб.). При этом предполагается сниженная нагрузка экспертов по сравнению с существующей – порядка 150 заявок на одного эксперта в год. Но зато социальный эксперт должен будет проводить экспертизу по фонду национальных документов, пока еще не скомпонованных так же упорядоченно, как для технических изобретений. Всё это еще потребуется взвешивать на практике.

Организационно экспертиза новой системы может быть выполнена в виде самостоятельного органа или входить в нынешний орган патентной экспертизы – это на решение Правительства РФ.

РАЗЪЯСНЕНИЯ по отдельным положениям предложенного Варианта см. в прилагаемом материале.

Система Социальный патент относится к разделу «РАЗВИТИЕ СФЕРЫ РАЗВИТИЯ». Для наиболее успешной системы социального развития придется предусмотреть одновременную реализацию пакета взаимосвязанных инициатив, представленных нами в РОИ ранее: т.н. инновативное образование с обучением творчеству; безгрантовое развитие; правосудие на основе возмещения нанесенного ущерба; прозрачная пенсионная система, основанная на накоплении собственных личных средств, и другие, еще только подготавливаемые инициативы Международной Академии общественного развития.
Систему Социальный патент можно сделать и международной, с переводами на несколько языков. Кстати, для получения Социального патента к нам наверняка будут обращаться и зарубежные изобретатели. И наша страна наконец-то сумеет интеллектуальный потенциал получать первой, как ранее целые десятилетия теряла от незаконных копирований своих изобретений за рубежом. Можно попробовать предложить сотрудничество по реализации Системы нескольким странам, начиная с Евразийской экономическая комиссии, ЕС и т.д. Но этот вопрос требует самостоятельного рассмотрения. Частично эти вопросы уже предлагались Еврокомиссии с первого месяца нашего знакомства по поводу Европейского года творчества – 2009.

По поводу добровольной платы пользователями авторов социальных патентов. Сначала, конечно, все будут долго сомневаться, прежде чем послать авторам сто или тысячу рублей, но со временем мы обязательно научимся это делать без особых колебаний. Рост самосознания граждан, тем более с достатком, идет именно к этому. Кстати будет здесь сказать, что аналогия предлагаемой нами Системе Социальный патент уже есть, и очень близкая: система Википедия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая модель системы социального патентования должна существенно расширить перечень патентуемых достижений и одновременно смягчить патентные требования, в частности, - снять исключительное право на объект патентования и исключить затраты на многолетнее поддержание патентов в силе. В то же время режим добровольной доработки изобретений читателями с включением их в состав соавторов и получателей возможного вознаграждения приведет к существенному повышению социальной активности граждан, вместо намного менее результативных политических и иных подобных телодвижений, пока что вынужденно заменяющие целенаправленное общественное развитие за счет активной реализации социальных программ.

Система «Социальный патент» может стать первым в мире концентратором, накопителем социальных новаций - творческих достижений с выраженным социальной эффективностью, это позволит создать настоящий рынок творческих достижений. Эта система обладает и внутренне большими достоинствами. Например, пользователи этой системы при подаче своих заявок в наименьшей мере будут зависеть от бюрократических процедур; предусмотренная предпубликация позволит заявителям не очень долго настаивать на выдаче патента и снимет накал страстей в отношениях между ними и экспертами - ведь даже без выданного Социального патента правило добровольной оплаты пользователями за полученный ими эффект от социального достижения никто отменять не будет. Далее, видимо, главное: принятое в Системе правило доработки первичного достижения превратит изобретательство в активный катализатор общественно полезного творчества.

Практический результат

Россия сейчас может стать на путь корректировки принятого почти повсеместно экономико-технократического развития стран и далее введения пути не альтернативного, но дополнительного, параллельного, а потом и направляющего – социального, а затем и духовного, способного облагородить жизнь землян при значительно меньших затратах ресурсов Планеты и более высоких результатах, с гораздо меньшими материальными контрастами и большей удовлетворенностью населения. Россия, приобретая опыт освоения социальных инициатив у себя, сможет обосновать, разработать и предложить идею и методологию социального развития не только своему народу, но и народам других стран.
Социальный патент может стать одним из направляющих фрагментов этого пути. Есть высокая вероятность, что народ это воспримет с удовлетворением. Любой народ.
При этом если Система «Социальный патент» логически и технически будет выполнена достаточно продуманно и обоснованно, многие интеллектуалы от других стран начнут давать нам свои предложения. А Россия наконец-то станет страной, собирающей сливки, интеллектуальный потенциал от разных народов, как ранее с нее собирали сливки другие страны и целые десятилетия Россия теряла от незаконных копирований своих изобретений для отправки за рубеж. А также от эмиграции своих граждан, не желающих жить в условиях социально крайне неблагоприятных и к тому же без истребования от них всех социальных возможностей. При этом снятие социальной информации другими странами и реализация там наших инициатив едва ли можно будет рассматривать как рост чьих-то конкурентных преимуществ. Это будет выгодно всем.
Введение Системы Социального патента, предусматривающего обязательный расчет всех видов эффекта и ущерба, в том числе и экологического, со временем вольно или невольно наверняка приостановит истребление ресурсов природных и человеческих, взаимное ожесточение и военное противостояние стран и народов, на что сейчас уходит масса сил и средств всех стран. Мы начнем осваивать искусство строить духовно, социально и организационно совершенное сообщество.
Со временем Россия сможет начать формировать всемирную базу социальных реформ. Мы, возможно, освоим стратегию и тактику передачи нашего опыта враждующим группировкам, в том числе политическим, религиозным и иным, чтобы заменить «мечи на орала», битвы оружейные на соревнование в социальном развитии, показывая своё умение развития на пользу своим народам - вместо политических и военных действий, разобщающих и разоряющих эти народы.
Наконец, ожидаемая заинтересованность иностранных граждан участвовать в этой работе и готовность присылать нам свои предложения поднимет авторитет нашей страны.

Дополнительные материалы

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ИНИЦИАТИВЫ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТЕНТ» 1. К заявке на изобретение предусматривается приложение специального реферата, который включит краткое произвольное описание изобретения, рекомендуемые правила реализации изобретения плюс обязательно данные о его эффективности: за счет чего и как образуется польза (по возможности с расчетом эффекта в стоимостном выражении), а также, если возможно появления ущерба, - то кому, как, сколько (ущерб приводится тоже по возможности в стоимостном выражении). Всё это и составит предпубликацию, если по требованию автора не будет публиковаться вся заявка. 2. Заявка с квитанцией об оплате определенной суммы пошлины поступает в Орган социальной экспертизы, где после проверки на наличие обычно не допускаемых данных (призывы к насилию и т.д.) заявка маркируется по кодам МКИ и/или МКСИ (специально созданного Международного классификатора социальных изобретений - отдельного или нового раздела в уже существующем МКИ) и публикуется в редакции автора полностью или только реферата. 3. По результатам экспертизы будет проведена повторная публикация с взаимосогласованными корректировками автора и эксперта, с указанием близких аналогов, кратким изложением их сути и ссылок на имеющиеся публикации - пользователь сам разберется, кому и сколько платить из чувства благодарности. 4. Сейчас, с расширением Интернета, лучше бы сразу предусматривать по каждой заявке ведение форума – причем по обычным правилам «Мозгового штурма» первые 4-5 месяцев возможно будет публиковать только предложения по доработке (естественно, за подлинной подписью или подлинными инициалами), принимаемые или не принимаемые в конце срока экспертизы перед выдачей патента только по усмотрению основных авторов. Так постепенно даже не отшлифованное предложение дорастет до высшей пробы. Проблема соавторства должна отсутствовать: ФИО выбранного из состава форума основным автором соавторов должно выставляться по порядку представления доработки автоматически, и одновременно выставляется каждому соавтору выделенный процент от вознаграждения. Предположительно, при наличии любого количества соавторов-доработчиков от одного и более основному автору должна устанавливаться доля не менее 50, но не более 75 процентов. Окончательную долю каждого соавтора устанавливает основной автор перед выдачей патента, для минимума претензий – поровну между всеми соавторами. 5. С появлением желающих реализовать тот или иной проект можно воспользоваться опубликованными данными. А можно связаться и с автором – его координаты для связи надо публиковать при первой же публикации заявки. Дальнейшее взаимодействие автор – пользователь, в том числе и оплата по результатам, сугубо добровольная, должна быть выполнена путем перечислений. В принципе, при приеме заявки на получение социального патента ограничений по тематике быть не должно, кроме обычных на сегодня (типа унижения национального достоинства и т.п.). После начала работы Системы Социального патента первоначально может идти прием заявок и на ранее опубликованные материалы автора. Спорные случаи авторства двух и более авторов должны решаться именно со ссылкой на дату приоритетной публикации авторов. Публиковаться по новой системе могут предложения и технические, но обязательно со сравнительными параметрами и потребительскими характеристиками (в сравнении с имеющимися лучшими и наиболее известными аналогами) и с полным расчетом ожидаемого эффекта. Это положение вполне объяснимо. Многие достижения, технические в том числе, как правило, сопровождаются ростом социальной эффективности, например, ростом материальных доходов, безопасности, снижением загрязнения сферы обитания: атмосферного воздуха, воды, почвы, повышением материального благосостояния, уменьшением истощения и истребления природы, увеличением скорости социального развития и т.п. Для расчета всех видов эффекта и ущерба имеются достаточно публикаций, которые могут быть использованы для расчета эффективности представляемых достижений в расчете на весь рекомендуемый масштаб использования, единицу применения, на год и т.д. – например, коллективная монография «АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ» (Москва, Экономика, 2008); учебник НОВИСТИКА (LAAP, Saarbruecken, 2012). Они позволяет оценивать достижения на самых ранних этапах, а не ждать, пока авторы состарятся, как это зачастую происходит в Нобелевском комитете. Организовав эту работу, мы существенно приблизимся к выполнению завещания Нобеля: мы должны сделать принципы нашей экспертизы полностью открытыми. Если судить по числу принятых РОИ общественных инициатив - кажется, за полгода порядка полутора тысяч, это значит порядка 3000 инициатив-предложений за год, - то ожидаемое количество заявок для получения Социального патента будет близка к этой цифре. При обработке с обычной нагрузкой порядка 150 заявок в год на одного эксперта всего потребуется порядка 20 экспертов и 10-15 человек в административном и научных подразделениях, то есть около 0,03-0,1 от сегодняшнего состава патентной экспертизы. При этом, как и сейчас, эта часть экспертной работы будет оплачиваться заявителями. Эта оплата, кроме жестких правил оформления заявки (или привлечение консультантов, как это принято, - на платной основе), будет выполнять стабилизирующую функцию от «разноса» желаний граждан вне зависимости от общественной значимости предложений.

Решение

Введение в государстве системы "Социальный патент"

Назад к списку инициатив