Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф3902
Уровень инициативы:
Федеральный

ПРИНЯТИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПЕРЕХОД К ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ ИННОВАЦИОННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!
(Большая просьба сохранить шрифтовое разнообразие. И рекомендация далее применять его везде)

Задачей школы, как и все предыдущие сотни лет, всё еще остаётся в основном вливание в мозги школьников и студентов максимально возможных тонн знаний, без пояснений логики их появления, объяснения, как и почему они возникали, что тогда этому помогало или мешало. При этом преподавание ведется как правило в виде затвердевших дидактических, можно сказать – целиком назидательных приемов преподавания, на требовании простого запоминания готовых непреложных форм, фактов, дат, коэффициентов и т.д.
Например, на уроках русского языка упорно заучивают массу исключений, которые (я, довольно взрослый и много пишущий, это могу утверждать), скорее всего, никогда не встретятся в жизни. И это вместо увлекательного чтения классической литературы и на этих произведениях - познания богатства русского языка и заодно особенности жизни - русской и зарубежной... Далее. В одном классическом сборнике задач по физике Закону Ома посвящено более 50 примеров расчета - типа простого умножения и деления. Вместо обсуждения совершенно необычной истории появления этого закона, разъяснения реальных исключений из него и объяснения приложений этого закона к другим, неэлектрическим носителям. В том числе и в общественной жизни и главное - в ее развитии.
Все воспринимают поданное на уроке как неизменная данность, извечная и навечная. Не говоря уже о полном непонимании их роли в последующем общественном прогрессе. Так школа ежегодно поставляет на рынок миллионы закоренелых консерваторов, пригодных только для воспроизведения кем-то когда-то созданного и в общем-то беспомощных в жизни. Она начисто вытравляет интерес к обучению людей, не заинтересованных даже слышать что-то об инновациях и искренне не понимающих, зачем и кому они нужны. А вместо высшего интереса школа вынуждена разбавлять серые учебные будни разного рода развлекательными играми. А общество вне школы увлеченно тратит свои нейроны и свободное время на бесплодные политические игры вместо увлекательного движения к всеобщему прогрессу.
В результате, по данным польских исследователей, сейчас годятся к научной работе лишь 1 из 200, а к творчеству – всего 1 из 2000 человек! Из всего огромного массива знаний, что нас заставляют учить, по данным социологов, запоминаются всего проценты от вымученного и лишь один процент используется нами в жизни. Это катастрофически малоэффективно. Бессмысленно тратить на это лучшие годы нашей жизни, заставлять страдать учащихся и их родителей от низких оценок за неудовлетворительное освоение почти совершенно бесполезного материала. Да, некий рынок из выпускников образуется – но по критериям, не имеющим никакого отношения к общественным потребностям. Так что многие молодые люди где могут и как могут отворачивают в сторону. У них остается прочная нелюбовь и к наукам, и к ученым. За рубежом - вообще массами бросая школу, а у нас массами склоняясь к этанолу, никотину, наркотикам, а потом, бывает, и попадая в тюрьму.... Переход у нас на самостоятельное творчество (НА ИННОВАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ), отказ от ставки на голое, вымученное запоминание, во-первых, поднимет уровень населения и наверняка отвратит многих ребят от уличных компаний, с которыми всё интереснее, чем на уроках.
Но к требуемым изменениям в преподавании должны быть готовы прежде всего преподаватели, а этого пока нет ни у нас, ни в полной мере в Европе. Мы ездили по Европе (Германии) в 2010 и 2012 годах, но увидели стойкое нежелание учителей что-то менять. Так что сейчас Школа продолжает нести на себе главную вину за катастрофическое снижение здоровья детей и за низкое качество своего продукта – главное, за низкую общественную полезность образования и тем более - духовного воспитания соответственно новым реалиям времени. Но самое главное, на наш взгляд, - за неумение человека, а фактически - всего человечества воспринимать новшества, меняться и менять мир соответственно всё новым и новым требованиям – уже существующим и тем более грядущим. Отсюда очень высокая безработица среди населения западных стран, особенно среди молодежи. В тексте Решения Европарламента-2008 неоднократно подчеркивается решающая роль образования и обучения как факторов расширения творческого потенциала, создания новшеств и повышения конкурентоспособности продукции... «Создание соответствующей системы образования следует считать “как центральное политическое задание”, без которого инновационная способность общества не будет достигнута. Она должна продвигать талант и творческий потенциал от раннего детства и до пенсионного возраста – вопреки существующему положению, когда искра творчества в людях быстро гаснет... Ясно, что традиционные подходы обучения, основанные на прямой команде или чтении лекций, больше не адекватны... Требуется “подсветить”, среди прочего, факторы обеспечения социальной среды... Творческий потенциал и способность к инновационному поведению ...позволяют увеличить привлекательность людей и, следовательно, их шансы на рынке рабочей силы – но, надо добавить, не только в смысле победы среди менее успешными за готовые рабочие места, а и в виде способности создавать новые рабочие места, новые общественно полезные потребности и возможности. Это необходимо для их личного развития - и в равной степени для экономического роста страны». Таково мнение составителей текста к решению Европарламента-2008.
Но и школу, учителей трудно в чем-то обвинить.
Первое официально изданное в нашей стране учебное пособие по творчеству написано журналистом в виде совсем уж вольных рассказов о лучших новациях – но ни глубинного изложения их сути, ни обобщенного изложения самого феномена творчества. Предложенное нами ранее учебное пособие министерство даже не отметило – пришлось издавать его за границей, в Германии, хоть как-то «подогретой» недавно принятым Решением Европарламента (http://talant-abc.narod.ru/tt103nv1.pdf).

На наш взгляд, нам в России сейчас можно и нужно срочно принять и провести проект следующих мероприятий:
1. Подготовка к обсуждению Концепции реформы образования с учетом акцентов на обучение инновационному (инновативному) творчеству. При этом в 2-3-4 раза снижая объем обязательных знаний по обязательным предметам, повышая в них творческую компоненту, с разъяснениями, как и почему появились те или иные законы, какая и почему была борьба за них, и где, как это всё сейчас применяется и как можно оценить их общественное значение (эффект и перспективность). Школе надо научиться создавать полезный интерес обучающихся к преподаваемым предметам. На первом этапе совсем не обязательно срочно переиздавать учебники. Просто издать скорректированные по всем предметам ЕГЭ (убрав из них все, что похоже на вопросы о тапочках Анны Карениной) и по ним учителям помочь ученикам отчеркнуть на полях учебников самое необходимое. А к нему издать серию увлекательных пояснений. Оставшееся в учебниках не отчеркнутым рекомендовать как дополнительные материалы для влюбленных в конкретные предметы;
2. Подготовка текста нескольких учебников НОВИСТИКИ разных авторов по инновативному образованию с основами теории и практики инновационного творчества на 3-4 возрастные категории учеников. Возможно, надо бы начиная с дошкольного возраста и заканчивая первыми курсами вузов. Новый предмет и баллы по нему предусмотреть в специальном ЕГЭ и не считать обязательными, но приплюсовывать к отметкам по остальным предметам. Эти учебники должны будут фактически представлять (естественно, каждый для своего возрастного уровня) всю Теорию общественного развития, сейчас активно развиваемую и ожидающую новых творческих сил;
3. Подготовка обоснования и введение в стране Комитета общественного развития. Он сможет контролировать реализацию всех эффективных новшеств, в том числе и новой системы «инновативного» образования, а также максимально адекватной комплексной методики оценки эффективности и эффекта от инноваций - экономического, материального, социального, экологического, морального..., а также срока морального износа (перспективности) инноваций; этот же комитет сможет наладить сбор сведений о наиболее эффективных инновациях в стране и показать ущерб от их нереализации, а также добиться внедрения стимулов для повышения скорости реализации всего нового и полезного, в том числе и социальных проектов;
4. Подготовка и представление комплекта настойчиво рекомендуемых для всех регионов социально ориентированных проектов и программ. Это необходимо для повышения социального благополучия и безопасности народа.

Если нынешний государственный аппарат образования и науки поймет и примет этот проект, первоначально основными будет выпуск серии четких и ясных учебников новистики для 3-4-х возрастных групп учащихся и четко определенные стимулы для учителей их осваивать. Эти учебники должны включать толстый гуманистический пласт воспитательных функций: люди, которым будет передан мощный инструмент развития, обновления всего общества, обязаны быть пропитанными любовью к этому обществу, а также к природе, из которой мы произошли и которая всех нас кормит. Пример такого учебника мы и попробовали подготовить и издать - см. http://talant-abc.narod.ru/tt103nv1.pdf
Борис Минин, Международная Академия общественного развития (International public development Academy)

Практический результат

Переход в школе на образование с акцентом на обучение творчеству, на полезный интерес к собственному созиданию с отказом от ставки на примитивное запоминание фактов, дат, формул, коэффициентов, которые, как оказывается, в жизни пригодны практически лишь на единицы процентов, наверняка спасет многих ребят от алкоголя, никотина, наркотиков, от дурных компаний, а некоторых потом - и от тюрьмы. Школа сумеет изжить катастрофическое снижение здоровья учащихся, поднять качество образования и духовного воспитания соответственно новым требованием времени – с поголовной заменой всем этим сегодняшних развлекательных игр. Самое главное сейчас, на наш взгляд, - научить человека психологически воспринимать и интеллектуально создавать полезные новшества, чтобы быть архитектором и кузнецом своей жизни, самим меняться и менять мир соответственно всё новым и новым требованиям – уже существующим и грядущим.
Страна, нация, которая первая поймет важность этого перехода, сумеет быстро опередить других. Она продвинется вперед не только от повышения качества подрастающего поколения - этот прирост в единицах ВВП мы предварительно оцениваем приблизительно как +10%. Но самое главное, – начнется постепенное выжигание из психологии народа извечно царствующего консерватизма, чтобы ему постепенно приучиться с интересом, без агрессивной антипатии, воспринимать и принимать полезные новшества - разные новшества, и по возможности их внедрять. А это еще больше, значительно больше, чем +10% ВВП. Разве это не достойная цель?

Дополнительные материалы

Решение

ПРИНЯТИЕ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПЕРЕХОД К ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ ИННОВАЦИОННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Назад к списку инициатив